«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов

Приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 25 ноября 2009 г. N 660 г. Москва

Приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 25 ноября 2009 г. N 660 г. Москва "Об утверждении Порядка получения экспертной организацией добровольной аккредитации в области оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска"

Опубликовано 5 марта 2010 г.
Вступает в силу: 16 марта 2010 г.

Зарегистрирован в Минюсте РФ 25 января 2010 г.

Регистрационный N 16042

В соответствии с пунктом 2 Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2009 г. N 304 "Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска"1 приказываю:

Утвердить прилагаемый Порядок получения экспертной организацией добровольной аккредитации в области оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска.

Министр С. Шойгу

 

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 15, ст. 1836.

Приложение

Порядок получения экспертной организацией добровольной аккредитации в области оценки соответствия объектов защиты (продукции) установлен ным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок получения экспертной организацией доброволь ной аккредитации в области оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оцен ки пожарного риска (далее - Порядок) регулирует вопросы взаимоотношений между экспертными организациями, претендующими на добровольную аккре дитацию в области оценки соответствия объектов защиты (продукции) (далее - объект защиты) установленным требованиям пожарной безопасности путем не зависимой оценки пожарного риска (далее - Аккредитация), Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуа циям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) и государственным учреждением, находящимся в ведении МЧС России (далее - государственное учреждение), устанавливает порядок получения экспертной организацией Аккредитации, переоформления и продления срока действия до кумента об аккредитации, приостановления и возобновления действия доку мента об аккредитации, а также порядок проверки осуществления деятельности аккредитованной экспертной организацией по соответствующим направлениям Аккредитации.

2. Аккредитованными в области оценки соответствия объектов защиты установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оцен ки пожарного риска могут быть организации независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, признающие и соблюдающие на стоящий Порядок (далее - заявители).

3. Целью Аккредитации является обеспечение доверия к деятельности экспертной организации на основе подтверждения и признания ее компетент ности по выполнению работ в области оценки соответствия объектов защиты установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оцен ки пожарного риска.

4. В соответствии с настоящим Порядком осуществляется Аккредитация заявителей по следующим направлениям деятельности:

а) проведение расчетов по оценке пожарного риска и подготовка вывода о выполнении (невыполнении) условий соответствия объекта защиты требовани ям пожарной безопасности;

б) обследование объекта защиты, подготовка вывода о выполнении (не выполнении) условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности и разработка мер по обеспечению выполнения условий, при кото рых объект защиты будет соответствовать требованиям пожарной безопасно сти;

в) обследование объекта защиты, проведение расчетов по оценке пожар ного риска, подготовка вывода о выполнении (невыполнении) условий соот ветствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности и разработка мер по обеспечению выполнения условий, при которых объект защиты будет соответствовать требованиям пожарной безопасности.

II. Требования, предъявляемые к заявителям, претендующим на Аккредитацию

5. Заявители, претендующие на добровольную аккредитацию в области оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требовани ям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска долж ны отвечать следующим требованиям Аккредитации:

а) иметь в наличии находящиеся в собственности или на ином законном основании помещения, сооружения, приборы и оборудование для выполнения работ по заявленному направлению деятельности;

б) иметь в наличии актуализированный фонд (или автоматизированную информационно-справочную систему) официально изданных законодательных, нормативных и справочных документов, а также утвержденные в установлен ном порядке методы и правила исследований (испытаний) и измерений;

в) не состоять в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юриди ческими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении кото рых проводится независимая оценка пожарного риска, и не являться аффилиро ванным лицом вышеуказанных лиц;

г) иметь в штате организации не менее пяти должностных лиц, имеющих среднее профессиональное и (или) высшее профессиональное образование, об ладающих стажем практической работы в области обеспечения пожарной безо пасности (не менее пяти лет), которые должны:

знать:

законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Феде рации в области обеспечения пожарной безопасности и нормативные докумен ты по пожарной безопасности, в том числе регламентирующие порядок прове дения независимой оценки пожарного риска и оформления его результатов;

принципы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты;

формы и методы проведения независимой оценки пожарного риска по направлениям деятельности;

устройство и принцип работы средств предотвращения пожаров и проти вопожарной защиты;

