«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
08.09.2008

Совершенствование мануальных навыков по дисциплине «стоматология» с применением универсального фантомного модуля

Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ имени И.М.Сеченова

 

 

                                         ОТЧЕТ О РЕАЛИЗАЦИИ

мероприятия программы формирования инновационного образовательного пространства Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова

 

                                          апрель -  сентябрь 2008

 

«СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МАНУАЛЬНЫХ НАВЫКОВ

по дисциплине «СТОМАТОЛОГИЯ»

с применением УНИВЕРСАЛЬНОГО ФАНТОМНОГО МОДУЛЯ

 

 

1.     Актуальность проекта

 

Говоря о проблемах стоматологического образования России необходимо подчеркнуть: все вопросы гармонизации и установления соответствия образовательных программ имеют второстепенное значение, так как основным вопросом стоматологического образования является наличие фантомных классов и клинических баз. Без решения этого вопроса невозможно приблизить отечественное образование к мировому, для которого существование отлично оснащенных клинических баз было и остается  нормой.

Специфика стоматологического образования заключается в том, что помимо теоретических знаний у студентов необходимо формировать отличные мануальные навыки, так как выполнение манипуляций на ограниченном пространстве в полости рта требует практически ювелирного владения мелким инструментарием. Оттачивать мануальные навыки необходимо на специальных фантомах – симуляторах. Только полное освоение базового набора мануальных навыков в рамках предклинического курса дает возможность студенту уверенно чувствовать себя в клинике, осваивать новые технологии и материалы.

        Современная стоматология представляет собой наиболее динамично развивающуюся отрасль медицины, успешная работа в которой требует как владения современными технологиями, знакомства с современными материалами и знаний последних достижений стоматологической науки, так и умение использовать достижения новых компьютерных технологий. Особенностью современной стоматологии является то, что наряду с необходимыми знаниями и умением использовать аппаратуру врач-стоматолог должен обладать отточенными мануальными навыками, так как на каждом этапе стоматологического лечения, будь то заболевания твердых тканей зубов или патология пародонта, необходимо точное и качественное выполнение манипуляций на ограниченном операционном поле. Широкое внедрение принципиально новых материалов и инструментов требует освоения качественно новых методик, методов и технологий, с одной стороны, с другой – происходит вытеснение рутинных методов лечения, много лет использовавшихся в практике отечественной стоматологии. Еще одной особенностью развития стоматологического образования в настоящее время является тенденции к созданию единого образовательного пространства Европейских государств в соответствии с требованиями документов Болонской Декларации. С одной стороны, этот процесс призван обеспечить возможность свободного перемещения специалистов в европейском регионе, в другой стороны – необходимы значительные усилия по гармонизации систем обучения, образовательных программ, документов, разрешающих и регламентирующих медицинскую деятельность специалистов – стоматологов.

      В соответствии с современным уровнем развития стоматологической науки и практики необходимо внедрение новых материалов и технологий и полный отказ от многих методов лечения (в т.ч. - в связи в полным прекращением выпуска материалов и препаратов для их проведения). Например, необходимо введение в программу современных пломбировочных материалов и технологий, таких как полновращающиеся инструменты, термафилы, изготовление вениров. Характеризуя сложившийся рынок стоматологических материалов и технологий, необходимо подчеркнуть, что в настоящее время, благодаря динамичному и быстрому развитию российской стоматологии за последние 15 лет, объем и характер стоматологической помощи, материальное и аппаратное обеспечение в России и странах Европы практически идентичны.

       Современному студенту-стоматологу необходимость использовать в практической деятельности достижения компьютерной техники – от ведения электронной истории болезни до умения анализировать и сопоставлять в динамике данные компьютерной томографии и денситометрии. Актуальным является решение вопроса о юридической стороне участия студентов в клинической деятельности.

