«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
01.07.2009

Время собирать кадры

Молодых учёных перепишут в единую базу данных, объединят в общественные союзы и окружат вниманием силами различных советов. Об этом договорились участники первого Всероссийского совещания по вопросам поддержки молодых учёных и специалистов «Проблемы воспроизводства научно-педагогических кадров в современной России», организованного на прошлой неделе МИФИ и президентским Координационным советом по делам молодёжи.

Целью совещания было провести своеобразный учёт того, что уже делается усилиями разных органов власти, крупных коммерческих структур, научных институтов, вузов и общественных организаций для решения задачи воспроизводства научно-педагогических кадров.

Выяснилось, что работа на этом поле ведётся, и даже приносит свои плоды. К примеру, помощник полпреда президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Валерий Голощапов рассказал о том, что в Республике Карелия и Республике Коми действуют программы, по которым молодым учёным начали предоставлять квартиры.

Руководитель центра внедрения космических технологий Научно-исследовательского и проектно-конструкторского института информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте Максим Железнов привёл в пример ОАО «РЖД», которое ежегодно учреждает гранты для молодых учёных.

Профессор Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова, лауреат премии президента РФ для молодых учёных 2009 года Евгений Ачкасов отметил, что сам по себе факт вручения премии любого уровня за научные заслуги является хорошим стимулом для продолжения научной работы и предложил учредить региональные премии для молодых исследователей.

Впрочем, как признавали участники совещания, единичные, локальные успехи не отражают общей, пока ещё безрадостной, ситуации с кадрами для науки. «Смысл не в том, чтобы дать одному человеку премию, а в том, чтобы создать систему по работе с молодёжью, при которой каждый талантливый учёный смог бы в полной мере реализовать свой потенциал», — подчеркнул министр спорта, туризма и молодёжной политики Виталий Мутко.

Одна из главных ролей в этой системе отводится деятельности научно-исследовательских университетов (НИУ), так называемых точек роста науки, в которых создаются наиболее благоприятные условия для старта в различных областях исследований. По словам заместителя министра образования и науки Александра Хлунова, несмотря на мировой финансовый кризис, проект создания НИУ не потеряет государственной поддержки.

В качестве необходимой меры называлось также выравнивание материальных позиций представителей вузовской и академической науки. «Коллеги из Российской академии наук в результате реализации пилотного проекта по внедрению показателей результативности научной деятельности (ПРНД) уже получают зарплату в 30 тысяч рублей, — отметил ректор МИФИ Михаил Стриханов. — На их фоне сотрудники вузов чувствуют себя бомжами и изгоями. Мало того, что зарплата меньше на порядок, так ещё и контракты с работодателем заключаются не более чем на пять лет».

Но речь на совещании шла не только и не столько о мерах финансовой поддержки (хотя куда же без них?), сколько о создании нового, престижного имиджа профессии учёного. Сегодняшний образ, по замечанию заместителя председателя Координационного совета по делам молодёжи в научной и образовательной сферах при Координационном совете по делам молодёжи при президенте РФ Андрея Петрова, довольно жалок: «это скорбный человек с протянутой рукой ладонью вверх». Ответственность за его кардинальное преображение готовы взять на себя и органы власти, поддерживающие нужную информационную политику, и общественные организации, в частности, действующие уже во многих регионах, учреждениях фундаментальной и отраслевой науки союзы молодых учёных и специалистов (СМУС). Причём на СМУСы в этом деле возлагают главные надежды. По предварительным подсчётам Координационного совета, сегодня в стране около двухсот таких объединений, в будущем их количество увеличится: скорее всего, они будут созданы при каждой организации, имеющей отношение к науке. Непосредственно при этих союзах, по предложению заместителя директора Федерального агентства по делам молодёжи Александра Повалко, будут создавать ещё и советы по научно-техническому творчеству, которые возьмут на себя функции главных вдохновителей нового поколения учёных. Они окружат вниманием каждого молодого исследователя, объяснят ему все преимущества и перспективы выбранной профессии, подскажут научное направление, скоординируют во взаимоотношениях с властью и потенциальными инвесторами, познакомят с единомышленниками. В общем, станут своего рода «пионеротрядами» в науке.

Новые принципы будут заложены и в систему профессиональной подготовки. Как заверил депутат Государственной думы Гаджимет Сафаралиев, законодатели уже разрабатывают концепцию образования, основой которой станет непрерывное обучение. По словам парламентария, такой подход найдёт отражение в новом «Законе об образовании», о разработке которого уже задумываются в профильном комитете нижней палаты.

Также будут определены пилотные регионы для реализации проекта по развитию научно-технического творчества детей, на которых будут отрабатываться технологии воспитания научной смены, видимо, посредством усиленной поддержки в этих регионах научно-технических центров, кружков и создания прочих механизмов, прививающих детям желание работать в сфере науки и инноваций.

Андрей Петров: «Сегодняшний образ учёного довольно жалок — «это скорбный человек с протянутой рукой ладонью вверх»

Словом, работа ведётся сразу по нескольким направлениям. Для более чёткого представления о том, что уже сделано и что ещё можно сделать для воспроизводства научно-педагогических кадров, информация об ответственных за работу с научной молодёжью организациях, о мерах поддержки молодых исследователей и о самих молодых учёных собирается в единую базу, первоначальный вариант которой уже представлен на сайте www.youngscience.ru.

Михаил Стриханов: «На фоне коллег из Академии наук, которые уже получают зарплату в 30 тысяч рублей в результате реализации пилотного проекта по внедрению ПРНД, сотрудники вузов чувствуют себя бомжами и изгоями»

Стоит ещё отметить, что несколько мероприятий совещания проходили в новом павильоне ВВЦ, в котором в это же время работала выставка научно-технического творчества молодёжи, где юные изобретатели и конструкторы со всей России представили свои разработки — роботы, машины, поезда, современные лаборатории для научного творчества. Одним из самых примечательных экспонатов был автожир — лёгкий самолёт, собранный в конструкторском бюро Московского авиационного института. По словам представлявшего разработку студента МАИ Андрея Бережного, «главное преимущество автожира перед уже летающими машинами лёгкой авиации — в безопасности. При отказе двигателя автожир не падает, а плавно спускается на самораскручивающемся винте. Он летает на низких высотах со скоростью 30—200 километров в час, обладает хорошими взлётно-посадочными характеристиками, может использоваться для опрыскивания сельскохозяйственных полей, тушения пожаров, спасательных операций». Первый вариант машины, красовавшийся на выставке, разработан по заказу частного лица, что свидетельствует — будем оптимистами! — о возрастающем интересе к науке со стороны частных инвесторов.


Исходная статья: STRF.ru
Авторы:  Наталья Быкова