«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
18.06.2008

«Фантомный класс по стоматологии - универсальный фантомный модуль»

 

ОТЧЕТ ПО ПРОЕКТУ
«ФАНТОМНЫЙ КЛАСС ПО СТОМАТОЛОГИИ - УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ФАНТОМНЫЙ
МОДУЛЬ»

1. Актуальность проекта

Проблемы практического здравоохранения во многом связаны с проблемами стоматологического образования. Следует отметить, что проблемы стоматологического образования существуют и во многих зарубежных странах. Однако, если в России основной проблемой стоматологического образования является отсутствие или крайне слабое развитие материальной базы профильных кафедр, то проблемы стоматологического образования Европы связаны с необходимостью гармонизации начального стоматологического образования и признания стоматологических степеней во всех странах Европейского сообщества, что и стало одной из тем Директив Европейского Экономического Сообщества, принятых еще в 1978 году.

Говоря о проблемах стоматологического образования России необходимо подчеркнуть: все вопросы гармонизации и установления соответствия имеют второстепенное значение, так как основным вопросом стоматологического образования является наличие фантомных классов и клинических баз. Без решения этого вопроса невозможно приблизить отечественное образование к мировому, для которого существование отлично оснащенных клинических баз было и остается нормой.

Специфика стоматологического образования заключается в том, что помимо теоретических знаний у студентов необходимо формировать отличные мануальные навыки, так как выполнение манипуляций на ограниченном пространстве в полости рта требует практически ювелирного владения мелким инструментарием. Оттачивать мануальные навыки необходимо на специальных фантомах - симуляторах. Только полное освоение базового набора мануальных навыков в рамках предклинического курса дает возможность студенту уверенно чувствовать себя в клинике, осваивать новые технологии и материалы.

Современная стоматология представляет собой наиболее динамично развивающуюся отрасль медицины, успешная работа в которой требует как владения современными технологиями, знакомства с современными материалами и знаний последних достижений стоматологической науки, так и умение использовать достижения новых компьютерных технологий. Особенностью современной стоматологии является то, что наряду с необходимыми   знаниями   и   умением   использовать   аппаратуру   врач-стоматолог должен обладать отточенными мануальными навыками, так как на каждом этапе стоматологического лечения, будь то заболевания твердых тканей зубов или патология пародонта, необходимо точное и качественное выполнение манипуляций на ограниченном операционном поле. Широкое внедрение принципиально новых материалов и инструментов требует освоения качественно новых методик, методов и технологий, с одной стороны, с другой - происходит вытеснение рутинных методов лечения, много лет использовавшихся в практике отечественной стоматологии. Еще одной особенностью развития стоматологического образования в настоящее время является тенденции к созданию единого образовательного пространства Европейских государств в соответствии с требованиями документов Болонской Декларации. С одной стороны, этот процесс призван обеспечить возможность свободного перемещения специалистов в европейском регионе, в другой стороны - необходимы значительные усилия по гармонизации систем обучения, образовательных программ, документов, разрешающих и регламентирующих медицинскую деятельность специалистов - стоматологов.

Более глубокий анализ состояния стоматологического образования в России в настоящее время позволяет сделать ряд выводов. Прежде всего,в сложившихся исторических условиях существует необходимость создания образовательной программы дисциплин специальности, гармоничной по отношению к программам стоматологических факультетов университетов Европы. Установление соответствия между требованиями таких основополагающих документов, как ГОС по специальности 040400 - «Стоматология» и «Профиль и компетентность европейского стоматолога» предполагает не механическое копирование перечня знаний и манипуляций, а переработку, а соединение лучших достижений российской школы стоматологического образования с достижениями европейских школ:

«... При пересмотре программ обучения и разработке государственного образовательного стандарта третьего поколения с учетом рекомендаций Болонской Декларации, необходимо сохранять лучшие традиции российской медицины» (Н.Д. Ющук, 2006).

Так как в национальном проекте «Здоровье» среди приоритетных направлений указано «... повышение квалификации и качество переподготовки кадров», следует четко представлять, что обеспечение качественной переподготовки возможно лишь при условии высококачественной подготовки медицинских кадров на додипломном уровне и создание системы преемственности всех уровней стоматологического       образования.       «.. .Парадигма медицинского образования XXI столетия - переход от принципа образования «на всю жизнь» к принципу «через всю жизнь» (Пальцев М.А., 2006).

В соответствии с современным уровнем развития стоматологической науки и практики необходимо внедрение новых материалов и технологий и полный отказ от многих методов лечения (в т.ч. - в связи в полным прекращением выпуска материалов и препаратов для их проведения). Например, необходимо введение в программу современных пломбировочных материалов и технологий, таких как полновращающиеся инструменты, термафилы, изготовление вениров. Характеризуя сложившийся рынок стоматологических материалов и технологий, необходимо подчеркнуть, что в настоящее время, благодаря динамичному и быстрому развитию российской стоматологии за последние 15 лет, объем и характер стоматологической помощи, материальное и аппаратное обеспечение в России и странах Европы практически идентичны.