Таким образом, перед вышей стоматологической школой России встала задача обеспечения практического здравоохранения специалистами, обладающими глубокими теоретическими общемедицинскими знаниями, владеющими современными материалами и технологиями, конкурентоспособными на современном рынке труда как в России, так и за рубежом. 

  

1.1. Информация о реализации инновационной образовательной программы, достигнутых результатах, экономическому эффекту

 

Создан Универсальный фантомный модуль, состоящий из следующих комплектующих элементов:

         Базовая фантомная установка.

         Аппаратное обеспечение для эндодонтического лечения.

         Аппаратное обеспечение для профессиональной гигиены.

         Оральная камера, соединенная с локальной сетью.

Универсальный фантомный модуль  предназначен для студентов III, IV и V курсов, СНО и необходим для отработки использования аппаратов и дополнительных методов лечения заболеваний зубов и полости рта, применяемых в клинике современной стоматологии. Универсальный фантомный модуль предполагает наличие локальной сети, возможность получения по локальной сети задания на монитор, выполнение задания и отправка его с помощью оральной камеры на пульт преподавателя, получение на монитор критических замечаний по локальной сети.

Реализация концепции Универсального фантомного модуля способствует совершенствованию материальной и методической базы для формирования   основополагающих мануальных навыков и повышает уровень подготовки студента к применению в клинической практике инструментального и аппаратного обеспечения лечебно-диагностического процесса.

Проведенная работа позволила:

1. Наметить подходы к разработке новой Карты учета мануальных навыков в связи с расширением спектра выполняемых манипуляций и увеличения их кратности.

2. Разработать Проект нового Государственного образовательного стандарта по специальности «Стоматология» с учетом новых технологий, обеспечиваемых «Универсальным фантомным модулем».

 

1.2. Меры, необходимые по сохранению достигнутых результатов

 

Для сохранения достигнутых результатов преподавание на факультете ведется в соответствии с разработанными рабочими программами, имеющими модульную структуру.

Внедрено применение Универсального фантомного модуля, проводится обязательная отработка мануальных навыков на нативных препаратов, работает система «Виртуальная операционная».

В плане дальнейшего развития инновационного потенциала академии поле завершения проекта необходимо способствовать дальнейшему обязательному внедрению достижений науки и практики в учебный процесс, развитию системы интерактивного обучения, привлечению студентов к участию в создании мультимедийных материалов. Необходимо закрепить полученные результаты путем внедрения разработанных инноваций в Государственный образовательный стандарт.

 

 

1.3. Оценка влияния результатов реализации инновационной программы на системные преобразования  

 

     Внедрение результатов работы и их дальнейшее расширение будет способствовать более успешному установлению соответствия между требованиями таких основополагающих документов, как ГОС по специальности 040400 – «Стоматология» и «Профиль и компетентность европейского стоматолога», что предполагает не механическое копирование перечня знаний и манипуляций, а переработку и соединение лучших достижений российской школы стоматологического образования с достижениями европейских школ.

 

2. Краткое представление основных целей и задач проекта

        

         При организации профильных кафедр было учтено основное требование – обеспечение студентов рабочими местами для качественного освоения мануальных навыков. С учетом развития современной стоматологической науки и практики разработаны нормативы мануальных навыков, которыми должен овладеть студент к моменту государственной аттестации. 

        Целью реализации проекта стало создание материальной и методической базы для воспитания врача-выпускника, владеющего не только основополагающими мануальными навыками, но и осведомленного о достижениях современной стоматологии, способного к их практическому использованию, к участию в научном поиске и изложению его результатов с применением компьютерных технологий.       Необходимо было создание единой комплексной программы предклинической подготовки на фантомах-симуляторах, включающей отработку мануальных навыков по всем направлениям стоматологии (терапия, хирургия, ортопедия, детская стоматология), акцентирующей внимание на центральном вопросе предклинического курса - биомеханике жевательного аппарата и позволяющей студенту осознать концепцию функциональной целостности зубочелюстной системы.

