«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
Дело в рукодействии 07.05.2009

Дело в рукодействии

Вузы страдают практической недостаточностью

По данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ, в России сегодня около 600 тысяч врачей, в том числе 90 тысяч хирургов. Но только около 5 тысяч из них владеют современными высокотехнологичными методиками. Потребность же страны в таких специалистах - порядка 30 тысяч. Эти цифры приводились на конференции “Непрерывное профессиональное медицинское образование: приоритеты развития” в Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова, где более 100 представителей ведущих медицинских вузов России, учреждений и органов управления здравоохранением обсуждали основные проблемы подготовки врачей и фармацевтов.

Вузы (в том числе 14 негосударственных), в которых сегодня обучаются 150 тысяч будущих медиков, обладают неравными возможностями для их подготовки. Каждый десятый новоиспеченный медик выходит из коммерческого или технического вуза. Но все получают документ об образовании единого образца. И это головная боль медицинской отрасли страны, как и чрезмерная специализация врачей. Большинство медиков выполняют узкопрофессиональные задачи и плохо адаптируются к переменам в общественной жизни. Как отмечалось на конференции, необходима эффективная система контроля за качеством знаний и навыков медицинских работников, сокращение разрыва между наукой, образованием и практикой, повышение инновационной активности как вузов, так и медицинских учреждений.

Новые технологии и методики медленно внедряются в образовательную и врачебную практику. По словам председателя оргкомитета конференции, первого проректора Сеченовки Игоря Денисова, “необходимо приводить в соответствие потребности общества и возможности профессионального медицинского образования”. Ключевая проблема высшего медицинского профобразования - отсутствие необходимого практического опыта у нынешних выпускников. Или, как выразился профессор Денисов, “проблема рукодействия” (русская калька греческого слова “хирургия”). Если за рубежом, как правило, хирург без опыта проведения определенного количества операций не получает сертификат, то иные наши дипломники к моменту получения документа о высшем образовании зачастую ни разу, образно говоря, не помыли руки перед операционной. Основная причина такого положения дел - несовершенство законодательных отношений между вузами и лечебными учреждениями, а также отсутствие заинтересованности руководства медицинских заведений в ведении производственно-учебной практики молодых коллег, что, по словам проректора ММА им. И.М.Сеченова Игоря Лентищева, отрицательно сказывается на состоянии института наставничества, напрямую влияющего на воспитание квалифицированных практиков.

Ведущие вузы решают проблему слабого контакта между реальным пациентом и будущим врачом путем модернизации и укрепления своей научно-образовательной базы, создавая тем самым должные условия для практических занятий. Благодаря этому необходимые умения и навыки нарабатывают не только студенты, но и практикующие врачи в рамках повышения квалификации. ММА им. И.М.Сеченова располагает Учебным центром практических навыков. Имитируются клинические ситуации, обеспечиваются условия, близкие к реальным. Обучающиеся самостоятельно выполняют манипуляции на муляжах (фантомах) и тренажерах. Созданы методические пособия, учебные фильмы, банк тестов, студентов учат работать в команде, самостоятельно принимать решения при оказании первой помощи, опираясь на психологические и правовые аспекты врачебной деятельности. База позволяет специалистам на всех этапах обучения отрабатывать действия практически до автоматизма.

Участники конференции познакомились также с работой Учебно-методического центра Казанской медицинской академии. Ее коллектив известен активным участием в становлении системы использования тренажеров в российском медицинском образовании, причем, что особенно важно, в постдипломном, в котором, по словам профессора Денисова, такие методики до сих пор не нашли широкого применения. В уникальной тренировочной операционной центра хирурги разных специализаций отрабатывают навыки операций на живых тканях. Учебные базы такого качества в России только начинают создаваться. С ними связаны особые надежды на уменьшение числа неумелых медиков и врачебных ошибок.

Состояние отечественной медицины зависит и от эффективной системы профстандартов. Как сообщил генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Александр Лейбович, над ее созданием уже два года работают совместно представители образования и бизнеса. В ближайшее время Минобрнауки РФ собирается принять Национальную рамку квалификаций РФ - документ, регламентирующий компетенции, которыми должны обладать выпускники всех уровней образования, от начального до послевузовского.


Исходная статья: ПОИСК
Авторы:  Татьяна ВОЗОВИКОВА