«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
В России создадут культ таланта 06.05.2010

В России создадут культ таланта

Своего ребёнка одарённым считают около 50 процентов российских родителей. А вот работники детсадов и школ придерживаются другой точки зрения, утверждая, что детей с выдающимися способностями крайне мало. Как в юном создании разглядеть талант и помочь ему в полной мере раскрыться, обсудили в Общественной палате РФ. 

Открывая заседание, ректор ГУ-ВШЭ, председатель комиссии по реформированию образования ОП РФ Ярослав Кузьминов отметил, что в модернизации России определяющую роль сыграет креативный класс. Правда, единого мнения о том, кого причислять к этой группе, пока не сложилось. Одни считают, что это сообщество профессоров, другие говорят о бизнесменах, третьи называют художников (в широком смысле этого слова).

«Креативный класс — это не только инженеры или, допустим, представители балета, — подчеркнул Ярослав Кузьминов. — Это более широкая группа людей, получивших качественное образование и занятых созданием нечто нового, что приносит пользу окружающим. В инновационной экономике основным двигателем обновлений выступают не министры, не президент, а та масса работающих людей, которая занята созданием нового. В развитых странах такая группа составляет 20—30 процентов населения».

В России, по мнению Кузьминова, огромное количество людей не смогли попасть в креативный класс, потому что сначала в школах, а затем в вузах у них убили творческие способности.

Школа губит таланты

По статистике, в России — семь процентов одарённых детей. А в Канаде считают, что их в этой стране — 70. Такие цифры свидетельствуют о разных точках зрения в отношении таких понятий, как «одарённость», «креативность», «гениальность», «талант».

Наиболее эффективно творческие способности детей развиваются в учреждениях дополнительного образования. Их посещает почти половина всех школьников, сообщила президент образовательного холдинга «Наследник», зампредседателя комиссии по реформированию образования ОП РФ Любовь Духанина. Правда, она заметила, что эти данные могут не в полной мере соответствовать действительности, так как трудно учесть, когда один ребёнок посещает 2—3 кружка. Поэтому, по приблизительным подсчётам, речь идёт о занятости в сфере допобразования 30 процентов детей. Наверняка, их было бы больше. Однако подавляющее большинство детских секций и кружков (80 процентов) оказывают свои услуги за деньги.

«В России отсутствует система отбора и поддержки талантливых людей, — считает она. — При этом под „системой“ понимается не площадка для избранных, а создание равных стартовых возможностей для развития творческого потенциала каждого ребёнка, начиная с детского сада».

В отличие от США, Франции, Великобритании, Канады и других развитых стран в России отсутствуют нормативные акты, регулирующие особенности образования детей с выдающимися способностями. В проекте нового интегрального закона об образовании предлагается ввести такие нормы (статья № 166). Необходимо разрабатывать и внедрять диагностические программы по определению индивидуальной траектории развития и обучения детей. В новых стандартах начальной школы это уже прописано. Важно продолжить эту линию в стандартах средней и старшей школы.

Любовь Духанина представила проект федеральной целевой программы по поддержке талантливых детей, которая должна обеспечивать цикл мероприятий от начала работы с одарённым ребёнком (прежде всего его нужно выявить из общей массы) до его творческой реализации в обществе — создания им того или иного продукта. Это может быть, например, научное изобретение или результат его победы в международном художественном конкурсе. «В России необходимо формировать культ таланта, — уверена Духанина. — Это должно быть престижно. И не важно, в чём он: в науке, балете, мастерстве исполнителя и т. д.».

Не ждите талантливых учителей

Идея о необходимости утвердить ФЦП по поддержке талантливых детей вызвала оживлённые дискуссии на заседании.

Режиссёр Андрей Кончаловский признал, что крайне важно искать таланты среди учеников. Но не менее важно, а может, и даже более — находить одарённых педагогов. Каждый четвёртый россиянин, согласно опросам общественного мнения, считает себя таковым.

Тереза Дурова, руководитель Московского театра клоунады, согласилась, что ключевая проблема — в педагогах, которые могли бы взять на себя ответственность работать с одарёнными детьми: «Я присутствовала на многих конкурсах и поражалась, что делают с детьми — они закомплексованы, зажаты, кто с ними работает? К сожалению, многие профессионалы — режиссёры, актёры — почему-то считают ниже своего достоинства работать с малышами. Поэтому в школах процветает дилетантизм. Даже если выделят деньги и откроют там по 25 кружков, вести их будут те же неподготовленные учителя. И всё это никак не будет способствовать выявлению талантов».