  

Для достижения поставленной цели были намечены следующие задачи:

1. Создание единой комплексной программы предклинической подготовки на фантомах-симуляторах, включающей отработку навыков по всем направлениям стоматологии (терапия, хирургия, ортопедия, детская стоматология).

2. Исключение из программы устаревших и не обеспечивающих качественного лечения методов и материалов.

3.   Введение в программу современных материалов и технологий.

4.   Разработка новой карты учета «Мануальных навыков» для студентов 2 и 3 курса стоматологического факультета.

   В качестве путей решения профессорско-преподавательский состав факультета определил интеграцию научных достижений в учебный процесс через подключение студентов к ознакомлению, освоению и использованию в повседневной деятельности достижений стоматологической науки (на кафедре есть эндодонтический микроскоп, установка для лазерного препарирования и лазерной хирургии и др.).

 

 

3. Сотрудники академии, принимающие участие в реализации проекта

 

           В педагогическом процессе на профильных кафедрах стоматологического факультета работают 55 преподавателей, из них – 11 профессоров, 4 доктора медицинских наук, 16 доцентов и 40 кандидатов медицинских наук. Из числа совместителей – 5 профессоров, 1 доцент, 3 старших преподавателя, 6 ассистентов. Все они активно участвуют в реализации результатов работы в рамках создания инновационных образовательных программ.  Связь педагогической науки и практики, реализуемая в процессе работу на факультете, обеспечивается тем, то все преподаватели профильных кафедр являются высококвалифицированными врачами и делает возможным внедрение как теоретических, так и практических аспектов инноваций. 

 

4. Этапы выполнения работы по проекту:

         Коррекция учебной программы и создание новых Карт учета мануальных навыков.

         Развитие и создание новых фантомных классов, в.т.ч. –  разработка и реализация концепции универсального фантомного модуля.

         Создание системы отработки мануальных навыков на нативных головах свиней и тушках кур.

         Апробация новых Карт учета мануальных навыков. 

 

5. Результаты проекта:

5.1. На этапе становления проекта было разработано:

1. Концепция Универсального фантомного модуля. Составлен перечень аппаратных методов лечения, которыми должны овладеть студенты на клинических занятиях. Составлена спецификация необходимых комплектующих к тренажерам, перечень инструментов, расходных материалов.

2. Разработана модульная программа по дисциплине «Пропедевтическая стоматология»

3. Разработаны методические рекомендации по отработке мануальных навыков с использованием нативных препаратов (свиных голов, тушек кур).

 

5.2. Развитие проекта:

       Развитие проекта шло в соответствии с планом работ, сначала создавалась теоретическая концепция, затем материально-технической обеспечение и методические разработки. 

       При создании единой комплексной программы клинической подготовки сотрудники факультета руководствовались аксиомой, что центральным вопросом деятельности современного врача-стоматолога должно являться не только лечение заболеваний, но и их профилактика. В связи этим потребовалось значительно расширить и углубить разделы программы, ориентированные на проведение стоматологического обследования пациента с применением всех необходимых клинических и эпидемиологических индексов ВОЗ; трактовать полученные результатов с использованием современного компьютерного программного обеспечения («ПериоТЕСТ», «Кариограмма»).

      Учитывая, то интеграция научных достижений современной стоматологии и компьютерных технологий в учебный процесс невозможна без реализации возможностей дистанционного обучения, в рамках создания медиатеки проводилась работа с внуриротовыми камерами, использование обучающих программ компьютерной анимации, участие в дистанционных консилиумах, Интернет-конференциях, лекциях и мастер-классах ведущих представителей отечественной и мировой стоматологической науки и практики.

 

 

 

5.3. Результаты на этапах выполнения проекта      

       В процессе работы было создано методическое обеспечение процесса гармонизации системы высшего стоматологического образования в свете требований Болонской декларации. Созданы новая программа дисциплин специальности, проект номенклатуры стоматологических специальностей, методические рекомендации по использованию модульной технологии. Предложен проект нового Государственного образовательного стандарта и методических рекомендаций по применению балльно-рейтинговой системы оценки знаний.

