«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
01.02.2008

Итоговый отчет руководителя проекта "Виртуальная операционная"

ИТОГОВЫЙ отчет

РУКОВОДИТЕЛЯ ПРОЕКТА

 «ВИРТУАЛЬНАЯ ОПЕРАЦИОННАЯ»                                                     


РЕАЛИЗУЕМОГО В РАМКАХ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
МОСКОВСКОЙ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ

1. Актуальность данного проекта:

1.1.   Реализация инновационной образовательной программы  ММА в рамках национального проекта «Образование» индуцировала поиск современных методов обучения студентов, основанных на последних достижениях информационных технологий. Одно из таких направлений - разработка методического и технического обоснования дистанционного обучения с использованием компьютерной сети Интернет. Итогом плодотворной работы временного творческого коллектива кафедры патологической анатомии совместно с представителями компании DiViSy стало введение в эксплуатацию программно-аппаратного комплекса "Виртуальной операционной"  в марте 2007 г. Целью создания виртуальной операционной являлось обеспечение учебного процесса современным информационным оборудованием для повышения качества подготовки студентов к врачебной деятельности. Проект «Виртуальная операционная» в структуре ММА решает 2задачи: учебную и клиническую.

 

 

Виртуальная операционная состоит из трех объектов:

- цифрового операционного зала,

- цифрового рабочего места патологоанатома

- цифровой учебной аудитории.

Для создания цифрового операционного зала был выделен операционный зал N 3 оперблока Центрального клинического корпуса. В данном зале установлены Touch Screen медицинские мониторы, видеокамера операционного поля на отдельном кронштейне (рис. 1), видеокамера общего вида операционной, акустическая система, и другое необходимое оборудование. В предоперационном помещении установлен цифровой комплекс DiViSy DOR Pro (рис. 2), к которому подключено все вышеуказанное оборудование.

 

Рис. 1. Видеокамера операционного поля на отдельном кронштейне.

 

Рис. 2. Цифровой комплекс DiViSy DOR Pro.

В патоморфологической лаборатории установлен цифровой комплекс DiViSy DOR D для проведения гистологической и цитологической диагностики. К данному комплексу подключены видеокамера для показа изображения патоморфолога, видеокамера для показа макропрепарата, микроскоп Nikon E-200 с видеокамерой и акустическая система (рис. 3).

 

Рис. 3. Патоморфологическая лаборатория с цифровым комплексом DiViSy DOR D.

В учебной аудитории установлен цифровой комплекс  DiViSy DOR Personal, проектор, роботизированный экран и акустическая система.

В серверном помещении академии установлен серверный комплект  DiViSy DOR VS.

В процессе проведения операции в патоморфологическую лабораторию и учебную аудиторию транслируется два видеопотока: от видеокамеры операционного поля и от видеокамеры общего вида операционной, дуплексный аудио поток для речевого обмена между хирургами, патоморфологами и студентами в учебной аудитории. В процессе трансляции возможна консультативная помощь патологоанатома хирургу по вопросам диагностики патологического процесса, точной топики забора биоптата для срочного патогистологического исследования, объема оперативного вмешательства на основании данных исследования срочной биопсии. Студенты, присутствующие в учебной аудитории становятся не только наблюдателями, но и активными участниками совместной работы патологоанатома и хирурга в ходе оперативного вмешательства, т.к. весь диалог с указанием конкретных мест и областей взятия биопсийного материала виден и слышен в учебной аудитории. При этом студенты могут задавать интересующие их вопросы, как преподавателю кафедры патологической анатомии, так и хирургам.

Далее макропрепарат переносится в патоморфологическую лабораторию, и патологоанатом показывает студентам в аудитории направление среза материала для изготовления предметного стекла.

После этого происходит процесс изготовления предметного стекла и далее патологоанатом проводит микроскопическое исследование. Весь процесс исследования с необходимыми комментариями транслируется в учебную аудиторию.

