«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
На вопросы студентов о Ботаническом саде Первого МГМУ имени И.М. Сеченова отвечают преподаватели кафедры ботаники 25.06.2009

На вопросы студентов о Ботаническом саде Первого МГМУ имени И.М. Сеченова отвечают преподаватели кафедры ботаники

На наиболее частые вопросы студентов о Ботаническом саде Первого МГМУ имени И. М. Сеченова отвечают преподаватели кафедры ботаники фармацевтического факультета Бойков Андрей Андреевич и Абизов Евгений Анатольевич, а также сотрудник ботанического сада, член Российского фитотерапевтического общества, Московского общества испытателей природы и союза журналистов Замятина Наталия Георгиевна (смотреть видео).

— Когда был организован Ботанический сад?
— Ботанический сад был создан 25 сентября 1946 года при Московском фармацевтическом институте (с 1958 г. Фармацевтический факультет 1-го МОЛМИ) по инициативе преподавательского состава кафедр ботаники и фармакогнозии и при активном участии ректора А. Д. Туровой.
Проект сада был разработан его первым директором Б. М. Гринером и известным ботаником В. Н. Ворошиловым. Выделенные для сада 5 гектаров в пойме Москвы реки, расположенные между двумя железными дорогами — Окружной и Белорусской — представляли собой пустырь без каких-либо посадок. Приводили в порядок территорию сотрудники и студенты.
Изначально лекарственные растения высаживались по принципу близости фармакологического действия — древесные формы могли соседствовать с травянистыми. Но этот подход оказался неудачен: деревья затеняли травянистые растения. Поэтому было принято решение создать отдельно дендрарий и опытный участок — они занимают по 2,5 гектара.
С 1946 года сохранились посадки берез, лиственниц, лип, каштанов, дубов, которым сейчас 60 и более лет.

— Какова цель создания сада?
— Ботанический сад создавался для научной работы и для изучения растений студентами, обучающимися на кафедрах фармакогнозии и ботаники. Сад обеспечивает учебный процесс этих кафедр растительным материалом, гербариями, лекарственным сырьем, живыми растениями и фиксированным материалом для изучения анатомических признаков. В Ботаническом саду организована пропаганда экологических знания для студентов Академии. Еще одна его цель — эстетическое воспитание студентов Академии и московского фармацевтического училища. В Ботаническом саду ведется большая работа по интродукции растений, проводятся эксперименты по полиплоидии как лекарственных, так и пищевых растений. На опытных участках выращиваются растения, которые изучаются сотрудниками кафедр ботаники, фармакогнозии, аспирантами и кружковцами кафедр. По итогам исследований было написано большое количество научных статей, фармакопейных статей, защищено более 40 кандидатских и 3 докторские диссертации.

— Сколько видов растений насчитывается в саду?
— На данный момент в Ботаническом саду произрастает 660 видов растений 107 семейств. Особенно много в саду представителей семейств лютиковых, астровых, яснотковых, лилейных, маковых, розоцветных. Большое количество видов представлено в дендрарии: 8 видов кленов, 7 видов орехов, 19 видов боярышника, 15 видов жимолости, 11 видов черемухи, 6 видов калины. На систематическом (опытном) участке выращивается 260 видов лекарственных растений. Благодаря большой коллекции лекарственных растений сад зарегистрирован в международном справочнике ботанических садов ЮНЕСКО. Особо следует отметить, что в коллекции сада имеется 54 вида редких и исчезающих растений Красной книги.

— Как пополняется коллекция сада?
— Ранее коллекция Ботанического сада пополнялась растениями и семенным материалом, привезенным из экспедиций с Кавказа, Урала, Дальнего Востока, Сибири, Средней Азии. Проводился также обмен семенами с другими садами.
В настоящее время Ботанический сад участвует в работе по обмену семенного фонда с садами СНГ, а также со 150 садами мира.

— Какие научные задачи решает Ботанический сад?
— В Ботаническом саду проводятся исследования по следующим направлениям:
интродукция растений (древесных и травянистых);
изучение онтогенеза, ритма сезонного развития лекарственных растений;
изучение количественных и качественных морфологических признаков лекарственных растений;
изучение анатомического строения лекарственных растений разных видов;
изучение динамики накопления биологически активных веществ по фазам онтогенеза.
Продолжается изучение полиплоидных растений, начатое академиком А. Р. Жебраком и профессором В. В. Сахаровым.

— Какое место в учебном процессе занимает посещение Ботанического сада студентами 2 курса?
— Благодаря посещению на практике Ботанического сада студенты имеют возможность не только изучать гербаризированные образцы и виртуальный гербарий, который недавно выпустила кафедра, но также видеть их в природе, в сочетании с другими видами. Будущему провизору это очень важно — знать не только сырье, но и производящие растения, их биологию и морфологию. Более того, с чисто бытовой точки зрения полученные на практике знания позволяют обезопасить близких (когда речь идет о ядовитых растениях).
На втором курсе студенты проходят практику по ботанике. Задача кафедры на этом этапе обучения — показать максимальное количество видов. На третьем курсе студенты посещают Ботанический сад в рамках дисциплины «фармакогнозия», которая дает представление о химическом составе и применении растений.

— Какое значение имеет посещение Ботанического сада с точки зрения формирования эстетического и профессионального мировоззрения провизоров?
— Работа провизора связана с лекарственным растительным сырьем. Ему важно знать не только его микроскопию, внешние признаки, числовые показатели, но, как говорилось ранее, знать производящие растения. Необходимо представлять, как они произрастают, какие этапы созревания проходят, когда у тех или иных растений наступает цветение. Эти знания важны для глубокого понимания дисциплины и профессии.
С точки зрения эстетического воспитания посещение Ботанического сада также имеет значение, которое трудно переоценить. Когда студент, будущий специалист, видит богатейшую флору своей страны, он испытывает гордость не только за свою профессию, но и за свою принадлежность к великой стране, в которой произрастает огромное количество растений редких и даже уникальных.

— Каковы перспективы развития Ботанического сада?
— Есть идеи по поводу создания тепличного комплекса на территории Ботанического сада, где можно будет содержать представителей субтропических, тропических видов. Планируется создание небольшого водоема для выращивания околоводных и водных представителей флоры, в т. ч. фармакопейных растений. В настоящий момент гербаризация таких растений вынужденно проводится вне сада.

— Можно ли посещать Ботанический сад во внеурочное время и проводятся ли экскурсии в саду для других посетителей?
— Ботанический сад работает не только со студентами фармацевтического факультета ММА им. Сеченова и фармацевтического училища, но и с рядом организаций — общественных и научных. В частности, Ботанический сад сотрудничает с Московским фитотерапевтическим обществом. В рамках курса повышения квалификации врачей обучающимся показывают все те растения, о которых они получили теоретические знания. Частые гости сада — врачи-гомеопаты.
Ботанический сад сотрудничает с Обществом охраны природы, для которого проводятся общеобразовательные экскурсии. Во время этих экскурсии посетители сада знакомятся с лекарственными растениями и их применением, узнают, какие из них можно вырастить в дачных условиях.
Работает Ботанический сад и с ветеранскими организациями, помогая им саженцами и семенами.
Кроме того, налажено сотрудничество с сельскохозяйственными клубами, Московским отделением Союза садоводов — одной из наиболее крупных общественных организаций в России. Проводятся экскурсии для клуба «Калитка» журнала «Вестник цветовода».