«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
Российским студентам не хватает самостоятельности в учебе - Бергхорн 23.11.2009

Российским студентам не хватает самостоятельности в учебе - Бергхорн

Ежегодно в Германии по программам высшего и послевузовского образования обучается более 12 тысяч россиян – больше, чем в любой другой стране мира. Главная причина популярности – возможность учиться бесплатно. О том, как попасть на учебу на родину Шиллера и Гете, в интервью РИА Новости рассказал глава московского представительства Германской службы академических обменов (DAAD) Грегор Бергхорн.

- Господинн Бергхорн, почему Германия оплачивает обучение большому числу иностранных студентов?

- Это один из аспектов нашей культурной политики, наряду с распространением информации о немецкой культуре и немецком языке во всем мире. К тому же мы заботимся об улучшении академического знания, а это возможно, в том числе, благодаря поддержке талантливых студентов и молодых ученых.

Многие страны мира стремятся привлекать иностранных студентов, и Германия не исключение. За них идет борьба, настоящая международная конкуренция. Ежегодно 2 миллиона студентов из всех стран мира выезжают на учебу за границу, и это способствует развитию международных связей, открытию новых интеллектуальных рынков.

- Какие категории российских студентов могут претендовать на бесплатное обучение в немецких университетах?

- Во-первых, это студенты 3-4 курсов российских вузов, которые летом могут поехать в Германию на бесплатные курсы немецкого языка. Смысл такой поездки выходит далеко за пределы языкового обучения: студенты получают возможность побывать в стране, в которой они, возможно, никогда не были, познакомиться с немецкими университетами.

Во-вторых, в Германии есть бесплатные программы для выпускников российских вузов (бакалавров, специалистов, магистров) и тех, кто учится на последнем курсе. У них есть шанс поучиться в магистратуре немецкого университета, выбрав практически любую программу.

В-третьих, мы предоставляем стипендии молодым ученым: от коротких одномесячных стажировок в научно-исследовательских центрах до трехлетних программ, завершающихся защитой Ph.D (докторской диссертации - прим. ред.).

- Насколько реально российскому студенту поучаствовать в таких программах?

- Вполне реально. Ежегодно мы получаем около 2,5 тысяч заявлений от российских соискателей и по итогам конкурса выдаем 650-700 стипендий. Заявки принимаются только два месяца в году – в октябре и ноябре. Отбор, в зависимости от типа стипендиальных программы, может состоять из одного (конкурс заявок - прим. ред.) или двух этапов (конкурс заявок и собеседование в Москве с немецкими профессорами - прим. ред.). Как правило, около 40% претендентов на стипендии – жители Москвы и Санкт-Петербурга, оставшиеся 60% - из других регионов. У ребят из провинции меньше возможностей поехать учиться за границу за свой счет, и от них нередко приходят, действительно, блестящие заявки.

Чтобы пройти конкурс, нужно знать немецкий или английский язык, и к моменту подачи заявки иметь на руках международный сертификат (иногда студент начинает учиться на английском, а заканчивает на немецком, что только приветствуется). Студент должен убедительно объяснить, почему он выбрал тот или иной университет, тот или иной учебный курс. Те, кто претендует на научно-исследовательские стипендии, должны получить приглашение от немецкого профессора, а для этого необходимо установить с ним контакты, заинтересовать своими исследованиями.

И, конечно, нужно произвести хорошее впечатление на профессоров, которые проводят очное собеседование. Например, комиссии важно понять, сможет ли человек учиться в Германии, где образовательный процесс построен не так, как в России. В Германии студент сам определяет свой график учебы, перечень экзаменов и сроки их сдачи. Для российских студентов и выпускников вузов именно это оказывается самым сложным – они фактически еще дети, и для выполнения едва ли не каждого задания им нужна подробная инструкция.

- Едут ли на учебу в Россию по программам обмена немецкие студенты?

- Да, но их гораздо меньше, чем россиян в Германии. Главная причина – языковой барьер. Российские вузы практически не предлагают курсы на английском языке, а студенты не готовы ради короткой стажировки тратить время на изучение русского языка. Проще выбрать другую страну, где в университетах читают курсы на английском.

- Не провоцируют ли программы обмена «утечку умов»?

- Ни в коем случае. С 1925 года DAAD поддерживает культурную политику обмена, благодаря которой люди обогащают друг друга знаниями. Если же человек хочет уехать за рубеж на постоянное место жительства, есть другие пути. Стипендии на обучение или научную деятельность эмиграции не способствуют. Даже при выдаче виз четко различается поездка на учебу на короткое время и выезд ради того, чтобы долгое время жить за рубежом, работать, конкурируя с жителями чужой страны. Незначительная часть бывших стипендиатов DAAD работает на российско-германских предприятиях, но это нельзя назвать «утечкой умов» из России, поскольку люди работают и на свою страну.

На мой взгляд, если человек успешно учился за рубежом, ему проще вернуться на родину и сделать карьеру там. Такие молодые люди обладают инновационным сознанием, мыслят глобально, легко устанавливают коммуникации с коллегами и очень скоро добиваются успеха, занимая ведущие позиции в своих странах. А страна, в которой они получили образование, навсегда остается в их сердце.


Исходная статья: РИА Новости
Авторы:  Елена Кузнецова