«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
Встреча десятилетия 01.09.2009

Встреча десятилетия

Университеты мира находят взаимопонимание в планах на будущее

В начале июля в Париже состоялась Всемирная конференция по высшему образованию. Она проводится под эгидой ЮНЕСКО и раз в 10 лет собирает на свои заседания представителей со всех континентов. В этот раз в конференции приняли участие более 1300 человек из почти 200 стран мира, а представитель России - ректор Российского университета дружбы народов Владимир Филиппов - был президентом оргкомитета этой встречи.

- Владимир Михайлович, трудно было собрать вместе и подготовить для серьезного разговора профессуру из разных государств?

- Да, это хлопотное и весьма ответственное дело, на которое требуется немало времени и организаторских усилий. В сентябре 2006 года я был избран вначале президентом Международного наблюдательного комитета ЮНЕСКО по реализации решений предыдущей Всемирной конференции по высшему образованию 1998 года, а в 2007 году - президентом оргкомитета по подготовке новой Всемирной конференции по высшему образованию. Всего в составе оргкомитета было порядка 30 человек из 23 стран мира, со всех континентов. В 2007 году мы разработали план-график подготовки Всемирной конференции, а с 2008 года начали его реализовывать.

По результатам целого ряда семинаров и конференций, проведенных ЮНЕСКО в последние годы, в страны, входящие в это сообщество, были направлены аналитические материалы о состоянии, проблемах и тенденциях развития высшего образования. Предлагалось выработать свои позиции по решению этих проблем, обозначить отношение государств к некоторым новым тенденциям. Затем также под эгидой ЮНЕСКО, точнее ее региональными организациями, были проведены достаточно масштабные региональные конференции по высшему образованию. Для стран Латинской Америки и Карибского региона они прошли в Колумбии в июне 2008 года, для стран Азии - в Китае в сентябре 2008 года, для стран Африки - в Сенегале в ноябре 2008 года, для стран Юго-Восточной Азии - в Индии в феврале 2009 года, для стран Европы, США и Канады - в Румынии в мае 2009 года, для стран Арабского региона - в Египте в мае-июне 2009 года.

В этих региональных конференциях приняли участие делегации практически всех стран соответствующих регионов, они выработали и передали нам в оргкомитет свои подробные рекомендации и предложения для обсуждения на Всемирной конференции. Надо сказать, что обсуждения и решения, принятые на этих региональных конференциях, сами по себе уже имеют несомненную ценность для дальнейшего развития высшего образования. На основе решений этих региональных конференций оргкомитет подготовил проект Коммюнике Всемирной конференции, который был размещен на сайте конференции ЮНЕСКО, где весь июнь был доступен для обсуждения буквально всему миру. Поступили сотни интересных предложений, многие из которых удалось учесть.

- На самой Всемирной конференции в Париже 5 июля вы были избраны председателем Проектного комитета. Чем занимался комитет?

- Проектный комитет готовил единственный итоговый документ Всемирной конференции по высшему образованию - заключительное коммюнике. В состав Проектного комитета избрали более 30 человек - представителей шести континентов из 27 стран мира. Среди избранных: деятели различных международных организаций, в том числе студенческих и общественных, а также известные миру эксперты в сфере высшего образования. Мы работали над итоговым документом, и, надо признаться, дело это было и сложное, и трудное, и интересное.

Сложное, потому что надо было организовать оперативное поступление конкретных предложений от итоговых докладчиков с пленарных заседаний конференции, а также от каждой из 28 секций и круглых столов, прошедших на конференции. При этом было рекомендовано изложить суть решений секции не более чем в 25 словах - чтобы эту формулировку можно было максимально точно отразить в итоговом коммюнике.

Вначале мы не могли даже определиться с форматом коммюнике. Были предложения ограничиться одной-двумя страницами текста, то есть выбором

10-15 основных прогрессивных тенденций развития высшего образования, которые надо поддержать в предстоящее десятилетие. Но, будучи ректором университета, я знал, что такое коммюнике Всемирной конференции категорически не устроило бы университеты мира и разочаровало бы профессуру: от нас ждали позиций мирового сообщества по очень широкому кругу проблем и тенденций в сфере высшего образования. В процессе дискуссий мы выбрали более трудный путь: рассмотрение всего спектра основных проблем и тенденций высшего образования в мире. Итоговый документ получился размером около 10 страниц очень содержательного текста.

Трудно шла подготовка коммюнике потому, что потребовалось организовать обсуждение всех поступивших предложений, а их оказалось более 400! К тому же мне надо было вести заседания Проектного комитета одновременно на двух рабочих языках - на английском и французском. Доходило до того, что франкофонные страны, включая Францию, устраивали протесты, если какие-то материалы не были одновременно подготовлены на двух языках. Мы провели 6 заседаний комитета за три дня, причем на второй день закончили работу в 23.30, а на третий день заседание шло с 2 часов дня до 4 часов утра!

Причем споры были по принципиальнейшим позициям. Например, для практической политики всех стран мира в сфере высшего образования очень важно определиться: высшее образование - это “общественное благо” (“public good”) или “общественная услуга” (“public serve”)? Принятие последней формулировки ведет к коммерциализации высшего образования, полному распространению на него рыночных механизмов финансирования и соответствующей политики. И я благодарен своим коллегам из США, Индии и Бразилии, которые, окончив заседание в 4 часа утра, к 13 часам дня устранили свои расхождения и пришли к взаимопониманию по этому вопросу. В итоге было решено, что высшее образование - общественное благо и ответственность за него в первую очередь несут правительства стран.

