«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
08.04.2010

Как закалялся элитный кадровый резерв

Студенческие научные общества стали кузницами специалистов высокого класса

Дмитрий Медведев, встретившись не так давно с победителями международных олимпиад школьников и студентов, заметил: «Хотелось бы, чтобы вы действительно не потерялись в университетской жизни, а чтобы вы свои успехи конвертировали в успехи в будущей жизни». Собственно, такие механизмы будущей конвертации успехов есть и действуют уже во многих высших учебных заведениях страны. Среди них – студенческие научные общества, своеобразные кузницы специалистов очень высокого класса, спрос на которых всегда остаётся стабильным.

Предтечи конвертации

Одно из старейших студенческих научных обществ действует в Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова – ему уже более ста лет. Предшествовали этому добровольному объединению студентов, решивших посвятить себя науке, факультетские студенческие научные кружки, возникшие ещё в середине ХIХ века, когда нынешняя медицинская академия была в составе Московского университета.

Тяга студентов к «учёным занятиям», которую в те времена реализовывали написанием сочинений, всячески поощрялась. Кружки возникали при кафедрах, чуть позже – при экспериментальной лаборатории факультета. Привлечение части студенчества к научной работе позволило Учёному совету Московского университета утвердить в марте 1903 года Устав студенческого научного общества при университете, что, собственно, и дало старт нынешнему студенческому обществу. И хотя на то время в нём состояло всего около 30 человек, одни только имена курировавших его профессоров говорили о многом. Это основоположник общей и экспериментальной патологии Александр Фохт, профессор анатомии Московского университета (и ректор этого университета) Дмитрий Зернов, выдающийся терапевт Василий Шервинский, хирург Иван Спижарный, один из основателей собственной крупной хирургической школы Пётр Дьяконов, хирург, член-корреспондент АН СССР Пётр Герцен и многие другие известные учёные и практики.

В 1930 году, когда медицинский факультет Московского университета стал самостоятельным учебным заведением – Московским 1-м медицинским институтом имени И.М. Сеченова, – в рядах общества насчитывалось уже около 400 членов, и число их в последующие годы стремительно росло. Рос и авторитет Студенческого научного общества.

Достаточно сказать, что большинство нынешних руководителей научно-исследовательских институтов медицинского профиля и медицинских вузов страны – выходцы из студенческих научных кружков, действовавших в том числе и в стенах Московского 1-го медицинского института.

Однако конец семидесятых и практически все восьмидесятые, известные как наиболее кризисные годы практически для всех сфер советского общества, не могли, конечно, не отразиться и на жизни студенческого научного общества. Нельзя сказать, что оно зачахло вообще, но какие-то радикальные шаги, способные его преобразить, конечно же, требовались. Помог, можно сказать, случай, когда по решению тогдашнего Минздрава СССР в Московском 1-м медицинском институте образовали экспериментальный факультет подготовки научно-педагогических кадров. 

Вдохнули новую жизнь

Собственно, Минздрав только юридически оформил эксперимент, на необходимости которого настояли учёный совет мединститута и президиум Академии медицинских наук СССР. Суть эксперимента заключалась в том, чтобы собрать, так сказать, под крышей нового факультета студенчество, ориентированное в последующем исключительно на научно-педагогическую работу. Таким образом, предполагалось формирование своеобразного элитного кадрового резерва для медицинских вузов и научно-исследовательских учреждений медицинского профиля.

Соответствующим образом планировалось проводить обучение на факультете – его методики и формы существенно отличались от традиционных. Во всяком случае, ни в СССР, ни за рубежом аналогов не было. Например, изначально создавались совсем небольшие студенческие группы, а студенты занимались по индивидуальным графикам, в которых учитывались особенности будущей дипломной работы, планы зарубежных стажировок.

Помимо того что студенты в обязательном порядке получали базовую подготовку по программе «Лечебное дело», она дополнялась рядом предметов по фундаментальным дисциплинам. В обязательном же порядке шло обучение по расширенному объёму гуманитарных дисциплин, включая углублённое изучение иностранных языков.

Каждый студент экспериментального факультета во время учёбы должен был подготовить и защитить две курсовые научные работы, а дипломы защищались исключительно по результатам собственных научных исследований.

