«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
Здравоохранение: о вопросах особого внимания 19.10.2009

Здравоохранение: о вопросах особого внимания

- Татьяна Владимировна, прежде всего о самом «горячем» вопросе на сегодняшний день: увеличении цен на медикаменты. Истоки этой проблемы понятны, а есть ли механизмы сдерживания роста цен?

- Известно, что лекарственные препараты дорожают каждый год. Но обычно этот рост цен идет плавно и поэтому едва заметно. Однако нынешний мировой финансовый кризис стал первопричиной резкого скачка цен на все товары. Не стала исключением и аптечная продукция. Во многом возникший ценовой всплеск стал прямым следствием зависимости российского фармрынка от западного. Уже не секрет, что наша фармацевтическая промышленность отстала от зарубежных конкурентов на 20-25 лет. Хорошо известно, что 90% нашего лекарственного рынка – это импорт. Кроме того, большинство отечественных препаратов делаются, в основном, из импортного сырья. Поэтому, естественно, в условиях повышения курса валют дорожают и лекарства на нашем внутреннем рынке. Хочу особо подчеркнуть, что сохранение высокой степени зависимости от западных фарммонстров, удорожание кредитов для отечественной промышленности делает нас заложниками финансово-экономических кризисов. Для оздоровления ситуации и преодоления негативных тенденций необходимо принять уже подготовленную Минпромторгом Стратегию развития фармацевтической промышленности РФ на период до 2020 г., направить в отрасль инвестиции как свои, так и из-за рубежа.

- А отражаются ли условия сегодняшнего дня на реализацию программы ДЛО?

- Как бы ни ругали пресловутую программу дополнительного лекарственного обеспечения, однако именно благодаря ДЛО многие россияне впервые получили возможность лечиться дорогостоящими и современными препаратами. К хорошему, как известно, привыкаешь быстро. Эффективность такой медикаментозной поддержки россияне ощутили на себе. Поэтому не спешат отказываться от лекарственных препаратов нового поколения. Спрос на них будет и даже по высоким ценам. Все равно люди будут покупать эффективные, качественные лекарства. Однако и государству ни в коем случае нельзя оставаться в стороне от реализации ДЛО.

- А в чем, если говорить глобально, должна заключаться политика государства в обеспечении населения медикаментами?

- По моему твердому убеждению, государственную политику в отношении системы лекарственного обеспечения населения необходимо рассматривать одновременно в нескольких ракурсах. В частности, применяя меры тактического (первоочередного) и стратегического (перспективного) характера. В числе тактических мер должно оставаться сохранение как федерального, так и региональных бюджетов, финансирование государственных программ лекарственного обеспечения. Кроме того, следует контролировать цены на рынке лекарств. К сожалению, на сегодняшний день ни одному министерству до сих пор не предписано мониторить цены на медикаменты. Надо отметить, что отсутствием постоянного мониторинга цен в России умело пользуются зарубежные поставщики, которые немотивированно взвинчивают цены на свой товар. В итоге стоимость одного и того же лекарства в нашей стране оказывается гораздо выше, чем за рубежом. Для этого, на мой взгляд, необходимо усилить действия Федеральной антимонопольной службы в отношении контроля за ценами как производителей, так и аптечных сетей, часто устанавливающих монопольные цены. Такие действия наносят ущерб интересам потребителей и нарушают права граждан.

- В последнее время на всех уровнях активно обсуждаются вопросы отечественной фармпромышленности. Если говорить о первоочередных задачах, на Ваш взгляд, это что?

- Прежде всего в числе мер стратегического характера должна быть самая важная и конкретная – реальная поддержка отечественной фармацевтической промышленности. Необходима разработка качественных стандартов лекарственного обеспечения с учетом принципов фармэкономики. Внедрение страховых принципов в систему лекарственного обеспечения. Разработка схемы долгосрочного планирования потребностей населения в медикаментах и системы контрактного производства. Еще одним очень эффективным способом может стать применяющаяся за рубежом практика заключения соглашений государства (например, со стороны Минздравсоцразвития) с фармотраслью о снижении цен на свою продукцию в обмен на государственные закупки ЛС.

- В последнее время в прессе постоянно сообщается о жалобах пациентов на врачебные ошибки, неправильно поставленный диагноз, ошибочно выписанные лекарства и т.д. Можно ли сказать, что проблема заключается только в недостаточной компетенции врача?

