«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
19.05.2008

Подготовка проекта «Положения о повышении квалификации преподавателей ГОУ ВПО ММА им.И.М.Сеченова Росздрава»

 

Информация о проекте

 

Название проекта

Программа повышения квалификации сотрудников ГОУ ВПО ММА им.И.М.Сеченова Росздрава

Руководитель проекта

Начальник отдела кадров Т.И.Хотеева, декан факультета дополнительного профессионального образования преподавателей, профессор В.И.Подзолков

Ответственный по мероприятию

Начальник отдела кадров Т.И.Хотеева, декан факультета дополнительного профессионального образования преподавателей, профессор В.И.Подзолков, зам. декана, доцент В.В.Матвеев

Отчет

о выполнении мероприятия: «Подготовка проекта «Положения о повышении квалификации преподавателей ГОУ ВПО ММА им.И.М.Сеченова Росздрава»»

Срок выполнения: май 2008 г.

Организатор: начальник отдела кадров Т.И.Хотеева, декан факультета дополнительного профессионального образования преподавателей, профессор В.И.Подзолков;

Цели и задачи: подготовить проект «Положения о повышении квалификации преподавателей ГОУ ВПО ММА им.И.М.Сеченова Росздрава».

Краткое содержание мероприятия:

1. Изучен опыт работы по повышению квалификации преподавательских кадров в ГОУ ВПО ММА им.И.М.Сеченова Росздрава, проводимый академией с 1968 г., а также в медицинских вузах г.Москвы;

2.        Изучена нормативная база системы повышения квалификации преподавателей, как вида дополнительного профессионального образования;

3.        Подготовлена концепция повышения квалификации преподавателей ГОУ ВПО ММА им.И.М.Сеченова Росздрава, изложенная в служебной записке на имя ректора академии (Приложение 1);

4.        Разработан проект учебной программы блока психолого-педагогических дисциплин циклов ПКП (Приложение 2).

Выводы и рекомендации:

Складывающийся    мировой    образовательный    рынок,    в    который стремительно   интегрируется      система образования   России,   превращает профессиональное образование в решающий фактор продвижения страны на рынке труда и новейших технологий, определяет ее геополитику и экономическую стратегию. В этой связи повышение качества, доступности и эффективности образования, его непрерывный и инновационный характер, развитие социальной мобильности и активности профессионально грамотных специалистов способствуют развитию качества жизни общества.

 

Новые образовательные идеалы и стратегические цели развития российской системы образования, сформулированные в Национальной доктрине образования Российской федерации и в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, выдвигают новые требования к преподавателям высшей школы, а также к научно-методическому, информационному, экономическому и организационному обеспечению их деятельности. Уровень профессиональной компетентности и педагогического мастерства преподавателей, формы и методы повышения их профессионализма, как в предметной, так и в педагогической области рассматриваются в качестве центральной проблемы модернизации высшей школы.

Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, являясь важнейшим нормативным документом, определяет аспирантуру как основную форму подготовки преподавательских кадров. Однако обучение в аспирантуре успешно решает проблему подготовки будущего преподавателя преимущественно в научно-предметной области. Что касается его подготовки именно к педагогической работе, то эту задачу призваны решать структуры дополнительного профессионального образования.

Дополнительное образование преподавателей включает в себя следующие основные виды обучения: профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку.

 

Повышение      квалификации      преподавателей          в     Московской медицинской академии имени И.М.Сеченова проводятся 40 лет с 1968 года (Приказ Министра здравоохранения СССР №43 от 18.01.1968г.).

Московская медицинская академия им. И.М.Сеченова признана ведущим учебно-методическим центром в РФ по обеспечению непрерывного медицинского образования и повышению квалификации преподавателей медицинских и фармацевтических учебных заведений. Разработанная в ММА квалификационная характеристика преподавателя высшего учебного заведения принята за основу в системе повышения квалификации преподавателей (ПКП).

Обучение на циклах ПКП осуществляется дифференцировано в зависимости от стажа педагогической деятельности и занимаемой должности преподавателей. За основу программ обучения приняты «Примерные программы повышения квалификации преподавателей» разработанные и утвержденные Минздравом РФ в том числе при участии подразделений ММА им.И.М.Сеченова.