В ближайшие десятилетия вряд ли стоит ожидать, что в школах появится большое количество талантливых учителей, предупредил директор московского центра образования «Царицыно» № 548 Ефим Рачевский:

«В условиях начинающейся в России учительской безработицы молодым талантливым педагогам будет трудно попасть в школу, им просто не уступят место».

Школа в один миг не поменяется, отметил Рачевский. Но то, что внедряются новые стандарты, — это колоссальный прорыв. Например, согласно тем, которые касаются начальной школы, государство впервые взяло на себя обязательства по финансированию дополнительных 10 часов в неделю занятий по так называемому креативному направлению (речь об экскурсионных программах, мастерских и т. д.). Аналогичную практику нужно распространять на среднюю и старшую школу.

В учебное заведение надо привлекать талантливых амбициозных педагогов. А для этого требуется особое финансирование. Ядро государственной политики должно быть направлено на изменение фигуры учителя, чтобы можно было развивать таланты детей, подчеркнул Ярослав Кузьминов и предложил доработать проект представленной ФЦП с учётом высказанных на заседании замечаний и в дальнейшем «побороться за то, чтобы программа получила статус президентской».

Вполне возможно, что этого удастся добиться, так как Дмитрий Медведев на совместном заседании президиума Госсовета, Совета по культуре и Совета по науке 22 апреля заявил, что даст поручение о разработке системы поддержки одарённых детей в стране.

Креативность как нечто исключительное

Не только в школе, но и в вузах слабо представляют, как работать с талантливыми детьми. Как отметил Вячеслав Глазычев, профессор Московского архитектурного института, абсолютное большинство студентов не верят в возможности самореализации в стенах своих альма-матер. Это означает, что вузовские программы нужно всерьёз прорабатывать. Необходимо найти формы стимулирования работы преподавателей, которые стремились бы перенести акценты с лекционных занятий на семинары, проекты, деловые игры и т. д.

Специалисты ГУ-ВШЭ вместе с коллегами из Стэнфорда провели исследование в нескольких ведущих вузах России по оценке приобретаемых студентами навыков. Оказалось, что в целом учащиеся очень высоко оценивают знания, полученные по специальности. При этом более 30 процентов студентов заявили, что за время учёбы в вузе у них не изменились (либо даже ухудшились) коммуникативные навыки, а у 70 процентов учащихся остались на прежнем уровне навыки письменной речи. Треть студентов за всё время обучения никогда не участвовала в проектной работе. Такие неутешительные результаты авторы исследования объясняют тем, что и в школе, и в вузе по-прежнему считают, что навыки креативного, инициативного, самостоятельного действия нужны меньшинству выпускников.

Обсуждать креативность как некую исключительную характеристику избранных людей означает оставаться в представлениях индустриального века.

Такую точку зрения высказал научный руководитель Института развития образования ГУ-ВШЭ Исак Фрумин: «Сегодня растёт сектор сервисной экономики, которому требуются люди, обладающие экспертным мышлением, способные к нерутинным, инициативным, самостоятельным действиям. А в российских школах и даже вузах по-прежнему уверены, что креативность — это нечто исключительное. Тогда как, например, в Европе считают, что это фундаментальный навык, который необходимо развивать в школе. И там одним из обязательных предметов является дизайн. Более 100 миллионов фунтов стерлингов в Англии в 2009 году выделено на программу расширения доли инновационности и креативности на всех уровнях обучения. Наши образовательные программы по этому направлению значительно отстают».

Каждому ученику — по портфолио

Участники заседания Общественной палаты РФ разработали проект резолюции по результатам работы. В частности, в документе говорится о необходимости ввести персональные портфолио учеников. Они могли бы стать важным дополнением к результатам ЕГЭ, играя роль «рекомендательного письма», в котором отражалась бы не формально-академическая, а индивидуально-творческая успешность школьника.

В резолюции немало и других значимых инициатив. Участники заседания пообещали дополнить и отредактировать документ, а также приложить все усилия, чтобы добиться намеченной цели.


Исходная статья: STRF.ru
Авторы:  Марина Муравьёва