- Сказать, конечно, можно. Но судите сами. По оценкам ВОЗ около 20% врачебных ошибок связано с неполнотой данных или невозможностью оперативного получения необходимой информации. Сегодня активно используются около 4000 медикаментов, между которыми имеют место более 2000 взаимодействий, определяющих возможность их совместного применения. Поэтому сейчас активно развиваются системы компьютерной поддержки врачебных назначений. Именно это позволяет существенно, почти на 80% сократить количество ошибок при назначении лекарств и на 55% снизить неблагоприятные побочные реакции.

- А как на настоящий момент можно оценить уровень информатизации отечественного здравоохранения?

- Для этого, как Вы понимаете, количество компьютеров в лечебных учреждениях не может являться адекватным показателем. В данном случае надо говорить об оценке применения информационно-компьютерных технологий в здравоохранении. Для этого используются два основных показателя: доля населения, использующего Интернет для получения медицинской информации (в ЕС и США это около 80%), и доля врачей общей практики, использующих электронные медицинские записи (в среднем в ЕС этот показатель составляет около 25%, в Дании -75%, в США - около 17%). У нас достаточно полных подобных данных нет. Проводились только отдельные, выборочные исследования на эту тему. В частности, по данным технологиям среди жителей 27 городов, 6% городского населения используют Интернет для получения сведений медицинского характера, а хотели бы 35%.

- Есть ФЦП «Электронная Россия» для облегчения труда врачей и повышения их информированности о новых медикаментах. Насколько эффективна его реализация?

- Направляются средства на создание новой информационной среды деятельности практикующего врача – (до 50% рабочего времени врача уходит на поиск необходимой информации и ведение документации). Применение компьютерных систем ведения медицинских записей о пациентах позволяет почти в 4 раза сократить время поиска необходимой информации, на 25% сократить время постановки диагноза и на 10-20% увеличить поток принятых врачом пациентов. Вот такой народно-хозяйственный и социальный эффект.

По последним данным в стране работает 16 009 лечебно-профилактических учреждений. Из них 12 853 (т.е. 80,3%) оснащено электронно-вычислительной техникой, лишь 35,4% могут выходить в Интернет и 38,9% имеют электронную почту. В среднем на каждое лечебно-профилактическое учреждение приходится 18 единиц компьютеров, в т.ч. на поликлиники – 13. Этого количество явно недостаточно. Стыдно в ХХI в. жить без компьютеров! Хочу особо подчеркнуть, что осуществление программы ДЛО без масштабной компьютеризации просто невозможно.

- Тем не менее, даже при столь насущных текущих задачах, мы не можем игнорировать развитие передовых технологий, например – телемедицину. Предпринимается ли что-либо в целях развития этого направления?

- Для этого необходимо иметь нормативно-методическую базу. В настоящее время ее попросту нет. Необходимо в номенклатуру работ и услуг в здравоохранении включить работы по организации и проведению телемедицинских консультаций, и обязательно разработать и утвердить методики расчета их стоимости. Только после этого можно вести разработку программ государственных гарантий обеспечения населения бесплатной медицинской помощью с учетом использования телемедицинских технологий. Представляется, что координацию работ по развитию телемедицинских технологий должно осуществлять Федеральное агентство по высокотехнологичной медицинской помощи.

- А есть ли нечто, о чем можно было бы сказать, например, так: «новшество здравоохранения в ближайшее время»?

- Прежде всего, это «электронная карта здоровья» - необходимый носитель информации о состоянии человека. Причем она одинаково нужна как пациенту, так и медицинским работникам. Хочу отметить, что законодательная база для защиты содержащихся на флэш-носителе личных сведений на сегодняшний день в России уже существует. Уже приняты два закона: №152-ФЗ «О персональных данных» и №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», в которых определяется обработка и конфиденциальность персональных данных. Очень важным является создание в здравоохранении и социальной сфере единой инфраструктуры обмена электронными документами с использованием электронной цифровой подписи. И надо отметить, что здесь уже многое сделано в ходе реализации 122-го закона и организации информационного взаимодействия в системе ДЛО. Однако из-за отсутствия межведомственной координации эта работа продвигается очень медленно. Заметим, что, например, в ряде стран ЕС медицинскими документами между госпиталями широко используется общедоступная защищенная электронная почта, находящаяся в ведении национальной почтовой службы, абонентом которой может стать любое физическое или юридическое лицо. Это позволяет существенно сократить расходы на передачу электронных документов, создание и поддержание необходимой телекоммуникационной инфраструктуры.


Исходная статья: "Российские аптеки"
Авторы:  Беседовал Ю.С.Игнатов