уметь:

анализировать пожарную опасность объекта защиты;

оценивать последствия воздействия опасных факторов пожара на людей для различных сценариев его развития;

оценивать системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты;

планировать и организовывать проведение независимой оценки пожарно го риска;

оформлять результаты проведения независимой оценки пожарного риска;

вести учет и документирование результатов выполнения работ по незави симой оценке пожарного риска;

использовать в практической деятельности современные информацион ные технологии;

при расчете оценки пожарного риска:

определять частоту реализации пожароопасных ситуаций;

выстраивать поля опасных факторов пожара для различных сценариев его развития;

проводить расчет по оценке пожарного риска;

при обследовании объектов защиты:

проводить обследования и проверки объектов защиты для оценки его со ответствия установленным требованиям пожарной безопасности;

проводить экспертизу проектной документации на соответствие установ ленным требованиям пожарной безопасности;

разрабатывать мероприятия по обеспечению пожарной безопасности на объекте;

использовать утвержденные в установленном порядке расчетные методы обоснования инженерных решений по обеспечению пожарной безопасности объектов защиты и программные средства для их реализации;

определять параметры и работоспособность систем обеспечения пожар ной безопасности на объекте (в том числе, противодымной вентиляции, автома тической пожарной сигнализации, установок автоматического пожаротушения, внутреннего противопожарного водопровода);

использовать инструментальные методы определения эффективности средств обеспечения пожарной безопасности объекта защиты;

проводить оценку знаний работниками организации требований пожарной безопасности в объеме пожарно-технического минимума;

проводить проверку организации деятельности, технической оснащенно сти и боеготовности пожарной охраны организации.

III. Порядок получения Аккредитации

6. Аккредитация заявителей, претендующих проводить работы, указанные в пункте 4 настоящего Порядка, на территориях двух и более федеральных округов (одного федерального округа и г. Москвы), осуществляется комиссией МЧС России по добровольной аккредитации экспертных организаций в области оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требовани ям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска (далее - Комиссия по аккредитации) в соответствии с направлениями деятельности.

Аккредитация заявителей, претендующих выполнять работы по обследо ванию объекта защиты, подготовке вывода о выполнении (невыполнении) ус ловий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности и разработке мер по обеспечению выполнения условий, при которых объект за щиты будет соответствовать требованиям пожарной безопасности, на террито рии одного федерального округа или г. Москвы, осуществляется территориаль ной комиссией МЧС России по добровольной аккредитации экспертных орга низаций в области оценки соответствия объектов защиты (продукции) установ ленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки по жарного риска (далее - территориальная комиссия по аккредитации).

7. Процесс Аккредитации включает следующие этапы:

1) подача заявления на Аккредитацию организации;

2) экспертиза документов заявителя;

3) проверка соответствия заявителя установленным требованиям для за явленного направления Аккредитации;

4) рассмотрение представленных заявителем документов и результатов их экспертизы на заседаниях соответствующих комиссий по аккредитации;

5) принятие решения об Аккредитации или об отказе в Аккредитации;

6) регистрация и выдача документа об аккредитации;

7) проверка осуществления деятельности аккредитованной экспертной организации по соответствующим направлениям Аккредитации.

8. Каждый последующий этап проводится при положительном результате предыдущего.

9. Заявитель, претендующий на Аккредитацию, направляет в государст венное учреждение заявление на имя Председателя Комиссии по аккредитации о предоставлении аккредитации в области оценки соответствия объектов защи ты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем не зависимой оценки пожарного риска (далее - заявление о предоставлении аккре дитации), подписанное руководителем организации или лицом, представляю щим организацию, и заверенное печатью данной организации (учреждения), в котором указываются: полное и (в случае, если имеется) сокращенное наимено вание, в том числе фирменное наименование, организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления работ по аккредитуемому направлению деятельности, государственный регистраци онный номер записи о создании юридического лица и данные документа, под тверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государ ственный реестр юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке соискателя аккредитации на учет в налоговом органе, заявляемые направление Аккредитации и срок действия до кумента об аккредитации, а также согласие соискателя с условиями и требова ниями настоящего Порядка.

