«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
01.03.2010

О морали, образовании и духовности

Основы духовно-нравственного образования и воспитания в нашей стране стали предметом обсуждения на IХ Рождественских образовательных чтениях, прошедших в Тюмени.

Организаторами научно-практической конференции «Духовно-нравственные основы отечественного образования» выступили областной департамент образования и науки, Тобольско-Тюменская епархия и нефтегазовый университет при содействии Тюменской областной Думы, комитета по делам национальностей, Совета ректоров вузов Тюменской области. Надо отметить, что проблемы современного образования и воспитания обсуждаются на Рождественских чтениях не в первый раз. И это понятно: от решения этих проблем во многом зависит состояние общественной морали, социальных, межэтнических и межконфессиональных отношений в стране, наконец, будущее нашего государства. Нынче своеобразную окраску обсуждаемой теме придал стартовавший в России Год учителя. Участники конференции говорили о роли учителя в современном обществе не только как о носителе знаний для учеников. Шла речь о возрождении общественного статуса педагога, о его призвании и служении с точки зрения исторической ответственности.

Очень ярко о роли учителя сказал в своем докладе ректор Тобольской православной духовной семинарии, архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий. Характер учительского труда в христианском понимании можно осмыслить только как служение, подчеркнул владыка. В пределах школы учителю передается родительская власть, он учит и воспитывает детей, наказывает и награждает, дает пищу уму и сердцу. Влияние учителя хотя и не прямо, но косвенно может распространяться и на семьи учеников. Архиепископ напомнил слова известного русского педагога Светланы Куломзиной о том, что призвание учителя — это дар Божий. Не имеющий призвания сам становится мучеником, а для детей — мучителем. Ведь учительство требует самоотвержения. Другие профессии могут привлекать материальными выгодами и удобствами, учительское звание не обещает ни того, ни другого. Одно из важных качеств учителя, по словам владыки Димитрия, «твердо установившийся характер». И самое главное, отметил он, «нужно сильно любить детей, чтобы иметь к ним снисхождение и не раздражаться».

Его Высокопреосвященство подчеркнул, что «по самой идее своего призвания учитель школы есть верный сын Отечества». И, чтобы любить свою Родину, служить ей от полноты души, нужно проникнуться ее национальным духом, знать традиции, духовные основы. А духовная основа нашего народа — православие. К сожалению, сказал владыка Димитрий, в современном либеральном мире многие из традиционных отечественных образовательных ценностей и норм не только оспариваются, но и намеренно отвергаются, тем самым снижая воспитательную роль учителя и всей системы образования. В особенности оспаривается необходимость религиозности педагога. Однако светскость государства и образования сейчас вовсе не означает их антирелигиозности. Конституция России признает идеологическое многообразие российского общества. И введение в школе предмета «Основы религиозных культур и светской этики» является непосредственной реализацией этих правовых норм. По убеждению архиепископа, Русская православная церковь, органы государственной власти, педагогическое сообщество и родительская общественность призваны к диалогу, «чтобы опыт православного образования стал доступен всем гражданам России, желающим вернуться к своим духовным и культурным корням».

О причинах духовно-нравственного кризиса в молодежной среде говорила доцент Московского областного педагогического университета кандидат исторических наук Ольга Розина. По ее мнению, они кроются в оторванности учащихся от духовных основ народа. В индивидуальном сознании происходит смешение понятий добра и зла, сказала она. Современная система образования, в целом материалистически-атеистическая, не дает полноценных представлений об истинной духовности, воспитанность понимается как набор манер, знание этикета — без внутренней душевной работы. Она продолжила мысль, высказанную архиепископом Димитрием, о важности мировоззрения учителя: он вводит ученика в тот мир, который исповедует сам. По мнению докладчицы, очень важен школьный курс основ православной культуры. Однако без специальной подготовки учитель с таким курсом не справится. Представляя центр «Наука и слово», Ольга Розина предложила конкретную помощь учителям.
Глава города Муравленко, доктор экономических наук Василий Быковский подчеркнул особую роль Православной церкви в сохранении устоев российского общества. А устои эти, заявил докладчик, названы Президентом Дмитрием Медведевым в послании к Федеральному Собранию Российской Федерации: справедливость, свобода личная и национальная, жизнь человека, межнациональный мир, семейные традиции, любовь и верность, патриотизм, вера в Россию, единство российской нации. «Церковь направляет и объединяет деятельность семьи, народа и государства в общем пространстве религиозного, духовно-нравственного воспитания», — сказал В.Быковский. И перечислил сферы деятельности церкви — учебные заведения, детские дома, больницы, места заключения, помощь в реабилитации страдающих алкоголизмом и наркоманией и тому подобное.
Заместитель директора департамента образования и науки Людмила Чеботарь рассказала о традициях сибирского учительства, учительских династиях в Тюменской области.

В целом выступающие были едины: в возрождении духовных основ российского образования нужны совместные усилия светской власти и церкви. Это нашло отражение и в приветственном слове к участникам конференции губернатора Владимира Якушева, где он подчеркнул, что нужны «точки соприкосновения, общая линия взаимодействия всех институтов гражданского общества в образовательной политике России».


Исходная статья: Тюменские известия
Авторы:  Людмила Запрудина