Документ-камера, расположенная в патоморфологической лаборатории, позволяет демонстрировать не только биопсийный макропрепарат, но и сопроводительную документацию – направление на патогистологическое исследование.

За время работы виртуальной операционной в 2007 г. в ней обучалось более 30 групп студентов (примерно 300 человек) лечебного факультета и факультета военного обучения.

1.2. С целью методического обеспечения учебного процесса с использованием виртуальной операционной подготовлены учебно-методические рекомендации «Обучение студентов в виртуальной лаборатории». В дальнейшем предполагается передача телеметрической информации от анестезиологического оборудования, кардиомонитора и другого медицинского оборудования задействованного в процессе операции. Также в операционном зале проведена подготовка для подключения к цифровому комплексу эндоскопа и анестезиологического оборудования. Для получения большего объема информации требуется обеспечить телемедицинским оборудованием другие операционные залы в Центральном клиническом корпусе и других клиниках ММА.

1.3. Полученный опыт использования телемедицинских технологий в учебном процессе на секционном курсе в ММА им. И.М.Сеченова представляется уникальным, что объясняется высоким уровнем профессионализма преподавателей и врачей, а также внедрением разработанного для конкретных целей программного обеспечения. Распространение опыта преподавания секционного курса с использованием телемедицинского оборудования в других медицинских образовательных учреждениях может быть осуществлено при помощи сети Интернет. Отличительными особенностями разработанной телемедицинской системы заключается в преподавании курса в режиме реального времени с привлечением специалистов (преподавателей, врачей) других медицинских дисциплин, что позволяет проводить своеобразные обучающие телеконференции с участием студентов.

2. Общая цель: повышение качества образования на основе внедрения современных компьютерных и Интернет-технологий, позволяющих создать в ММА единое высококачественное и высокотехнологичное информационно-образовательное пространство, обеспечивающее неограниченный доступ к учебным материалам.

Конкретная цель: Обеспечение эффективного усвоения теоретического и прикладного материала секционного курса, формирование и развитие познавательного интереса на основе технологии компьютерного обучения.

Задачи:

1.      Совершенствование навыков проведения клинико-анатомического сопоставления, обобщения накопленных фактов, формулирования  клинического и патологоанатомического диагнозов.

2.      Дистанционное повышение квалификации и обучение навыкам работы врачей и ординаторов ММА.

3.     Разработка разнообразных форм контроля за усвоением учебного материала секционного курса, включая тестовые задания, решение ситуационных клинико-анатомических задач, участие в интерактивной телемедицинской конференции и др.

4.     Подготовка системы и методики создания архива клинических наблюдений с целью возможного использования для подготовки учебных пособий по различным медицинским дисциплинам, а также для самоподготовки студентов и врачей к сертификационным зачетам и экзаменам.

5.     Изучение эффективности использования учебной информации через компьютерные средства обучения.

 

 

 

3. Сотрудники академии, принимающие участие в реализации проекта

Пономарев Андрей Борисович, доцент кафедры патологической анатомии, доцент, к.м.н.

Берестова Анна Владимировна, доцент кафедры патологической анатомии, доцент, к.м.н.

Некрасова Татьяна Петровна, доцент кафедры патологической анатомии, доцент, к.м.н.

Ромаданова Наталья Борисовна, доцент кафедры патологической анатомии, доцент, к.м.н.

Щербюк Александр Николаевич, главный врач Клинического центра ММА им. И.М.Сеченова, профессор, д.м.н.

Щуров Михаил Андреевич, ведущий инженер Клинического центра ММА им. И.М.Сеченова.

4. Выполнение работ по проекту «Виртуальная лаборатория» включала несколько этапов.

Первый этап – разработка методических рекомендаций по проведению практических занятий со студентами секционного курса и клинико-анатомических ситуационных задач.

Второй этап – подготовка технического задания по оборудованию операционного зала, патоморфологической лаборатории и учебной аудитории.