В случае, если Аккредитация проводится территориальной комиссией по аккредитации, заявитель направляет заявление о проведении аккредитации в территориальную комиссию по аккредитации.

К заявлению о предоставлении аккредитации прилагаются:

а) копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица (с предоставлением оригиналов);

б) копия свидетельства о постановке юридического лица на учет в нало говом органе (с предоставлением оригиналов);

в) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц;

г) сведения, подтверждающие наличие системы учета и документирова ния результатов выполнения работ по оценке соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем неза висимой оценки пожарного риска, в том числе утвержденных руководителем правил организации делопроизводства, ведения архива;

д) должностные инструкции персонала, определяющие его служебные обязанности и ответственность;

е) руководство по качеству, содержащее следующие разделы и сведения: организационную схему, отражающую подчиненность, ответственность и распределение обязанностей персонала организации;

процедуру проведения независимой оценки пожарного риска, включая этапы ее проведения (прием и рассмотрение заявлений на проведение незави симой оценки пожарного риска, заключение договора на ее проведение, этапы проведения, порядок подготовки заключения, установление срока действия за ключения (не более трех лет);

порядок направления заключений о независимой оценке пожарного риска в структурное подразделение территориального органа МЧС России - органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Россий ской Федерации, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осу ществления государственного пожарного надзора, или в специальное подразде ление федеральной противопожарной службы, созданное в целях профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образова ниях, в особо важных и режимных организациях (далее - структурное подраз деление территориального органа МЧС России), на территории которого нахо дится объект защиты;

ведение реестров выданных заключений;

ж) сведения, подтверждающие наличие у заявителя актуализированного фонда (или автоматизированной информационно-справочной системы) офици ально изданных законодательных, нормативных и справочных документов, а также наличие утвержденных в установленном порядке методов и правил ис следований (испытаний) и измерений;

з) сведения о наличии материально-технической базы, принадлежащей заявителю на праве собственности или ином законном основании, необходимой для выполнения работ по заявленному направлению Аккредитации в соответст вии с пунктом 4 настоящего Порядка;

и) копии штатного расписания, копии дипломов об образовании, трудо вых книжек (выписки из трудовых книжек), а также документов, подтвер ждающих соответствие должностных лиц требованиям, указанным в подпункте "г" пункта 5 настоящего Порядка (с предоставлением оригиналов).

В случаях привлечения заявителем для выполнения работ внештатных должностных лиц экспертной организации, аккредитованной в области оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям по жарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска, дополни тельно предоставляются копии заключенных с ними договоров.

10. Государственное учреждение и территориальная комиссия по аккре дитации не вправе требовать от заявителя предоставления документов, не пре дусмотренных пунктом 9 настоящего Порядка.

11. Соответствие должностных лиц организации требованиям, указанным в подпункте "г" пункта 5 настоящего Порядка, определяет квалификационная комиссия МЧС России по проверке соответствия должностных лиц, проводя щих независимую оценку пожарного риска, предъявляемым требованиям (да лее - Квалификационная комиссия).

12. Документы могут быть предоставлены заявителем лично либо на правлены по почте заказным письмом (бандеролью).

13. Документы, представляемые для Аккредитации, составляются на рус ском языке либо должны иметь заверенный перевод на русский язык и форми руются в дело, содержащее опись.

14. Документы, представляемые (направляемые) заявителем в государст венное учреждение или территориальную комиссию по аккредитации, прини маются по описи и регистрируются в день их поступления.

15. Государственным учреждением или территориальной комиссией по аккредитации в течение 3 рабочих дней со дня получения документов направ ляется (вручается) заявителю уведомление о приеме к рассмотрению докумен тов или о необходимости устранения заявителем допущенных нарушений в оформлении заявления о предоставлении аккредитации и (или) представлении недостающих документов.

16. При рассмотрении документов заявителя государственное учреждение или территориальная комиссия по аккредитации проверяют:

а) соответствие представленных документов (по составу и оформлению) требованиям, установленным для заявленного направления деятельности;

б) соответствие заявителя требованиям настоящего Порядка.