Интересно было работать потому, что обсуждения многих вопросов носили идеологический и стратегический характер: позиции ряда стран или регионов демонстрировали разные подходы к решению одних и тех же проблем высшего образования, разные отношения к тенденциям в сфере высшего образования. Ведь практически по каждому из поступивших 400 предложений велась содержательная дискуссия, вырабатывалась конкретная формулировка в проект итогового коммюнике Всемирной конференции. Более того, вырабатывались решения, которые должны определять тенденции развития высшего образования на уровне стран, университетов, регионов мира: определялось, какие тенденции следует поддерживать, а с какими надо бороться. Причем речь шла о стратегии на ближайшее десятилетие: как я уже говорил, такие всемирные конференции по высшему образованию проходят один раз в 10 лет.

Плюс сложность работы нашего комитета по подготовке итогового коммюнике заключалась еще и в том, что в таких всемирных конференциях ЮНЕСКО принимают участие, помимо вузовского сообщества официальные делегации от всех стран-участниц, возглавляемые, как правило, министрами или послами этих стран при ЮНЕСКО. Например, российскую делегацию возглавлял заместитель министра иностранных дел РФ Александр Яковенко.

К тому же формат работы таких всемирных конференций ЮНЕСКО предполагает принятие итогового коммюнике консенсусом - единогласным решением! И если бы во время итогового пленарного заседания Всемирной конференции хотя бы одна страна выступила против хотя бы одной строчки из итогового коммюнике, то такое коммюнике не могло бы быть принятым.

И я рад, что удалось выработать такой (подчеркиваю, содержательный, на 10 страниц) документ, который всеми 1300 участниками конференции был принят единогласно.

- Вы довольны своей работой на Всемирной конференции?

- Ну, во-первых, она была не только моя и не только во время Всемирной конференции: как я сказал ранее, большая подготовительная работа велась в течение двух предшествующих конференции лет.

Во-вторых, я не только удовлетворен, но еще и горжусь тем, что я представлял Российскую Федерацию, Российский университет дружбы народов, и их имена - Россия, РУДН - в дни проведения конференции звучали на весь мир среди самых известных в мире деятелей в сфере высшего образования. В значительной мере это признание России как великой страны в сфере высшего образования. Но абсолютно точно знаю, что очень многие из сотен бывших или действующих министров образования разных стран или ректоров ведущих университетов мира сочли бы за честь быть президентом оргкомитета по подготовке Всемирной конференции или возглавить Проектный комитет и доложить итоговое коммюнике Всемирной конференции. Наверное, мне повезло, что посчастливилось сделать это.

- Владимир Михайлович, а что содержательного из итогового коммюнике вы можете отметить?

Наверное, ближе к осени, когда коммюнике будет подписано участниками, надо его будет просто опубликовать - так много очень серьезных положений в этом документе. О значимости их говорят даже наименования разделов коммюнике: “Доступность и равенство доступа к высшему образованию”, “Интернационализация, регионализация и глобализация в сфере высшего образования”, “Социальная ответственность высшего образования”, “Научные исследования и инновации в высшем образовании”, “Развитие высшего образования в Африке” и др.

Структурно документ состоит из двух частей. Первая часть - формулировки утверждений (42 параграфа!) о состоянии и отношении к имеющимся проблемам и тенденциям в сфере высшего образования, причем как на национальном, так и на региональных и мировом уровнях.

Вторая часть - это обращения (Calls for Actions), их - 26: к правительствам, к университетам, к международным и другим организациям, работающим в сфере высшего образования.

- Как планируется учесть в России, в РУДН итоги Всемирной конференции по высшему образованию?

- Коммюнике такой Всемирной конференции - это стратегический документ, рассчитанный на предстоящее десятилетие. Он апеллирует к правительствам стран. Поэтому вопрос учета принятых решений находится в компетенции Министерства образования и науки РФ. Во всяком случае, в итоговом коммюнике отмечено, что будет разработан План действий по реализации решений данной конференции, сформирован Международный комитет (follow up Committee) по мониторингу реализации решений конференции и тенденций развития высшего образования в мире.

Конечно, хорошо, что в течение этих двух лет моей работы президентом Оргкомитета Всемирной конференции мы могли в РУДН получать самую свежую информацию о тенденциях и проблемах развития высшего образования в мире. Для РУДН как для международно-ориентированного университета это важно и полезно, в том числе и для проведения набора и обучения иностранных студентов.

Чуть позже мы обсудим итоговые материалы Всемирной конференции на заседании Комиссии по университетскому менеджменту при Ученом совете РУДН. Конечно, мы разошлем на все кафедры университета перевод этого документа, чтобы можно было в своей работе учитывать мировые тенденции в сфере высшего образования.

Но, подчеркиваю, решения Всемирной конференции носят стратегический характер, их предстоит учитывать в стратегиях развития университетов и систем высшего образования в разных странах. Конкретные же ситуации в разных странах мира и в разных университетах (в том числе с учетом мирового финансового кризиса), конечно, требуют серьезного осмысления, обсуждения и поэтапной реализации.

От редакции. Коммюнике Всемирной конференции по высшему образованию мы опубликуем после того, как его примет Генеральная конференция ЮНЕСКО в октябре этого года и от имени ЮНЕСКО разошлют правительствам всех стран.


 


Исходная статья: ПОИСК
Авторы:  Павел Смирнов