«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов

Научно-педагогическая школа патофизиологов

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ   ШКОЛА  ПАТОФИЗИОЛОГОВ

Первого  МОСКОВСКОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
имени И.М. СЕЧЕНОВА
                                                         
 

        Кафедра патофизиологии медицинского факультета Императорского московского университета (ИМУ) основана в 1849 году.  Вначале она входила в состав единой кафедры: патологической анатомии и патологической физиологии медицинского факультета ИМУ.

     Первым руководителем  кафедры  с 1849 по 1869 год  был известный патолог и терапевт – профессор  А.И. Полунин.  В тех условиях ему не удалось организовать исследовательской и экспериментальной базы достаточной для научных исследований так и для преподавания. В связи с этим не было и основы для создания и развития научной и педагогической школы.

        Основоположником московской научной школы патологов/патофизиологов стал воспитанник Императорского Московского университета Александр Богданович Фохт (1878-1930). Он возглавлял кафедру с 1880 по 1911 г.  Профессор А.Б. Фохт  прошел  подготовку по экспериментальной физиологии и гистологии под руководством основателя московской гистологической школы А.И. Бабухина, по частной патологии (по терапии) в клиниках профессоров И.В. Варвинского, Г.А. Захарьина и Н.А. Тольского, по патологической анатомии и общей патологии – у А.И. Полунина,  А.Ф. Клейна и Р. Вирхова.  По экспериментальной патологии А.Б. Фохт совершенствовался в Германии -  в Институте общей патологии у Ю. Конгейма. Там он освоил ряд новых экспериментальных методик по воспроизведению и изучению патологии сердечно-сосудистой системы.

        Уже в конце 1880 года А.Б. Фохт организовал первую лабораторию экспериментальной патологии в Императорском Московском университете, которая разместилась в помещении Физиологического института.  При лаборатории вскоре начал работу студенческий научный кружок общей и экспериментальной патологии. Постоянную помощь в проведении экспериментальных исследований и организации практических занятий со студентами, начиная с 1881 г., А.Б. Фохту оказывал ассистент кафедры А.И. Тальянцев.  По разработанному А.Б. Фохтом и А.И. Тальянцевым  плану в 1890 г. был создан первый в России Институт общей патологии при Императорском Московском университете. На базе лаборатории и института под руководством А.Б. Фохта его учениками – клиницистами и экспериментаторами были выполнены 33 докторские диссертации, в основном - по актуальнейшим проблемам патологии сердечно-сосудистой системы.  Результаты работ были опубликованы в ряде оригинальных трудов: в брошюре «Исследования о воспалении околосердечной сумки» (1899), в которой  приведены доказательства существенной роли воспалительных и механических факторов в патогенезе перикардита;  в монографии «О функциональных и анатомических нарушениях сердца при закрытии венечных артерий» (1901), где описаны закономерности развития коллатералей в миокарде при его коронарогенной ишемии;  в книге  «О нарушении кровообращения и деятельности сердца при эмболии легочной артерии» (1903). В этом, написанном совместно с его учеником – В.К. Линдеманом,  труде раскрыты механизмы гемодинамических компенсаторных реакций при нарушении кровотока в легочной артерии.  А.Б. Фохт и  В.К. Линдеман  задолго до Г. Швига и В.В. Парина впервые выявили и описали «пульмокоронарный рефлекс».  Под редакцией А.Б. Фохта, с 1896 по 1902 год, были изданы четыре тома Трудов Института общей патологии, куда вошли результаты совместных работ с ведущими клиницистами Москвы.  

