«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
Как учить поколение NEXT 04.05.2010

Как учить поколение NEXT

Наиболее актуальные проблемы высшего медицинского образования: новые тенденции в преподавании клинических дисциплин, роль учебных пособий, внедрение в обучающий процесс современных информационных и коммуникационных технологий обсудили участники состоявшейся в Москве международной конференции «Медицинское образование в России и мире: традиции и современность».

Площадка для сотрудничества 

Открывая мероприятие, первый проректор ММА им. И.М.?Сеченова, президент Ассоциации медицинских обществ по качеству медицинской помощи и медицинского образования (АСМОК) академик РАМН Игорь Денисов высказал мысль о его судьбоносном характере, поскольку конференция дает старт деловому и творческому сотрудничеству преподавателей медицинских вузов разных регионов России и разных стран. И действительно, в работе форума, инициаторами которого выступали АСМОК и Совет ректоров медицинских и фармацевтических вузов России, приняли участие руководители и ведущие специалисты медвузов многих городов России и стран СНГ, клиницисты-преподаватели из Великобритании.

— Высшая медицинская школа находится на пороге перемен, — подчеркнул Игорь Денисов, — грядут новые образовательные стандарты. Система накопительных кредитов теперь касается не только врачей, но и преподавателей.

Он высказал уверенность, что новая информация, полученная в ходе мероприятия его участниками, пополнит копилку этих кредитов. Стоит сказать, что каждому из присут­ствующих по окончании работы вручили соответствующий сертификат.

— Конференция посвящена проблемам додипломного образования, но в перспективе площадка этого форума должна стать местом регулярного обмена мнениями и по другим наболевшим вопросам деятельности медицинских вузов, в том числе последипломного образования, — с оптимизмом отметил первый проректор ММА. 

Гимн стетоскопу 

О богатой истории обучения медицине в России на протяжении двух с половиной веков, университетском характере этого образования и его комплексности напомнил заведующий кафедрой пропедевтики внутренних болезней ММА им.  И.М. Сеченова академик РАМН Николай Мухин.

— Напомню завет моего учителя академика Академии медицинских наук СССР Евгения Михайловича Тареева: «Всегда смотреть больных, видеть образы заболеваний. По книгам и больным можно достичь высот врачевания». Курс внутренних болезней занимает центральное место в системе клинического образования, — подчерк­нул выступающий. — Пирамида клинических компетенций такова: студент знает — умеет — может продемонстрировать — интерпретирует. И какие бы новые подходы в образовании ни появлялись, надо не отказываться от прошлых прин­ципов, а учитывать их.

Например, нельзя думать, что технические возможности медицинской аппаратуры сами по себе обеспечивают легкость постановки диагноза. Физиологическое обследование (гимн стетоскопу!) остается краеугольным камнем диагностики, на его основе принимается решение о назначении амбулаторных анализов и инструментальных исследований. Любой специалист должен знать набор признаков, характеризующих ту или иную болезнь, золотые стандарты инструментальной и лабораторной диагностики.

Современное медицинское образование — это обучение «при постели больного», интегрированное с инновационными областями биологической науки и других смежных наук, — заключил Николай Мухин.

Мотивация — прежде всего 

Выступление заведующего кафедрой внутренних болезней педиатрического факультета РГМУ им. Н.И. Пирогова, директора НИИ пульмонологии, главного внештатного специалиста-терапевта Минздравсоцразвития РФ академика РАМН Александра Чучалина было, как всегда, захватывающе интересным.

— Входя в аудиторию, преподаватель каждый раз должен отвечать на предельно сложные вопросы: «Как добиться, читая лекцию, чтобы студенты не засыпали? В каком объеме надо давать материал и с помощью каких методик?» Обучение должно быть проблемно-ориентированным, интерактивным (студенты работают, им некогда спать), с привлечением большого количества наглядного материала и обязательно с высокой степенью мотивации — без нее, считает академик, невозможно создать обстановку, нацеленную на получение знаний.

Излагая мировые тенденции преподавания клинической медицины, он включил в свой доклад описание клинического разбора, получившего в конце февраля этого года наивысший международный рейтинг на специальном медицинском сайте. Рассказ о том, как врач общей практики, собирая и организовывая медицинскую информацию, привлекая узких специалистов, шаг за шагом продвигался к постановке диагноза своей пациентки, в изложении Александра Григорьевича скорее был похож на детективную историю, захватил весь зал и являл яркий пример того, как можно и нужно преподавать.

В заключение докладчик предложил создать русский сайт, на котором были бы представлены разборы клинических случаев, что послужит хорошей школой для студентов и практикующих врачей.

Племя младое, незнакомое 

О специфике обучения современных студентов говорил в своем выступлении профессор эндокринологии Университета г. Эдинбург (Шотландия) Брайан Уолкер:

— Студент находится в центре огромного потока информации. Как ему вести себя? Ведь многие источники весьма сомнительны. Именно клинические учебники являются для студента базой и дорожной картой в его путешест­вии за знаниями. Каким требованиям должен удовлетворять учебник?