Осуществив первый набор студентов в 1990 году, факультет в общей сложности, пока длился эксперимент, подготовил 16 выпусков, можно сказать, штучных специалистов. Ведь 778 выпускников за два десятка лет существования факультета – цифра, в сущности, небольшая, если учесть, что в Московской медицинской академии обучается до 10 тысяч человек. Однако это и есть та самая профессиональная медицинская элита, пестовать которую и планировал факультет подготовки научно-педагогических кадров. Почти 40 выпускников факультета защитили докторские диссертации, около 500 – кандидатские, пятая часть выпускников сразу же продолжила обучение в аспирантуре, остальные (почти 80 процентов) поступили в ординатуру, окончание которой открывает путь в аспирантуру. Словом, как оно задумывалось, так и получилось – особая система образовательного, научного и воспитательного процесса принесла свои плоды.

А что же студенческое научное общество в контексте факультета подготовки научно-педагогических кадров? Да, факультет стал своеобразным и организационным, и учебно-методическим ядром общества, вдохнув в него новую жизнь. Сейчас студенческое научное общество Московской медицинской академии, остающееся добровольной общественной организацией, объединяет около 2000 учащихся академии – тех, кто помимо учёбы занимается собственными научными поисками по избранной специальности. 

От кафедры до кафедры

Нынешнее студенческое научное общество Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова – на первый взгляд непростое по иерархии и организации образование. Основа его структуры – более 70 студенческих научных кружков. Кружки, как правило, работают при профильных кафедрах, кафедры, в свою очередь, – при факультетах, а факультеты в основном базируются в десятках научных центров, практикующих прикладную и фундаментальную медицину. То есть в руках кружковцев – современные материально-технические средства научных центров и их профессиональный и исследовательский потенциал.

Но это ещё не всё. Существуют и межкафедральные объединения, такие, как, например, кружок оперативной хирургии и экспериментальных разработок. Созданный по инициативе Совета молодых исследователей академии и успешно функционирующий с 2000 года на базе НИИ фтизиопульмонологии, он объединяет не только студентов, но и работающих на различных кафедрах хирургического профиля ординаторов и аспирантов.

В 2006 году появился внекафедральный студенческий кружок, действующий в Российском научном центре хирургии и занимающийся вопросами трансплантологии. В том же году по кружковой схеме заработал студенческий информационно-аналитический центр «Наномедицина», организованный на базе кафедры фармакологии фармацевтического факультета.

Конечно же, работа структурных подразделений студенческого научного общества, «разбросанных» по самым разным медицинским и медико-научным учреждениям, координируется, скажем так, руководящими органами общества, его советом, секретариатом и научными руководителями из профессорско-преподавательского состава академии – иначе и нельзя. Хотя в координации задействованы всё же не столько управленческие, сколько организационные рычаги. И это придаёт сообществу молодых учёных и практиков целостный и законченный вид.

Прежде всего потому, что разноплановым и, по сути, разнопрофильным студенческим кружкам организационные рычаги позволяют реализовать накопленный потенциал уже сейчас, а не только в отдалённом будущем. Каким образом? Через участие студенчества в различных научных, профессиональных и состязательных мероприятиях: семинарах и конференциях, конкурсах студенческих работ и рефератов, олимпиадах по дисциплинам и специальностям, дискуссионных клубах, научных форумах, симпозиумах, школах молодых исследователей, которые проводятся на самых разных уровнях – от кафедрального до международного. И это даёт свои плоды.

Скажем, ежегодный российский конкурс на лучшую научную работу студентов по естественным, техническим и гуманитарным наукам в вузах Российской Федерации из года в год приносит его участникам из числа студентов Медакадемии значительный ряд весомых наград: медалей и дипломов Министерства образования и науки РФ.

На прошедшей V Конференции молодых учёных России с международным участием «Фундаментальные науки и прогресс клинической медицины» было представлено около 3000 работ молодых исследователей из России, стран СНГ, Аргентины, Германии, Норвегии, Греции, Польши, Словакии, Сербии, Чехии, в числе лауреатов – также большое число студентов и молодых учёных Московской медицинской академии. Список студенческих побед обширный, но ещё более впечатляюще выглядит студенческое участие в международных форумах и симпозиумах, всё и не перечислить. В эти победы и свершения значительный вклад внесли студенты и выпускники факультета подготовки научно-педагогических кадров. Эксперимент, кстати, закончился в отведённые для него сроки в 2008 году. А его детище – преображённое студенческое научное общество Московской медицинской академии – осталось. О нём можно с уверенностью сказать: оно не даст потеряться в университетской жизни. Любому, кто не пожелает в ней потеряться.


Исходная статья: Парламентская газета №15-16(2431-2432) от 02.04.2010
Авторы:  Марат Абдуллаев