Учебный план циклов ПКП включает изучение вопросов педагогики и психологии высшей школы (10-15% учебного времени); методики и методологии преподавания специальных дисциплин (50-57% учебного времени); правовых основ и экономики высшей школы и здравоохранения (7-17%) учебного времени); информатики и медицинской статистики (4-7% учебного времени). В ходе циклов ПКП проводится оценка уровня знаний и умений в начале обучения, в процессе подготовки и по его завершению. По завершении цикла слушатели формируют предложения по совершенствованию учебно-методической работы, внедрению полученных знаний и приобретенных умений по месту своей работы. После окончания цикла ПКП выдается удостоверение о краткосрочном повышении квалификации государственного образца в установленном порядке.

 

Финансирование циклов ПКП осуществляется на бюджетной основе в соответствии с ежегодно утверждаемыми Росздравом РФ (ранее Минздравом РФ) учебно-производственными планами.

В соответствии с ранее действующими приказами Минздрава СССР Академия осуществляет обучение преподавателей медицинских и фармацевтических вузов России, официально направляемых руководством, что подтверждается так называемой «справкой-представлением». Также соответствующие приказы регламентировали необходимость прохождения повышения квалификации сотрудниками Академии в вузах определенных Минздравом как ведущие учебно-методические центры, в частности в РГМУ.

С 2002 года организация ПКП осуществляется факультетом дополнительного профессионального образования преподавателей на базе кафедр педагогики, общественного здоровья и здравоохранения, философии, медицинской информатики и статистики, а также на 58 специализированных «опорных» кафедрах ММА имени И.М.Сеченова.

Ежегодно на базе академии проводится четыре-шесть циклов ПКП: для ассистентов со стажем работы мене 5 лет (первичный) - 144 часа, ассистентов со стажем работы более 5 лет (вторичный) - 108 часов, старших преподавателей и доцентов - 108 часов, профессоров и заведующих кафедрами - 72 часа.

В 2003-2007 годах циклы повышения квалификации на ФДПОП прошли 268 преподавателей медицинских и фармацевтических вузов. В среднем 54 слушателя в год.

Среди слушателей ПКП преобладали доценты и старшие преподаватели - 122 человека (45%). 53 слушателя (20%) - ассистенты со стажем работы более 5 лет, 48 человек (18%) - ассистенты со стажем работы менее 5 лет и 45 человек (17%) - профессора и заведующие кафедрами.

Среди слушателей ПКП, проходивших обучение на нашем факультете, 67 преподавателей ММА им. И.М.Сеченова. Всего за пять лет работы прошли повышение квалификации в других вузах России только 18 преподавателей академии.

В целях совершенствования подготовки преподавательских кадров считаем необходимым рассмотреть вопрос о повышении педагогической квалификации сотрудников ММА им. И.М.Сеченова на собственных кафедрах в рамках системы дополнительного профессионального образования на ФДПОП, а также сохранить возможность прохождения ПКП на базе ведущих вузов по данному направлению подготовки; за основу подготовки к педагогической деятельности в Академии принять обучение по программе «Преподаватель высшей школы» в объеме 1080 часов; усилить контроль со стороны кадровой службы за прохождением повышения квалификации при избрании по конкурсам на замещение вакантных должностей; рассмотреть возможность введения системы педагогической аттестации преподавателей; через систему менеджмента качества, проводить анализ и планирование повышения квалификации профессорско-преподавательского состава; совместно с юридическими службами, провести анализ нормативно-правового обеспечения данного вида дополнительного профессионального образования; создать проблемную лабораторию по изучению современных проблем высшего медицинского и фармацевтического образования при кафедре педагогики ФДПОП.

Представляется целесообразным, при формировании программ повышения квалификации для преподавателей ММА им. И.М.Сеченова принять за основу существующую модель повышения квалификации преподавателей, соответствующую требованиям системы дополнительного профессионального образования, а именно: установить продолжительность циклов ПКП для ассистентов со стажем работы более 5 лет - 108 часов, старших преподавателей и доцентов - 108 часов, профессоров и заведующих кафедрами - 72 часа; приоритетным считать психолого-педагогический модуль, профессионально-ориентированные тренинги, а так же модули общественного   здоровья   и   здравоохранения   и   современных   аспектов законодательства в здравоохранении; установить количество аудиторных часов для ассистентов, старших преподавателей и доцентов - 72, для профессоров и заведующих кафедрами - 36; внеаудиторные часы использовать для подготовки учебно-методических пособий, разработок.

Проведенный совместно с отделом кадров анализ показал, что ежегодно по конкурсам на замещение вакантных должностей проходят около 400 человек, что при продолжительности учебного года в 10 месяцев, делает необходимым ежемесячно повышать педагогическую квалификацию около 40 преподавателям. Данная ситуация диктует необходимость кадрового усиления подразделений участвующих в проведении циклов ПКП.