И здесь надо поговорить о тех, для кого учебники создаются — о поколении современных студентов. У них другой набор ценностей, они живут в Интернете, не могут долго удерживать внимание на каком-то вопросе и в этом похожи на детей. Студенты хотят получить максимально понятную информацию, представленную элементарно. Это заставило нас радикально переработать один из самых известных в мире учебников — «Внутренние болезни по Дэвидсону». Автор не узнал бы своего учебника: тогда в нем был только текст, а сейчас он прекрасно иллюстрирован, что вместе с простотой изложения значительно облегчает усвоение материала. В учебнике представлен проблемно-базовый подход: параллельно даются знания и обозначены пути их практического применения — как лечить пациента с тем или иным заболеванием. Появление новых болезней и новых методик диагностики и лечения подвигает нас редактировать учебник заново каждые 4 года. Теперь он стал доступен и российским студентам: впервые вышло его издание на русском языке.

Перевод осуществлялся под научным редактированием ведущих клиницистов России — академиков РАМН Николая Мухина, Владимира Ивашкина, члена-корреспондента РАМН Владимира Маколкина и др.

— Но одного учебника недостаточно, — подчеркнул докладчик, — мы даем информацию о других медицинских изданиях, о сайтах, на которых можно найти клинические разборы. Выпускаем также маленькие карманные книжечки с основными положениями из учебника Дэвидсона, которые пользуются большим спросом у молодых врачей.

Времени меньше, книги толще 

В унисон Брайану Уолкеру прозвучали слова Тома Лиссойера, профессора-педиатра госпиталя Святой Марии в Лондоне, автора учебника «Детские болезни»:

— Вместе с коллегами мы выпустили учебник по педиатрии с большим количеством иллюстраций, считая, что изложение материала таким наглядным образом будет доходчивее. При этом старались избегать перегрузки текстом. Много места в книге уделили медицинской этике, раньше эти вопросы в учебниках не рассматривались. Мы фокусируем внимание на описании широко распространенных состояний, но излагаем и редкие случаи, которые представляют медицинский интерес. Когда студенты станут врачами, способы лечения будут другими, поэтому главное — дать основные знания о болезнях.

Время лекций, по мнению выступающего, постепенно уходит, вместо них учащимся предоставляется возможность самим читать обычные или электронные версии учебников и другую полезную информацию. Конечно, остаются учебные рекомендации, определяющие необходимый объем знаний. При этом возникает большая ответственность за результаты обучения. Учебники становятся все толще, а времени у учащихся все меньше. Но книги не могут заменить опыта клинической работы. В связи с этим надо стараться, чтобы студенты проводили как можно больше времени у постели больного, подчеркнул Том Лиссойер. 

Мышление трагически невидимо 

С этого высказывания Д. Миллера начал свое выступление ректор Волгоградского ГМУ академик РАМН Владимир Петров. Его доклад был посвящен проблеме обучения клиническому мышлению в современной системе высшего медицинского образования в России. Охарактеризовав клиническое мышление как умственную деятельность врача, направленную на наиболее эффективное использование теоретических знаний и приобретенных навыков при решении профессиональных задач для сохранения здоровья конкретного пациента, докладчик подчеркнул его принципиальное отличие от мышления инженера и даже ученого и назвал этот процесс «ездой в незнаемое». Врач всегда должен быть готов к изменению диагноза, потому что сама болезнь тоже развивается, очень часто необходимо принимать решение при дефиците времени. Теория построения диагноза не разработана, ею надо заниматься.

Ректор назвал борьбой противоположностей клиническое мышление и внедряемые сейчас стандарты медицинской помощи и призвал сохранить в учебном процессе обучение клиническому мышлению.

В помощь студенту 

С обширным докладом «Электронная библиотека медицин­ского вуза — новый инструмент для медицинского образования» выступил генеральный директор издательской группы ГЭОТАР-Медиа Камиль Сайт­кулов. Он рассказал о готовом к внедрению в медицинских вузах комплексе электронных версий учебников по всем специальностям и дисциплинам, дополнительных справочных материалов и книг медицинской тематики. Кроме того, электронная библиотека включает интерактивные обучающие элементы, использующие мультимедийные технологии для демонстрации характерных признаков различных заболеваний и симуляторов для отработки практических навыков работы с пациентами. Представлены также тесты для самопроверки и подготовки к экзаменам. В структуру электронной библиотеки заложена так называемая социальная среда, позволяющая студентам и преподавателям общаться в рамках своей профессиональной и учебной деятельности.

Выступившие на конференции участники затронули также ряд вопросов, касающихся системы непрерывного медицинского образования, доказательной медицины в преподавании клинической фармакологии, менеджмента качества образовательного процесса в медицинских вузах.


Исходная статья: Медицинский Вестник
Авторы:  Надежда СТАУРИНА, Фото Олега КИРЮШКИНА