          Таким образом, уже в начале XIX века профессор А.Б. Фохт впервые в России и Европе создал новое – клинико-экспериментальное направление патофизиологии и общей патологии, ориентированное на формирование научных основ клинической медицины. Начав свою деятельность как патологоанатом, владеющий техникой микроскопического исследования, он был блестящим патофизиологом-экспериментатором, способным к широким теоретическим обобщениям.  В отличие от большинства профессоров  общей  патологии  и  патоанатомии,  проф.  А.Б. Фохт со дня окончания университета на протяжении всей жизни занимался еще и медицинской практикой. Он был широко известен как видный московский клиницист (кардиолог и педиатр). Уникальное объединение одной личностью, с одной стороны, искусства владения тонкими методами экспериментального исследования и, с другой -  знаний патофизиолога, патоморфолога и клинициста, преодолевшего искусственные препоны, которыми пытались (и пытаются сейчас) надуманно разделять (или подменять) патоморфологию, патофизиологию и клиническую медицину, позволило профессору А.Б. Фохту создать уникальную – клинико-экспериментальную научную школу. Эта школа характеризовалась следующим алгоритмом: при работе с пациентом у врача-исследователя возникают вопросы об этиологии и патогенезе конкретного заболевания у конкретного пациента. Эти вопросы решаются совместно с патофизиологом в рационально построенных экспериментах на животных. Далее, экспериментальные данные используются (при должной корректировке и экстраполяции) в клинике с учетом своеобразия жизнедеятельности больного человека.  Важной особенностью метода А.Б. Фохта являлись разработанные им совместно с А.И. Тальянцевым методики хронического эксперимента, позволяющие следить за развитием патологического процесса во времени на протяжении года и более.  

        С 1911 по 1913 гг. кафедрой общей патологии заведовал один из ближайших учеников и соратник  проф. А.Б. Фохта – Антон  Иванович Тальянцев  (1858-1929),  который последовательно развивал фохтовское клинико-экспериментальное направление в науке. Результаты научных изысканий он обобщил в докторской диссертации «Материалы по вопросу о влиянии механических препятствий на кровообращение» (1892).  Помимо  сугубо научных трудов,  А.И. Тальянцев издал уникальный труд – «Краткий курс общей патологии», содержавший более 500 страниц и выдержавший 5 переизданий.  В 1913 г. сотрудник института и кафедры  общей патологии Ф.А. Андреев опубликовал книгу: “Опыты восстановления деятельности сердца, дыхания и функций центральной нервной системы”, в которой изложил свой метод оживления организма (путем нагнетания в сосуды артериальной крови).  Позднее, под руководством Ф.А. Андреева сотрудниками института и кафедры С.С. Брюхоненко и С.И. Чечулиным, была разработана методика длительного переживания и функционирования изолированной головы собаки.  Тем самым было положено начало нового направления в медицине –  реаниматологии, которое  далее было развито выдающимся сотрудником кафедры – В.А. Неговским.

            Другой ученик А.Б. Фохта - Гавриил Петрович Сахаров (1873-1953), руководивший кафедрой с 1914 по 1929 гг., продолжал исследование патофизиологии эндокринных заболеваний, а также развивал новое научное направление, предпосылки которого профессор А.Б. Фохт заложил в последнее десятилетие работы на кафедре: роль изменённой иммуногенной реактивности организма в возникновении аллергических состояний, а также – этиологию, патогенез и методы их терапии. В 1904 году Г.П. Сахаров в опытах на морских свинках впервые описал и изучил механизмы развития фундаментального феномена иммунопатологии – явления сывороточной анафилаксии и гиперергического воспаления, обозначенные в научной литературе как феномен Артюса-Сахарова. 

             В 1929-1947 гг. кафедральный коллектив возглавлял профессор Семен Сергеевич Халатов (1884-1951). Он продолжил исследования своих предшественников о роли гормонов в жизнедеятельности организма и механизмов эндокринных расстройств, а также создал оригинальную модель, изучил молекулярные механизмы и сформулировал метаболическую концепцию атерогенеза и холестериновой болезни.  Результаты исследований гормональных свойств хориона и механизмов  эндокринных нарушений  проф.  С.С. Халатов обобщил в книге «Физиологическая эндокринная система и эндокринопатии в свете новой теории природы и происхождения гормональных начал» (1944). В этом труде  проф.  С.С. Халатов обосновал положение о том, что в живом организме наибольшей биологической активностью обладают продукты обмена эмбриональных тканей и желез внутренней секреции, которые включают  клетки  эпителия, обладающие отдельными свойствами эмбриональных клеток.  Результаты многолетних  клинических исследований и экспериментальные данные легли в основу монографии проф.  С.С. Халатова  «Холестериновая болезнь в ее патофизиологическом и клиническом значении» (1946), где автором обсуждаются наиболее вероятные причины гиперехолестеринемий (в том числе эндогенных), сформулирована  концепция о холестериновой болезни человека, описаны механизмы атерогенеза и его патогенные последствия.

