«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
20.10.2009

Московская хирургическая олимпиада должна приобрести общенациональный характер

В настоящее время дан импульс для дальнейшего развития хирургии в 21 веке – бурно развиваются робототехника и телеоперационные системы, эндоскопические, миниинвазивные, микрохирургические и другие новые хирургические технологии. В более отдаленном будущем видимо возникнет необходимость оборудовать операционные для тканевой инженерии, биотехнологических, биохимических, генетических вмешательств.

Традиционной и эффективной формой индивидуальной подготовки студента по специальности в России всегда являлся студенческий научный кружок при кафедре. Из студенческих научных кружков кафедр оперативной хирургии и топографической анатомии в России вышли практически все хирурги. В рамках студенческих кружков ведущих кафедр в настоящее время производится обучение практическим навыкам и основам микрохирургии и эндоскопической хирургии, а также началам других современных методик. Все это увеличивает роль подготовки учащегося на препарате и трупе для создания у него системного представления о хирургической (топографической) анатомии человека в целом и ее клиническом применении.

Роль данной формы подготовки студента на кафедрах хирургического профиля после отмены субординатуры только увеличилась. Студент-старшекурсник, интересующийся хирургией, просто выпал из структурированного освоения практических хирургических навыков и навыков работы с больным хирургического профиля.

Студенты-кружковцы осваивают начала микрохирургической техники,, осуществляется обучение навыкам использования эндоскопического инструментария на тренажере по Нивеллино и эндоскопической стойке. В течение последних лет в рамках студенческого научного кружка регулярно проводятся мастер-классы по наложениею межкишечного и сосудистого анастомозов ведущими хирургами. Микрохирургия и эндохирургические методики - хирургические технологии (не специальности), которыми обязательно владеют все высококвалифицированные хирурги в мире, и студент, интересующийся хирургией, должен сталкиваться с ними по возможности раньше, чтобы оценить свои желания и возможности.

Обучение этим технологиям на додипломном этапе направлено на профессиональную ориентацию будущих врачей хирургического профиля, оно облегчает как объективную оценку, так и самооценку мануальных возможностей будущего хирурга. Результаты оценки данного этапа подготовки студента хирургического профиля могут и должны являться одним из ведущих критериев отбора на постдипломный хирургический уровень.

Обучение старшекурсников-кружковцев основам микрохирургии и эндохирургических методик способствует их более активному привлечению к экспериментальной деятельности и к ассистенции на операциях в ординатуре.

Система “кафедральный кружок (электив) – олимпиада” позволяет дать базовый уровень практических навыков и умений студенту, желающему стать врачом хирургического профиля. Основу студенческих команд, успешно выступающих на хирургических олимпиадах составляют студенты-кружковцы кафедры. На кафедре ММА им. И. М. Сеченова создан учебно-тренировочный комплекс для подготовки этих студентов мануальным навыкам хирургического профиля. И в целом по России на базах кафедр оперативной хирургии и топографической анатомии в рамках подготовки к Олимпиаде можно апробировать новые хирургические технологии обучения на до- и последипломном уровнях, проводить мастер-классы высококвалифицированных специалистов для студентов и врачей хирургического профиля.

По нашему мнению следует придать Московской хирургической студенческой олимпиаде Всероссийский статус. Для чего с 2010 года проводить зональные (региональные) хирургические студенческие олимпиады. Так, например, Северо-Запад страны - с базой в Санкт-Петербурге, Поволжье – в Самаре, Сибирь – Томске или Новосибирске, Юг – в Волгограде и т.д. Победители этих своеобразных четверьтфинальных состязаний и будут встречаться в полуфинале-финале в рамках традиционной Московской хирургической студенческой олимпиаде.

Вновь организуя студенческую хирургическую олимпиаду целесообразно, по нашему мнению, использовать алгоритм многолетнего проведения Московской хирургической студенческой олимпиады. Оргкомитет олимпиады, возглавляемый видным профессором-хирургом, находит помещение, оборудование, инструментарий, составляет план проведения олимпиады, подбирает ответственных за конкурсы, за подготовку и работу с командами. Оргкомитет подбирает жюри (четко по конкурсам), контролирует подготовку к олимпиаде. Жюри обычно представлено практическими хирургами, с обязательным включением в него преподавателей- руководителей соревнующихся команд. Заблаговременно следует провести организационное заседание оргкомитета, согласовать регламент конкурсов и начать готовиться к олимпиаде. Проведение олимпиады оформляется приказом ректора.

Программа олимпиады включает 10-11 конкурсов и рассчитана на два дня. Для каждого конкурса (в зависимости от его особенностей) требуется от одного до четырёх участников от каждой команды. В каждом конкурсе определяются победители, результаты идут в общекомандный зачёт. В целом, от ВУЗа могут принять участие от 8 до 22 человек, что зависит от хирургических предпочтений самих студентов, а также от возможностей ВУЗа.

В первый (пятница) день олимпиады проводятся конкурсы КВН, «Эндоскопия» (в два этапа – стойка и виртуальный тренажёр), интубация трахеи на манекене. Во второй (субботний) день проводятся конкурсы по наложению швов на сосуды, кишку, сухожилие и нерв (обычно эти конкурсы проходят одновременно). Затем студенты соревнуются в конкурсах «микрохирургия» на операционном микроскопе, «знание хирургических инструментов», «вязание хирургических узлов на скорость» и «десмургия», следующих друг за другом.

Все мельчайшие подробности по организации олимпиады и содержанию конкурсов помещаются заблаговременно на официальный сайт олимпиады, все желающие могут обсуждать предстоящую олимпиаду на форуме.

Подведение итогов конкурсов, обсуждение результатов с участниками проводятся открыто приглашенными членами жюри и легко доступны для проверки и контроля Обращаем внимание на то, что оцениваться команды должны по «гамбургскому счету» - честно и объективно, так как формирование личности и профессионализма врача-хирурга надо начинать со студенческой скамьи. Оргкомитету, не ставящему перед собой цели формирования справедливого механизма судейства конкурсов, мы советуем не инициировать процесс олимпиадного движения у себя в вузе.

Существующая более 20 лет на базе ММА им. И. М. Сеченова Московская (Всероссийская) хирургическая студенческая олимпиада должна (подобно фармацевтической и терапевтической студенческим олимпиадам ММА им. И. М. Сеченова) приобрести общенациональный характер.

Это придаст дополнительный стимул рациональному отбору и обучению высококвалифицированных кадров хирургического профиля на додипломном и постдипломном этапах и в перспективе повышению качества оказания населению высокотехнологичной медицинской помощи хирургического профиля в рамках страны.


Исходная статья: Вопросы реконструктивной и пластической хирургии, №2, 2009г.
Авторы:  Дракин И., Козловский Б., Дыдыкин С.С.