Третий этап – апробация и настройка оборудования «Виртуальной операционной».

Четвёртый этап – проведение занятий со студентами секционного курса с использованием телекоммуникационной системы «Виртуальная операционная».

5. Ход выполнения проекта

На первом этапе были подготовлены методические рекомендации по обучению студентов с использованием телемедицинских технологий и ситуационные задачи. В настоящее время осуществлено издание методических рекомендаций. В издании обсуждается значение современных информационных методов в преподавании секционного курса, дана характеристика необходимого оборудования для проведения занятий с использованием телемедицинских технологий, представлен план проведения занятий секционного курса.

Особенности второго и третьего этапов проекта включали необходимую наладку локальной широкополостной сети, установку и настройку программного обеспечения. Возникающие затруднения устраняли сотрудники сервисных служб ММА.

В ходе четвёртого этапа - проведение занятий со студентами в режиме реального времени, т.е. во время проведения хирургической операции, происходило регулярно. Однако в большинстве случаев студентам демонстрировали фрагменты оперативного лечения, что объясняется отсутствием согласованного расписания занятий студентов и операций в ЦКК по понятным объективным причинам.

Опыт проведения занятий секционного курса выявил ряд преимуществ по сравнению с традиционными методами обучения, среди которых необходимо отметить следующие: во-первых, повысилась активность и самостоятельность учебной работы студентов; во-вторых, улучшилось восприятие учебного материала за счет его мультимедийности; в-третьих, обеспечен полный контроль усвоения материала каждым студентом; в-четвёртых, внедрена дистанционная форма учебной работы; в-пятых, можно активно использовать внеаудиторное время для изучения патологических процессов.

6. Перспективы развития проекта

Дальнейшее развитие проекта, вероятно, связано с увеличением числа объектов для получения учебной информации, т.е. необходимо обеспечить оборудованием остальные операционные залы в ЦКК и другие клиники ММА, что позволит использовать на занятиях разнообразные материалы и проводить на всех занятиях видеоконференцию. Для повышения качества работы преподавателей секционного курса необходима постоянная техническая поддержка со стороны сервисных компьютерных и интернет-служб ММА.

7. Проблемы в реализации и развитии проекта

На сегодняшний день проблемы в реализации и развитии проекта не носят определяющий характер.

8.  Перспективы развития проекта в ближайший год

В 2007-2008 учебном году планируется разработать подходы к использованию материалов (визуальные и аудиофайлы) для внеаудиторной подготовки студентов к занятиям и экзаменам по хирургическим дисциплинам и патологической анатомии.

9. Мероприятия, в которых представлялась информация по проекту

«Виртуальные технологии обучения студентов». Конференция по модернизации подготовки специалистов по специальности «Лечебное дело» в медицинском вузе «ПУТИ МОДЕРНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО» 21 ноября 2007 г.

«Виртуальная операционная». Интерактивная конференция «Московская медицинская академия имени И.М.Сеченова- Настоящее и будущее!» 28.11.2007г.

10. Публикации по теме проекта в 2006-2007 годах

Пальцев М.А. Интервью «Не фантом, а реальность» журнал «Техника – молодёжи», 2007, № 7.

Пальцев М.А. Интервью «Конкурс Национального проекта "Образование" выигран. Как идет его реализация в медицинском вузе?» журнал "Вестник медицинских конкурсов" № 01 июнь 2007.

 

Пальцев М.А. «Накануне 250-летия», журнал "VIP-Premier" 7-8/2007.

«Страна на Пироговской», журнал "Студенческий Меридиан" 09 2007.

«На учебу как в кино», «Вестник медицинских конкурсов», № 4, 2007, с. 58-59.

 

Руководитель ВТК «Виртуальная операционная»,
Доцент кафедры патологической анатомии, к.м.н.
                                                                                                                    

Пономарев А.Б.