              Ученик Г.П. Сахарова–профессор Стефан Макарович Павленко (1900-1981), заведовавший кафедрой с 1947г. по 1976г., разработал практически значимые концепции специфической и неспецифической сенсибилизации организма, саногенеза и предболезни, основанные на анализе экспериментальных исследований аллергических реакций, эндокринопатий, гипоксических состояний и гемотрансфузионного шока.  Проф. С.М. Павленко показал, что патогенез и саногенез болезни неразрывно связаны между собой. Диалектика их соотношения определяет качественные и количественные особенности заболевания, динамику его развития, тот или иной его исход. При этом патогенез, по мнению проф. С.М. Павленко, свойственен лишь патологии. Саногенетические же механизмы реализуются как в здоровом, так в заболевающем, больном и выздоравливающем организме. В связи с этим, задача врача  заключается в блокировании звеньев патогенеза и потенцировании механизмов саногенетических реакций, последних – особенно на стадии предболезни  и  на  ранних этапах болезни.    

            Преемник  по  кафедре - ученик С.М. Павленко - профессор Николай Иванович Лосев (1920-2000), руководивший коллективом с 1976 г. по 1991 г., выявил и описал закономерности развития адаптивных процессов и развития терминальных форм деятельности дыхательного центра в условиях нарастающей по тяжести острой гипоксии различного генеза. В оригинальных исследованиях проф. Н.И. Лосевым было показано, что возникающие в организме сдвиги на ранних этапах гипоксии активируют систему дыхания и другие физиологические системы, обеспечивающие оптимальный уровень биологического окисления. При нарастании степени  гипоксии реактивные свойства дыхательного центра существенно меняются, формируется иной, чем в норме, стереотип реагирования и новая программа регуляции дыхательного центра. В результате этого развивается терминальное дыхание. Н.И. Лосеву и его коллегам  удалось получить модель устойчивого в течение нескольких часов терминального дыхания. При этом  поддерживался достаточный для сохранения жизнедеятельности организма объем альвеолярной вентиляции.  Улучшение энергетического обеспечения нейронов дыхательного центра обеспечивало увеличение объема дыхания и тенденцию к восстановлению жизнедеятельности  организма. Было доказано также, что стабильный терминальный режим дыхания может служить адекватной экспериментальной моделью для изучения реактивных свойств системы внешнего дыхания при различных экстремальных состояниях

         С 1991 года  традиции созданного профессором А.Б. Фохтом клинико-экспериментального направления научных исследований на кафедре возрождены и развиваются на современном уровне знаний, технологий исследования и внедрения во врачебную практику его заочным учеником, а также непосредственным учеником профессоров С.М. Павленко и А.Х. Когана  –  членом-корреспондентом РАМН, академиком РАЕН и МАН ВШ, профессором П.Ф. Литвицким. На кафедре разрабатываются вопросы этиологии, патогенеза, принципов диагностики, терапии и профилактики наиболее социально значимых форм патологии и болезней человека: коронарной и сердечной недостаточности, стенокардии и инфаркта миокарда, атеросклероза и иммунопатологических состояний, новообразований, бронхиальной астмы, нарко- и токсикоманий.

          Патофизиология как наука на современном этапе развития медицины не ограничивается экспериментами на животных. Она не замыкается в рамках вивария. Это уже отдалило патофизиологию от реального медицинского мира.  Патофизиологи  должны («по определению») участвовать в разрешении реальных современных медицинских проблем совместно с врачами, используя свой основной,  уникальный и действенный  метод исследования – моделирование. Применение метода моделирования позволяет анализировать проблемы этиологии, патогенеза, методов диагностики, лечения и профилактики любой болезни и патологического процесса. При этом может использоваться весь диапазон возможных моделей: от биологических (на животных и/или    материале, взятом у пациента – его биологических жидкостей, клеток, тканей, фрагментов органов и др. – при соблюдении законов деонтологии и гуманизма) до логических, интеллектуальных, математических и компьютерных моделей.