Также считаем необходимым активно использовать модульную систему обучения и кредитную систему оценки образования ЕСТ8 на направлениях профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, что позволит рационализировать затраты времени на аудиторную подготовку; совершенствовать материально-техническую базу для активного внедрения дистанционных форм образования; с целью экспорта образовательных услуг повышать информированность вузов о деятельности и возможностях факультета через 1п1егпе1, информационные рассылки, проведение конференций, семинаров по проблемам подготовки педагогических кадров для медицинских и фармацевтических        вузов;         стимулировать        научно-педагогические исследования на основе ключевых направлений модернизации образования; разрабатывать и совершенствовать современные профессиональные педагогические стандарты; содействовать получению сотрудниками, координирующими работу по повышению квалификации преподавателей, соответствующей подготовки в области менеджмента и маркетинга образовательных услуг.

Внедрение инновационных стратегий все более обусловливает повышенный спрос на квалифицированные человеческие ресурсы, способные       обеспечить       эффективность       и       конкурентоспособность организации. Для успешного экономического развития существенное значение имеют интеллект, знания и способности, которые должны трансформироваться в новые идеи, инновации, повышение производительности и качества труда, рост конкурентных преимуществ. В этой связи возникают новые задачи по управлению персоналом, созданию новых моделей его развития, способных эффективно функционировать в современном информационном обществе.

 

 

 


Начальник отдела кадров

Декан ФДПОП, профессор


Т.И.Хотеева

В.И.Подзолков

 

Приложение 1.

Ректору ГОУ ВПО

ММА им.И.М.Сеченова Росздрава,

академику РАН и РАМН,

профессору М.А.Пальцеву

Служебная записка

Глубокоуважаемый, Михаил Александрович!

Повышение квалификации преподавателей в Московской медицинской академии имени И.М.Сеченова проводится в течение 40 лет - с 1968 года (Приказ Министра здравоохранения СССР №43 от 18.01.1968г.).

Московская медицинская академия им.И.М.Сеченова признана ведущим учебно-методическим центром в РФ по обеспечению непрерывного медицинского образования и повышению квалификации преподавателей медицинских и фармацевтических учебных заведений. Разработанная в ММА квалификационная характеристика преподавателя высшего учебного заведения принята за основу в системе повышения квалификации преподавателей.

С 2002 года обучение профессорско-преподавательского состава осуществляется факультетом дополнительного профессионального образования преподавателей на базе кафедр педагогики, основ организации НИР, доказательной медицины, общественного здоровья и здравоохранения, основ законодательства в здравоохранении, философии, медицинской информатики и статистики, а также на 58 специализированных «опорных» кафедрах ММА имени И.М.Сеченова.

Факультет ведет работу в трех направлениях:

1.    Подготовка аспирантов и преподавателей по программе дополнительного
профессионального образования «преподаватель высшей школы»;

2.      Повышение квалификации преподавателей медицинских и фармацевтических вузов России в соответствии с учебно-производственным планом, ежегодно утверждаемым Росздравом РФ;

3.      Повышение квалификации и профессиональная переподготовка врачей на кафедрах восстановительной медицины и нелекарственных методов лечения.

1

 

Обучение на циклах ПКП осуществляется дифференцировано в зависимости от стажа педагогической деятельности и занимаемой должности преподавателей. За основу программ обучения приняты «Примерные программы повышения квалификации преподавателей» разработанные и утвержденные Минздравом РФ в том числе при участии подразделений ММА им. И.М.Сеченова.

Финансирование циклов ПКП осуществляется на бюджетной основе в соответствии с учебно-производственным планом.

В соответствии с ранее действующими приказами Минздрава СССР Академия осуществляет обучение преподавателей медицинских и фармацевтических вузов России, официально направляемых ректоратами по специальным «справкам-представлениям».

В 2003-2007 годах циклы повышения квалификации на ФДПОП прошли 268 преподавателей медицинских и фармацевтических вузов России. Среди них лишь 67 преподавателей ММА им. И.М.Сеченова. В других вузах России прошли повышение квалификации 18 преподавателей Академии.

