«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
ФАС призывает сделать прозрачнее лицензирование и аккредитацию вузов 17.08.2009

ФАС призывает сделать прозрачнее лицензирование и аккредитацию вузов

ФАС России предлагает устранить избыточные и неэффективные процедуры при лицензировании и аккредитации образовательных учреждений, говорится в докладе о развитии конкуренции, размещенном на сайте службы.

Вопросы к лицензированию

Как отмечается в документе, в настоящее время действует порядок лицензирования образовательной деятельности, который не предусматривает закрепление законом или актом правительства РФ исчерпывающего перечня требований, предъявляемых к соискателям лицензии, а также к лицензиатам.

"Данная ситуация провоцирует создание непрозрачной, административно перегруженной и дорогостоящей процедуры получения лицензии на право ведения образовательной деятельности", - говорится в докладе.

Так, в соответствии с существующим порядком, по заявлению учредителя образовательной или научной организации о соискании лицензии Рособрнадзор создает выездную экспертную комиссию. Она устанавливает соответствие образовательного процесса государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил; санитарных и гигиенических норм; охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений; оборудования учебных помещений; оснащенности; образовательного ценза педагогов и укомплектованности штатов.

По мнению ФАС, такая выездная "лицензионная экспертиза" является избыточным контролем, поскольку представляет собой в большей части перепроверку достоверности информации, полученной от других органов власти, и не требует участия экспертов, проведения обследований и лабораторных анализов.

"То есть экспертиза осуществляется на основе заключений иных органов власти и документов самого соискателя лицензии", - отмечается в документе.

А отсутствие нормативов и требований к представляемым сведениям по организации учебного процесса позволяет экспертной комиссии трактовать указанные сведения как в пользу заявителя, так и наоборот.

"ФАС России считает, что такие проверки должны носить не экспертный, а контрольный характер, и проводиться силами государственных служащих Рособрнадзора в составе осуществления юридически значимого действия "предоставление лицензии на право ведения образовательной деятельности", - говорится в документе.

Рекомендации ФАС

ФАС России предлагает отнести образовательную деятельность к сфере регулирования федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом определенных рекомендаций.

По мнению службы, требования к лицензиату должны быть детально разработаны, иметь однозначную трактовку, опубликованы (заранее предоставлены лицензиату) и не могут быть превышены при проверке сведений. Как считают в ФАС, порядок повторного лицензирования (продления лицензии) должен быть упрощен, а лицензирование должно учитывать характер деятельности лицензиата. В настоящее время не учитываются инновационные методы обучения, дистанционное обучение.

Результаты проверки при соискании лицензии должны быть в обязательном порядке размещены на сайтах образовательных учреждений и на информационном портале Рособрнадзора, за исключением документов, представляющих государственную тайну.

ФАС также рекомендует установить в качестве обязательной информации при соискании лицензии предоставление заявителем "Обязательств по развитию" учебного заведения, то есть обязательств по развитию учебного процесса, предполагаемые учебные программы и планы, прогнозируемые результаты обучения по каждому году, а также обязательства по обеспечению качества образования.

Кроме того, необходимо законодательно закрепить обязанность Рособрнадзора проводить контрольное мероприятие по проверке лицензионных требований после первого года обучения, а также право на отзыв лицензии, в том числе и по результатам проверки качества образования.

Непрозрачность аккредитации

В настоящее время Рособрнадзор по заявлению соискателя аккредитации создает экспертную комиссию по госаккредитации. Она проводит экспертизы, необходимые для определения вида образовательного учреждения, а также соответствия качества подготовки его выпускников требованиям государственных образовательных стандартов.

ФАС отмечает, что в настоящий момент законодательно не определены: порядок создания и деятельности экспертной комиссии по госаккредитации, порядок оплаты экспертов, а также критерии оценки качества образования, являющиеся основным предметом экспертизы.

"Сложившаяся ситуация приводит к тому, что процедура государственной аккредитации образовательных учреждений является непрозрачной", - говорится в докладе.

При этом существующая система, когда первая госаккредитация образовательного учреждения или научной организации может проводиться не ранее, чем на итоговой стадии обучения по соответствующей программе, фактически позволяет недобросовестным учебным заведениям безнаказанно не исполнять принятые на себя обязательства по обеспечению качества образования, отмечают в службе.

ФАС считает, что процедуры подтверждения качества образования надо проводить после первых двух лет обучения в рамках контроля лицензионных требований и "Обязательств по развитию" учебного заведения.

"Если учебное заведение в рамках предоставления "Обязательств по развитию" не выполняет взятых на себя обязательств, то совершенно нет никаких причин сохранять лицензию и надеяться на благополучную аккредитацию", - заявляют в службе.

Порядок аккредитации

ФАС предлагает ввести новый порядок госаккредитации вузов, главной составляющей которого должна стать объективная проверка качества знаний студентов.

Для проведения аккредитации Минобрнауки России по представлению Рособрнадзора должны утверждаться профильные экспертные советы, в состав каждого из которых должны входить представитель Рособрнадзора, по два представителя от пяти ведущих в определенной области знаний и специальностей вузов, также необходимо участие представителей рекрутинговых агентств и международных экспертов. Экспертный совет должен утверждаться на срок до пяти лет с последующей ротацией и замещением вузов.

Для получения госаккредитации соискателям необходимо получить положительное заключение, подписанное большинством членов экспертного совета. Заключения должны передаваться в Рособрнадзор для утверждения при принятии решения об аккредитации учреждения.

Кроме того, необходимо разработать и законодательно закрепить процедуру, при которой проверка качества получаемых знаний осуществляется путем случайной выборки студентов.

Процедуре аккредитации должна предшествовать процедура самопроверки вуза.

Результаты экспертиз при соискании госаккредитации должны быть в обязательном порядке размещены на соответствующих сайтах образовательных учреждений и на информационном портале Рособрнадзора.

Также необходимо предусмотреть возможность отзыва Рособрнадзором лицензии на право образовательной деятельности в случае отрицательного заключения при госаккредитации.


Исходная статья: РИА Новости