         Именно такой подход позволил сотрудникам кафедры патофизиологии ММА им. И.М. Сеченова:   1) впервые выявить и описать ключевую роль активных форм кислорода, свободных радикалов органических и неорганических соединений как при реализации адаптивных реакций в норме и патологии, так и при возникновении и развитии болезней и патологических процессов у человека (новообразований и атеросклероза, коронарной недостаточности и инфаркта миокарда, бронхиальной астмы, язвенной болезни и наркотической зависимости);  2) сформулировать концепцию об амбивалентной (адаптивной и патогенной) роли свободнорадикальных процессов в патологии человека;   3) создать общую теорию патологии сердца;   4) обосновать концепцию о коронарной недостаточности как о совокупности двух синдромов:  ишемического и реперфузионного, а не только одного – ишемического  (как считалось ранее);   5) сформулировать представление о реперфузионном кардиальном синдроме у пациентов с транзиторной коронарной недостаточностью;  6) выявить и описать ранее неизвестную закономерность, заключающуюся в характерных изменениях экспрессии цитолеммальных дифференцировочных молекул (CD) клетками системы иммунобиологического надзора при развитии заболеваний человека различного генеза, что имеет существенное диагностическое и прогностическое значение. На этой основе разработана практически значимая рекомендация о необходимости включения показателей экспрессии CD молекул лейкоцитов в число параметров оценки состояния здоровья населения, характера течения заболеваний, эффективности их лечения, а также степени адаптируемости человека к   факторам среды.      

           Научная школа кафедры патофизиологии ММА им. И.М. Сеченова оказала существенное влияние на развитие отечественной и зарубежной патофизиологии и клинической медицины. Виднейшие представители этой школы возглавили кафедры и лаборатории в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Варшаве, Пекине, Лондоне, Оксфорде и других крупных университетских городах мира.  Проф. А.И. Тальянцев заведовал кафедрой в Днепропетровске.  Проф. Д.Д. Плетнев стал крупным отечественным клиницистом-кардиологом,  а проф. Ф.А. Андреев - одним из ведущих специалистов в области сердечно-сосудистой патологии. Проф. Ф.Ф. Венулет развивал идеи школы А.Б.Фохта в Польше, где  возглавлял кафедру общей и экспериментальной патологии Варшавского университета. Проф. В.К. Линдеман  на протяжении 20 лет руководил кафедрой общей патологии Киевского университета, а затем - Ягеллонского университета в Польше.  Г.П.Сахаров работал профессором кафедры общей патологии Варшавского (1910-1914) и Московского (1914-1929) университетов, а с 1933 по 1950 г. руководил кафедрой патофизиологии 2-го Московского медицинского института. Сотрудник кафедры В.Г. Коренчевский  с  1912 г. был профессором общей патологии Санкт-Петербургской Военно-медицинской академии, с 1920 г. - директором лаборатории Листеровского института профилактической медицины в Оксфорде и отделения физиологии Медицинской школы больницы Св. Варфоломея в Лондоне. В 1939 г. В.Г. Коренчевский основал общество по изучению проблем старческого возраста с филиалами в Европе, США и Аргентине, а затем - Международную геронтологическую ассоциацию. В связи с этим многие называют его “отцом мировой геронтологии”.  Проф. В.А. Неговский заложил основы и разработал ключевые положения реаниматологии, создал новую научную специальность и  учебную дисциплину, организовал систему НИИ и практических учреждений по реаниматологии в СССР и в ряде других стран. Проф. П.Д. Горизонтов создал научную базу патофизиологии лучевых поражений организма и внес существенный вклад в развитие концепции стресса. Ученики  профессоров  С.М. Павленко,  Н.И. Лосева,  П.Ф. Литвицкого и в настоящее время являются руководителями кафедр и лабораторий патофизиологии медицинских вузов и научно-исследовательских учреждений в различных городах нашей страны.  Представители научной школы кафедры патофизиологии пользуются заслуженным авторитетом в России и  далеко за ее рубежами.

                                                                                                                                                                                         П.Ф. Литвицкий,
                                                                                                                                                                                           Ю.А. Шилинис,
                                                                                                                                                                                                Х.М. Батаев.