Представляется целесообразным, при формировании программ повышения квалификации для преподавателей ММА им. И.М.Сеченова принять за основу существующую модель повышения квалификации преподавателей, соответствующую требованиям системы дополнительного профессионального образования, а именно:

1. установить продолжительность циклов ПКП для ассистентов со стажем работы более 5 лет - 108 часов, старших преподавателей и доцентов - 108 часов, профессоров и заведующих кафедрами - 72 часа;

2. обучение проводить по модульному принципу, причем приоритетным считать психолого-педагогический модуль, профессионально-ориентированные тренинги, а так же модули общественного здоровья и здравоохранения и современных аспектов законодательства в здравоохранении;

3. установить количество аудиторных часов для ассистентов, старших преподавателей и доцентов - 72, для профессоров и заведующих кафедрами - 36; внеаудиторные часы использовать для подготовки учебно-методических пособий, разработок.

В целях совершенствования подготовки преподавательских кадров считаем необходимым:

   рассмотреть вопрос о повышении педагогической квалификации сотрудников ММА им.И.М.Сеченова на кафедрах Академии в рамках системы дополнительного      профессионального      образования      на      ФДПОП,      с возможностью прохождения ПКП в ряде случаев на базе ведущих вузов данному направлению подготовки;

·         за основу первичной подготовки к педагогической деятельности в Академии

                принять обучение по программе «Преподаватель высшей школы» в объеме

1080 часов;

·            усилить контроль со стороны кадровой службы за прохождением повышения

                    квалификации   при    избрании    по   конкурсам   на   замещение    вакантных

должностей (1 раз в 5 лет);

·            через систему менеджмента качества, проводить анализ   и   планирование

повышения квалификации профессорско-преподавательского состава;

  •     совместно с юридической службой, провести анализ нормативно-правового

                        обеспечения данного вида дополнительного профессионального образования;

·                создать проблемную лабораторию по изучению современных проблем высшего

                     медицинского и фармацевтического образования при кафедре педагогики

ФДПОП;

·                планово-финансовому отделу определить, необходимое количество штатного

персонала    для    выполнения    планируемого    возрастания    педагогической

нагрузки. Проведенный совместно с отделом кадров анализ показал, что

ежегодно по конкурсам на замещение вакантных должностей проходят около

400-450 человек, что при продолжительности учебного года в 10 месяцев,

делает необходимым ежемесячно повышать педагогическую квалификацию

                      около 40 преподавателям, в 4 группах по 10-11 человек.

Декан факультета дополнительного

профессионального образования

преподавателей, профессор                                                                       В.И.Подзолков

3

 

Приложение 2.

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗОВСКОМ ОБРАЗОВАНИИ


Проект

 

1.              Психология обучения взрослых. Психолого-педагогическая специфика обучения взрослых слушателей. Андрагогическая модель обучения.

2.      Знаниевая модель и компетентиостный подход в обучении. Знания, умения и навыки: сущность и технологии формирования. Обучение, ориентированное на знания: преимущества и ограничения. Обучение, ориентированное на компетенции: технологии профессиональной адаптации. Динамика профессионального развития специалиста: адаптация, компетентность, мастерство.

3.              Дидактика вузовского обучения. Основы дидактики вузовского бучения. Дидактические принципы. Процесс и результат в обучении. Формы обучения в условиях вуза: их преимущества и ограничения. Структура учебного курса и учебного занятия. Формы активности в ходе учебного занятия.

4.              Когнитивные стили в обучении: специфика представления информации. Сенсорные предпочтения. Стиль организации информации. Профиль мотивации. Тип референции.

5.              Методы активного обучения в условиях семинарской формы преподавания. Специфика активных методов обучения. Роль персонального сенсорного опыта и обратной связи в формировании навыка. Работа в малых подгруппах. Метод кейсов. Ролевое моделирование. Деловая игра. Видеотехнологии.

6.              Методы активного обучения в условиях лекционной формы преподавания. Мотивационная и структурирующая функции лекционного обучения. Основы риторики. Технологии управления аудиторией. Интерактивная лекция. Использование ТСО.

7.              Обучение специалистов по обучению. Самоподготовка. Посещение лекций. Активные методы подготовки. Технологии супервизии.

8.              Менеджмент в образовании. Планирование, организация и контроль процесса обучения. Материальная и нематериальная мотивация в образовании. Организация НИР.

9.              Технологии оценки качества обучения. Промежуточный и итоговый контроль. Модель Киркпатрика.

Ориентировочная структура программы:

 

ассистенты

ппс

завкаф

Тема 1

2

2

2

Тема 2

2

2

2

Тема 3

4

2

2

Тема 4

8

6

6

Тема 5

16

6

4

Тема 6

-

4

2

Тема 7

-

8

2

Тема 8

-

2

12

Тема 9

4

4

4

ИТОГО

36

36

36

Оборудование:

Видеокамера

Видеомагнитофон

Совместимый телевизор/ проектор

Ноутбук