«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
Почем стоит состояться? 11.06.2009

Почем стоит состояться?

Два существующих федеральных университета и один будущий отчитались, как живут

В прелюдии к заседанию Межрегиональной рабочей группы по реализации Приоритетного национального проекта “Образование” Андрей Фурсенко, министр образования и науки РФ, сказал, что “секвестры приходят и уходят, а федеральные университеты остаются. И мы не имеем права отказываться от программ развития. В нынешней ситуации делить средства по принципу “всем поровну” - значит погубить начатое дело. Без лидеров у него перспективы нет. Поэтому наши решения должны быть ориентированы на стратегический аспект”. А дальше по очереди пригласил на трибуну с наказом “доказать, что делающееся сегодня в их вузах - наилучший путь к успеху”, ректоров, представляющих три федеральные университета (существующих не первый год - Сибирского и Южного, и будущего - Дальневосточного).

Первым докладывал о реализации программных мероприятий и направлений расходования средств ректор Сибирского федерального университета в 2009 году Евгений Ваганов. Говорил быстро, но слушатели успевали отметить, что за 2007-2008 годы вуз получил и направил на модернизацию материально-технической базы 2,5 млрд рублей. В нынешнем году из-за кризиса поток заказов от администрации края и крупного бизнеса сократился, однако вуз сам не спит: привлекает зарубежные средства на научные исследования, вкладывает деньги в мероприятия, которые максимально поддержали бы положительную динамику его развития. В планах этого года остаются сдача учебно-лабораторного комплекса общей площадью 24,6 тыс. кв. м, нового студенческого общежития на 700 мест, начало строительства корпуса Института нефти и газа (общая площадь 16,5 тыс. кв. м), сдача здания первой очереди научной библиотеки (общая площадь 11,4 тыс. кв. м).

Откуда средства на строительство университетского кампуса? На слайдах виден весь “денежный пирог”: федеральный “кусок” - 468 млн рублей, 350 млн рублей - от НК “Роснефть”, краевой бюджет выделяет 729 млн. Плюс, сообщил Ваганов, на днях в администрации края было принято решение о передаче университету 600 га для реализации плана перспективного развития и более 700 млн рублей дополнительно на начало строительства библиотеки.

Добавьте к этому 296 именных стипендий от 14 компаний для поддержки талантливых студентов и аспирантов, 60 договоров со стратегическими партнерами-работодателями, привлечение СФУ к выполнению работ в области экологического мониторинга крупных инвестиционных проектов Красноярского края - и вы поймете, почему глава Рособразования Н.Булаев попросил присутствовавшего в зале министра образования Красноярского края выразить губернатору искреннюю признательность за активное участие в становлении Сибирского федерального университета.

Не столь эффектным было выступление Владислава Захаревича - все-таки Краснодарский край по своим инвестиционным возможностям не Красноярский: и территория поменьше, и хозяйство иное, и бюджет тоньше. Но зато отчет был составлен в понятиях, близких основным задачам университета: из 2 млрд 350 млн рублей свыше трех четвертей суммы ушло на модернизацию научно-исследовательского и образовательного процессов, развитие кадрового потенциала. По мнению профессорско-преподавательского состава, именно эта работа обеспечивает кардинальные перемены к лучшему в вузе. Захаревич привел конкретный пример: на мехмате две группы имеют возможность самостоятельно выбрать курсы, и это неожиданно для всех практически на 50% повысило успеваемость и качество знаний. Однако обучение по индивидуальной траектории 50 тысяч студентов требует изменения работы преподавателей и смены оснащения. Нужна техника, программы, которые позволяют преподавателю общаться с каждым студентом в реальном времени, поэтому создание электронного университета является одним из основных приоритетов ЮФУ. А по поводу досужих разговоров, что никакого прока нет от создания ЮФУ, ректор заметил, что с 2006 года, то есть с момента организации Южного федерального, в вузе практически удвоился объем научных исследований. Здесь создали центры коллективного пользования уникальным оборудованием, внедрили кредитно-модульные технологии организации учебного процесса, компетентностные и проектные методы обучения, ориентированные на работодателя, занялись воспитанием конвергентности мышления путем увеличения объема самостоятельной работы студентов. ЮФУ стремится реализовать учебный процесс на основе достижений науки, технологического форсайта. И вообще, идет отработка принципиально новой модели управления деятельностью вуза как крупной инновационной корпорации.

Третий докладчик, Владимир Курилов, рассказал о том, как ДВГУ готовится стать федеральным университетом, для которого планируют соорудить кампус, соответствующий лучшим мировым образцам. Первый ковш грунта под эту стройку был вынут в начале мая на острове Русский. Студенты, которым председатель Правительства РФ В.Путин

1 сентября прошлого года лично сказал, что на базе их учебного заведения хотят создать федеральный университет, ждут реализации проекта с нетерпением, а преподаватели который год активно совершенствуют образовательные и научные процессы. Подробный рассказ об антикризисных мерах, о работе с промышленностью ДВО РАН произвел столь внушительное впечатление, что А.Свинаренко, неплохо знающий высшую школу, задал провокационный вопрос: какой вуз развивается лучше - тот, у которого больше бюджетных средств, или тот, кому приходится жить в основном на свои внебюджетные? Уловив подвох, замминистра А.Хлунов расставил точки над “i”, заметив, что, когда ДВГУ получит обещанные бюджетные средства на создание инфраструктуры ДВФУ, соотношение наполненности денежных потоков у всех федеральных станет примерно одинаковым, а развитие продолжится, будем надеяться, мощно.

Хорошо бы! И желательно, подумалось мне, чтобы в основе понятия “Федеральный университет” для России утвердилось не столько звание - громкое, обязывающее, сколько осмысленное ответственное отношение Федерации к вузу.

Подводя итоги, министр пришел к выводу, что деньги на создание ЮФУ и СФУ потрачены не зря, но в обоих случаях явный дефицит мер по сокращению издержек. А от эффективности научно-образовательной деятельности первых федеральных университетов зависит решение вопроса о дальнейшем развитии их сети.


Исходная статья: "ПОИСК"
Авторы:  Елизавета ПОНАРИНА