17. По результатам рассмотрения представленных заявителем документов соответствующая комиссия по аккредитации принимает решение об Аккреди тации или об отказе в Аккредитации. Указанное решение оформляется соответ ствующим протоколом заседания Комиссии по аккредитации (далее - протокол заседания), подписываемым членами и утверждаемым председателем соответ ствующей комиссии по аккредитации.

18. Общая процедура Аккредитации (отказа в Аккредитации) не может превышать тридцати рабочих дней со дня получения всех необходимых доку ментов.

19. Документ об аккредитации в области оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности пу тем независимой оценки пожарного риска (далее - документ об аккредитации) выдается на пять лет. В документе об аккредитации указываются: полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное на именование, организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления работ по аккредитуемому направле нию деятельности, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения све дений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о по становке соискателя аккредитации на учет в налоговом органе, направление деятельности Аккредитации, даты принятия решения и выдачи документа об аккредитации, срок действия документа об аккредитации.

20. Государственное учреждение или территориальная комиссия по ак кре-дитации в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об Аккредита ции направляет (вручает) заявителю выписку из протокола заседания.

В случае принятия решения об отказе в Аккредитации государственное учреждение или территориальная комиссия по аккредитации в течение 3 рабо чих дней со дня принятия указанного решения направляет (вручает) заявителю выписку из протокола заседания об отказе в Аккредитации с мотивированным обоснованием.

21. Заявитель считается аккредитованным со дня выдачи документа об аккредитации.

22. Основанием для отказа в Аккредитации заявителя является:

а) несоответствие заявителя требованиям Аккредитации;

б) непредставление или ненадлежащее оформление предоставленных на Аккредитацию документов.

23. Экспертная организация по письменному заявлению вправе получить в государственном учреждении или территориальной комиссии по аккредита ции дубликат документа об аккредитации в случае утраты подлинника, а также заверенную копию документа об аккредитации.

24. Решение об отказе в аккредитации может быть обжаловано заявите лем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

25. Учет аккредитованных экспертных организаций в государственном учреждении и территориальной комиссии по аккредитации ведется посредст вом электронной базы данных аккредитованных экспертных организаций (да лее - электронная база).

26. Электронная база должна содержать следующую информацию:

наименование, организационно-правовую форму и место нахождения ор ганизации;

направление деятельности, срок действия документа Аккредитации;

идентификационный номер налогоплательщика;

номер документа об аккредитации;

дату принятия решения об Аккредитации;

дату переоформления, приостановления, возобновления и прекращения действия документа об аккредитации, его аннулирования.

27. Сведения вносятся в электронную базу в течение 3 рабочих дней с момента принятия решения об Аккредитации.

28. На официальном Интернет - сайте МЧС России в открытом доступе государственным учреждением и территориальной комиссией по аккредитации размещаются и ежемесячно обновляются сведения из электронной базы.

29. По заявлениям физических и юридических лиц сведения, содержа щиеся в электронной базе, предоставляются в виде выписок из электронной ба зы в течение 30 дней со дня получения заявления, за исключением информации, распространение которой ограничено или запрещено в соответствии с законо дательством Российской Федерации.

IV. Порядок переоформления документа об аккредитации

30. В случае изменения юридического адреса и (или) наименования ак кредитованной экспертной организации, ее организационной структуры и усло вий, влияющих на способность организации отвечать установленным требова ниям Аккредитации, документ об аккредитации подлежит переоформлению.

31. Экспертная организация уведомляет соответствующую комиссию по аккредитации о произошедшем не позднее 15 рабочих дней со дня таких изме нений.

32. Экспертная организация (ее правопреемник) в течение 15 рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений об экспертной организации, указанных в пункте 30 настоящего Порядка, в Единый государственный реестр юридических лиц подают в государственное учреждение или территориальную комиссию по аккредитации заявление о переоформлении документа об аккре дитации, в котором указываются новые сведения об экспертной организации (ее правопреемнике).

33. К заявлению о переоформлении документа об аккредитации прилага ются заверенные копии документов, подтверждающих факт внесения соответ ствующих изменений в Единый государственный реестр юридических лиц.

34. Переоформление документа об аккредитации осуществляется госу дарственным учреждением или территориальной комиссией по аккредитации в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления о переоформлении до кумента об аккредитации.

