«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
24.06.2010

Галина Сквирская: консультация психолога крайне необходима автомобилистам

Минздравсоцразвития и ГИБДД намерены ужесточить процедуру обязательного медосмотра для автомобилистов. Предусматривается сокращение срока действия медицинских справок, расширение перечня болезней, при которых будет запрещено управлять автомобилем, а также планируется разработать более надежную защиту бланков медицинских справок от подделок. С подробностями для "Вести ФМ" - главный научный сотрудник НИИ общественного здоровья и управления здравоохранения Московской медицинской академии имени Сеченова Галина Сквирская.

"Вести ФМ": Галина Петровна, здравствуйте! Что, по вашему мнению, нужно добавить в перечень недугов и болезней, при которых нельзя управлять автомобилем?

Сквирская: Вы знаете, сегодня роль человеческого фактора в структуре ДТП настолько велика, что это даже не обсуждается. Качество транспортных средств значительно улучшилось за последние годы. Хоть я и не автодорожник, я это прекрасно понимаю, как, я думаю, и слушатели. Что касается ситуации, когда плохо за рулем, смерть за рулем, каких-то острых заболеваний, острых состояний, когда человек теряет возможности к адекватному поведению и ведению транспортного средства, это очень важно. Поэтому я могу только поддержать те меры, которые сегодня предложил Минздрав и ГИБДД. Также и утвержденные меры, ужесточающие требования по содержанию алкоголя в крови, это тоже очень важно для нашей страны. И решение было принято не очень корректное в свое время. Я хочу поддержать и очень важную консультацию медицинского психолога - это крайне необходимо, потому что сегодня неадекватное поведение за рулем и на дороге – это и следствие человеческой незрелости, и стремление показать степень "крутизны" себя и своего транспортного средства. Собственно, всё это приводит к очень высокому уровню дорожно-транспортных происшествий. Со списком заболеваний готова согласится, я их поддерживаю, считаю, что это очень правильно, но я бы хотела внести еще одну очень серьезную проблему на обсуждение - это порядок медицинского освидетельствования на право вождения транспортных средств. Вот в советские времена, хорошо это было или плохо, но мы обслуживались только в поликлинике по месту жительства. Сегодня эта поликлиника, с которой заключен договор обязательного медицинского страхования. И в принципе, когда нормативные документы закладывались, определялось, что медицинское освидетельствование на право вождения транспортным средством я как гражданин должен проходить в том лечебном учреждении, в котором я постоянно обслуживаюсь по системе ОМС. Что это значит? Это значит – меня смотрит мой участковый лечащий врач или врач общей практики. Там есть моя амбулаторная карта со всеми диагнозами и обращениями на протяжении жизни. Это существенно снижает возможность ошибки. Сегодня за 300 или, может быть, больше рублей я за любым углом могу пройти "освидетельствование" - в лучшем случае мне померят давление и выдадут этот документ.

"Вести ФМ": Услуги предлагают так называемые шоферские комиссии. Там услуга - платная.

Сквирская: Услуга платная везде - это нормально. Но никто не запрещал нашей обычной городской поликлинике, в которой обслуживается наш пациент, заключать такой договор с любым гражданином. Это право дано и разрешено, это платная услуга.

"Вести ФМ": То есть у вас гораздо более доверия к районной поликлинике?

Сквирская: Она ответственность больше несет. У пациента, который в ней обслуживается, там есть амбулаторная карта, есть лист уточненных диагнозов.

"Вести ФМ": А что вы скажете о сроках перепроверки здоровья водителей? Теперь предлагается делать это 1 раз в 2 года.

Сквирская: Вы знаете, это тоже правильно. Давайте попробуем 1 раз в два года. Сегодня ситуация настолько подвижна, что, конечно, нужно смотреть в динамике, потому что сегодня я сдала на права и все хорошо, а завтра у меня развилось тяжелое заболевание. Это не значит, что каждый день меня надо осматривать, но хотя бы раз в два года – это правильно.

"Вести ФМ": Вы отметили особую роль психолога. Какие еще специалисты, на ваш взгляд, должны более внимательно работать с будущими водителями и с действующими водителями?

Сквирская: С учетом того перечня заболеваний, который вносится, это врач-терапевт, особенно участковый терапевт, это офтальмолог и невролог обязательно.

"Вести ФМ": Но вот в списке предложенных заболеваний, которые станут препятствием для вождения, есть ряд онкологических заболеваний. Это важно?

Сквирская: Конечно, важно. Но это не значит, что консультация онколога должна быть определяющей, это значит, что должна быть консультация терапевта и, может быть, хирурга, потому что, вы понимаете, что онкология - это консультативная помощь и осматривать просто пациентов на предмет – а вдруг у него что-то есть - это нерентабельно и нереально.

"Вести ФМ": А что вы скажете об уровне знаний и подготовки специалистов–медиков, которые работают вот в этих так называемых шоферских комиссиях?

Сквирская: Дело ведь не в уровне. Коррупция у нас не потому, что все люди плохие, а потому, что порядок такой организован. Это могут быт хорошие доктора, но если им говорят, что ты включен в платную шоферскую комиссию, которая работает совершенно самостоятельно, и что тебе прислали пациента, ты меришь давление – этого достаточно, мы хотим или не хотим – нивелируем эти подходы и даже хороший доктор не осматривает внимательно.


Исходная статья: Вести.Ru"