       Создана и реализована концепция Универсального фантомного модуля и методическое обеспечение по его использованию. Заказано и закуплено необходимое оборудование.

       Создан иллюстративный материал для системы дистанционного образования по специальности 040400 - стоматология: CD-диск «Некариозные поражения зубов» и DVD – диск «Оперативные вмешательства при лечении патологии пародонта».

        В учебный процесс внедрены инновационные технологии. Созданы методические рекомендации по использованию нативных свиных голов, запланировано внедрение в учебный процесс оптической техники.

       Использование инновационных методов позволило качественно изменить содержание обучения: вызвать заинтересованность, стимулировать и активизировать по­знавательную активность студентов, развивать высокую степень самостоя­тельности в изучении и применении знаний. В тоже время, традиционные для стоматологического факультета методы, такие, как участие в консилиумах, участие в лечении больных, написание истории болезни, являются по-прежнему основными.

       В учебный процесс внедрен и проводится апробация нового варианта Карты учета мануальных навыков по дисциплине «Пропедевтическая стоматология».

6. Для дальнейшего развития проекта необходимо:

1. Регулярно пересматривать вопросы программы, исключать устаревшие методики и вводить разделы, отражающие современное развитие науки и практики.

2. Развивать систему интерактивного обучения, электронную библиотеку.

3. Продолжать закупки расходных материалов к Универсальному фантомному модулю.

 

7. Проблемы в развитии проекта:

    Проблем нет.

 

8. Перспективы развития проекта на ближайший год

   Дальнейшее расширение медиатек по дисциплинам специальности, внедрение карты учета мануальных навыков по пропедевтической стоматологии.

 

9. Информация по проекту была представлена:

    1) Заседание Ученого Совета ММА имени И.М. Сеченова,              ноябрь 2007 г.     

     2) Конференция, посвященная интеграции стоматологического образования России в европейское образовательное пространство, Москва, ноябрь 2007 г.

     3) На заседании Центрального методического совета ММА имени И.М.Сеченова, апрель 2007 г.

    4)  III  Медицинский Форум, Москва, ноябрь 2008 г.

 

 

10. Публикации по тематике проекта:

 

1. Н.С. Жохова, И.М. Макеева. Ошибки и осложнения эндодонтического лечения // Методическое пособие.- М.- Медицина для всех.-2007.- 144 стр.

2.  М.Я. Алимова, И.М.Макеева. Международная классификация болезней (С) в преподавании стоматологических дисциплин.- Подано в печать в журнал «Российский медицинский форум».

 

11. Приложение. Проект Карты учета мануальных навыков по специальности «Пропедевтическая стоматология».

 

 

 

 

 

                                                                                        08.09.08

 

Декан

стоматологического факультета,

профессор                                                                            И.М. Макеева

 

Приложение 1.   Карта учета мануальных навыков

по лечению кариеса и его осложнений

 

Манипуляция

Технология выполнения

Даты / оценки

1.

Препарирование

По Блэку

 

 

 

Щадящее препарирование

 

 

 

Атравматическое препарирование

 

2.

Пломбирование

Композит х/о

 

 

 

Амальгама

 

 

 

Композит с/о

 

3.

 

Композиты различной консистенции с подбором цвета

 

4.

Обработка корневых каналов

Измерение рабочей длины

 

 

 

Обработка канала ультразвуком

 

 

 

Обработка канала ручными инструментами

 

 

 

Обработка канала вращающимися инструментами

 

5.

Обтурация корневых каналов

Латеральная конденсация

 

 

 

Термафил

 

 

 

Вертикальная конденсация

 

6.

Наложение коффердама

Коффердам

 

 

 

Оптидам