35. В случае реорганизации экспертной организации в форме слияния, разделения или выделения реорганизованное юридическое лицо (его правопре емник), принявшее решение продолжить работу в качестве экспертной органи зации, аккредитуется в соответствии с общими требованиями, установленными пунктами 6 - 23 настоящего Порядка.

36. Заявленное при аккредитации экспертной организации направление деятельности измененяется соответствующей комиссией по аккредитации по его заявлению в порядке, установленном для переоформления документа об ак кредитации. К заявлению об изменении направления деятельности прилагаются документы, предусмотренные подпунктами "г" - "и" пункта 9 настоящего По рядка.

V. Повторная аккредитация

37. За 30 рабочих дней до окончания срока действия документа об аккре дитации заявитель вправе направить в государственное учреждение или терри ториальную комиссию по аккредитации заявление о предоставлении повторной аккредитации в области оценки соответствия объектов защиты (продукции) ус тановленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска (далее - заявление на повторную аккредитацию) и отчет о деятельности за период действия документа об аккредитации.

Заявление на повторную аккредитацию оформляется с учетом требова ний, предъявляемых к заявлению о предоставлении аккредитации, с указанием срока продления действия документа.

38. Государственное учреждение или территориальная комиссия по ак кре-дитации регистрирует заявление и проводит проверку сведений, содержа щихся в представленных документах.

39. По результатам рассмотрения представленных заявителем документов и результатов проверки в течение 15 рабочих дней со дня получения указанного заявления соответствующая комиссия по аккредитации принимает решение о продлении срока действия документа об аккредитации (отказе в продлении срока его действия).

40. Основанием для отказа в продлении срока действия документа об ак кредитации являются:

а) нарушения экспертной организацией требований Аккредитации, выяв ленные при рассмотрении заявления на повторную аккредитацию;

б) нарушения экспертной организацией требований Аккредитации, выяв ленные в ходе проверки осуществления деятельности аккредитованной органи зацией по соответствующим направлениям Аккредитации, проводимой в соответствии с главой VI настоящего Порядка.

VI. Проверки осуществления деятельности аккредитованной организации

41. В целях оценки соответствия аккредитованной организации требова ниям Аккредитации осуществляются проверки ее деятельности.

42. Проверки осуществляются структурными подразделениями террито риальных органов МЧС России.

43. Основанием для проведения проверки является:

получение от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, ор ганов государственной власти и граждан информации об изменениях или на рушениях в осуществляемой области деятельности аккредитованной организа ции;

обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринима телей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) аккредитованной организации, связанные с невыполнением ими требований настоящего Порядка, а также получение информации, подтвер ждаемой документами и доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.

44. Копии материалов проведенных проверок направляются в государст венное учреждение или территориальную комиссию по аккредитации для даль нейшего рассмотрения на заседаниях соответствующих комиссий по аккреди тации.

45. По результатам рассмотрения материалов проверок соответствующей комиссией по аккредитации может быть принято одно из следующих решений:

а) принять к сведению результаты проверки;

б) приостановить действие документа об аккредитации и предложить ак кредитованной организации устранить обнаруженные при проверке недостатки.

VII. Порядок приостановления, возобновления действия документа об аккредитации

46. В случае выявления при проведении проверки аккредитованной экс пертной организации нарушений требований Аккредитации решением соот ветствующей комиссии по аккредитации действие документа об аккредитации приостанавливается до момента устранения указанных нарушений.

Действие документа об аккредитации возобновляется соответствующей комиссией по аккредитации после устранения экспертной организацией нару шений требований Аккредитации.

47. Решение о приостановлении, возобновлении действия документа об аккредитации принимается не позднее 10 рабочих дней со дня получения доку ментов, подтверждающих нарушение аккредитованной экспертной организацией требований Аккредитации либо устранение этих нарушений.

48. Выписка из указанного в пункте 47 настоящего Порядка решения в течение 3 рабочих дней вручается (направляется) государственным учреждени ем или территориальной комиссией по аккредитации экспертной организации, действие документа об аккредитации которой было приостановлено или возоб новлено.