«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
Доросли до равенства 06.05.2009

Доросли до равенства

Доросли до равенства

ФАС позаботилась о негосударственных вузах

Руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев выступил с докладом “Современная антимонопольная политика в сфере образования” на втором заседании Российского общественного совета по развитию образования (РОСРО). Сразу признав, что его ведомство не является законодателем мод в образовании и что америк он ни для кого не откроет, руководитель ФАС заметил, что постановка вопроса в его докладе не совсем обычная: о влиянии конкуренции на состояние самой системы образования. “Мы стоим на пороге принятия очень важных законодательных решений и надеемся, что через год-полтора они будут приняты. Очень важно не допустить ошибок”, - подчеркнул он.

Работа ФАС по развитию конкуренции на рынке образовательных услуг началась сравнительно недавно. В самом начале 2007 года в ведомстве было создано специальное управление, задача которого - контроль, защита и развитие конкуренции в социальной сфере. Кроме того, при ФАС действует Экспертно-консультативный совет по развитию конкуренции в сфере образования и науки, куда входят представители Минобрнауки, Рособрнадзора, школьных ассоциаций, ректоры государственных и негосударственных вузов, независимые эксперты.

Руководитель ФАС затронул в своем выступлении несколько сюжетов.

Доросли до равенства

Борьба с непрозрачностью системы. По словам И.Артемьева, “там, где отсутствует элементарная прозрачность по отношению к общественным институтам, конкуренция в принципе невозможна. Нельзя играть по правилам ловли черной кошки в темной комнате по той простой причине, что вы не знаете этих правил”. Но именно в такой ситуации оказывается большинство российских абитуриентов и их родителей. Информация о вузах - кроме самых известных, “брендовых” - не дает представления о качестве образования, которое можно там получить. Чем больше у потребителей информации - тем больше возможностей для сравнения. И тем меньше возможностей для появления “обманутых вкладчиков образования”. Поэтому ФАС предлагает законодательно вменить в обязанность каждому учебному заведению размещение исчерпывающей информации о себе на своем официальном сайте.

Это предложение было единогласно поддержано участниками заседания. РОСРО вышло с предложением к Министерству образования и науки РФ о проведении Всероссийского конкурса образовательных организаций, чтобы стимулировать “самые прозрачные” из них.

Создание равных конкурентных условий для государственных и негосударственных учреждений образования. Сегодня законодательство построено таким образом, что частные образовательные организации изначально оказываются в дискриминационном положении. Их развитие затруднено, а значит, затрудняются и конкурентные отношения. Более того, заявил И.Артемьев, имеют место “не основанные на федеральных законах дискриминационные проявления со стороны государственных чиновников”, и “мы со своей стороны начинаем возбуждать дела в пределах нашей компетенции, когда сталкиваемся с этим”.

Глава ведомства предложил внести изменения в законодательство, которые закрепили бы равные условия функционирования образовательных организаций всех организационно-правовых форм и форм собственности, их равный доступ на рынок образовательных услуг, равное право на участие в государственных программах и проектах поддержки образования. В законопроекте ФАС содержится также положение о возможности для негосударственных образовательных организаций участвовать в размещении и быть исполнителями заказа на выполнение научно-исследовательских работ и оказание образовательных услуг. “Равный доступ к госзаказу обеспечит не только конкуренцию, но и саморазвитие системы образования, - уверенно заявил И.Артемьев. Кроме того, сообщил он, ФАС подготовила законопроект по внесению изменений в Закон об образовании, согласно которому государственное и муниципальное имущество, включенное в перечни имущества, используемого для целей образования, предоставляется во владение и (или) пользование на долгосрочной основе образовательным учреждениям независимо от их организационно-правовой формы.

На это ректор МГУ В.Садовничий заметил: “Сложилось впечатление, что ставим телегу впереди лошади”, - и предложил создавать материальную базу только тем негосударственным вузам, которые доказали качество своих образовательных услуг. Ректор Российского нового университета (РосНОУ) и председатель Совета Ассоциации негосударственных вузов Владимир Зернов, в свою очередь, сказал, что когда он подает заявку на конкурс как профессор МФТИ, то получает грант, когда как профессор РосНОУ - нет.

Как записали в решении, “для того, чтобы антимонопольные меры послужили повышению качества образования, РОСРО считает необходимым реализовать их только в комплексе с повышением требований к качеству образовательных программ и к прозрачности образовательных учреждений”.

Защита прав потребителя образовательных услуг. Предложение И.Артемьева о закреплении в законе необходимости страхования ответственности образовательной организации (чтобы в случае ее банкротства не пострадали учащиеся) поддержки у РОСРО не получило. Ректор ГУ-ВШЭ Я.Кузьминов предложил сначала провести экономический анализ, заметив, что в условиях недофинансирования вузов подобная мера ляжет на них дополнительной нагрузкой. Вместе с тем РОСРО считает необходимым развивать законодательство об оказании платных образовательных услуг, направленное на защиту прав потребителей.

Совершенствование системы лицензирования и аккредитации. С этим связан еще один блок мер, предлагаемый ФАС. Члены РОСРО согласились с выводами ФАС, что такие проверки вузов должны носить не экспертный, а контрольный характер. Но следует нормативно закрепить обязательства вузов по собственному развитию. Сейчас эта характеристика совершенно не учитывается.

Вместе с тем важнейшей задачей госаккредитации вуза, как подчеркивается в решении

РОСРО, должно стать однозначное и беспристрастное установление факта: освоил студент базовое набор профессиональных компетенций по своему направлению или нет. Для этого РОСРО предлагает ведущим вузам разработать предложения по определению такого “предметного ядра” по каждому направлению и соответствующие контрольно-измерительные материалы. РОСРО призывает их сделать это в текущем году в инициативном порядке, не дожидаясь соответствующих заказов и конкурсов.


Исходная статья: ПОИСК