Современному студенту-стоматологу необходимость использовать в практической деятельности достижения компьютерной техники - от ведения электронной истории болезни до умения анализировать и сопоставлять в динамике данные компьютерной томографии и денситометрии. Актуальным является решение вопроса о юридической стороне участия студентов в клинической деятельности.

Таким образом, перед вышей стоматологической школой России встала задача обеспечения практического здравоохранения специалистами,          обладающими         глубокими         теоретическими общемедицинскими знаниями, владеющими современными материалами и технологиями, конкурентоспособными на современном рынке труда как в России, так и за рубежом.

1.1. Информация о реализации инновационной образовательной программы, достигнутых результатах, экономическому эффекту

Создан Универсальный фантомный модуль, состоящий из следующих комплектующих элементов:

       Базовая фантомная установка.

       Аппаратное обеспечение для эндодонтического лечения.

       Аппаратное обеспечение для профессиональной гигиены.

       Оральная камера, соединенная с локальной сетью. Универсальный фантомный модуль предназначен для студентов III, IV и V курсов, СНО и необходим для отработки использования аппаратов и дополнительных методов лечения заболеваний зубов и полости рта, применяемых в клинике современной стоматологии. Универсальный фантомный модуль предполагает наличие локальной сети, возможность получения по локальной сети задания на монитор, выполнение задания и отправка его с помощью оральной камеры на пульт преподавателя, получение на монитор критических замечаний по локальной сети.

Реализация концепции Универсального фантомного модуля способствует совершенствованию материальной и методической базы для формирования основополагающих мануальных навыков и повышает уровень подготовки студента к применению в клинической практике инструментального и аппаратного обеспечения лечебно-диагностического процесса.

Разработка методик отработки мануальных навыков на нативных препаратах предназначена для освоения техники операций на пародонте и зубосохраняющих операций студентами IV курса. Совершенствование обучения в фантомных классах позволило провести коррекцию программы и поставить вопрос об увеличении часов на курс «Пропедевтическая стоматология». Широкое внедрение в образовательный процесс отработки мануальных навыков на нативных препаратах в совокупности с внедрением элементов интерактивного обучения позволяет привлечь студентов к участию в создании наглядного материала.

Проведенная работа позволила активно включиться в процесс создания Проекта нового Государственного образовательного стандарта по специальности «Стоматология».

1.2. Меры, необходимые по сохранению достигнутых результатов

Для сохранения достигнутых результатов преподавание на факультете ведется в соответствии с разработанными рабочими программами, имеющими модульную структуру.

Внедрено применение Универсального фантомного модуля, проводится обязательная отработка мануальных навыков на нативных препаратов, работает система «Виртуальная операционная».

В плане дальнейшего развития инновационного потенциала академии поле завершения проекта необходимо способствовать дальнейшему обязательному внедрению достижений науки и практики в учебный процесс, развитию системы интерактивного обучения, привлечению студентов к участию в создании мультимедийных материалов. Необходимо закрепить полученные результаты путем внедрения разработанных инноваций в Государственный образовательный стандарт.

1.3. Оценка влияния результатов реализации инновационной программы на системные преобразования

Влияние результатов реализации инновационной программы обучения по специальности «Стоматология» должно опосредованно выразиться в законодательном закреплении необходимость создания и развития фантомной и клинической базы стоматологических факультетов России для предотвращения практики «теоретического обучения». Коррекция количества часов, выделяемых на пропедевтическую стоматологию и дисциплины специальности потребует профессионально ориентированных изменений в рабочих программах фундаментальных и общеклинических дисциплин. В целом указанные преобразования позволят, в соответствии с приоритетными направлениями национального проекта «Здоровье» повысить квалификацию и качество переподготовки кадров, что возможно только при условии высококачественной подготовки медицинских кадров на додипломном уровне и создании системы преемственности всех уровней стоматологического образования.

Внедрение результатов работы и их дальнейшее расширение будет способствовать более успешному установлению соответствия между требованиями таких основополагающих документов, как ГОС по специальности 040400 - «Стоматология» и «Профиль и компетентность европейского стоматолога», что предполагает не механическое копирование перечня знаний и манипуляций, а переработку и соединение лучших достижений российской школы стоматологического образования с достижениями европейских школ.

2. Краткое представление основных целей и задач проекта

При организации профильных кафедр было учтено основное требование - обеспечение студентов рабочими местами для качественного освоения мануальных навыков. С учетом развития современной стоматологической науки и практики разработаны нормативы мануальных навыков, которыми должен овладеть студент к моменту государственной аттестации.

Целью реализации проекта стало создание материальной и методической базы для воспитания врача-выпускника, владеющего не только        основополагающими        мануальными    навыками,    но    и осведомленного о достижениях современной стоматологии, способного к их практическому использованию, к участию в научном поиске и изложению его результатов с применением компьютерных технологий. Необходимо     было      создание     единой      комплексной     программы предклинической подготовки на фантомах-симуляторах, включающей отработку мануальных навыков по всем направлениям стоматологии (терапия, хирургия, ортопедия, детская стоматология), акцентирующей внимание на центральном вопросе предклинического курса - биомеханике жевательного аппарата и позволяющей студенту осознать концепцию функциональной целостности зубочелюстной системы.

Для достижения поставленной цели были намечены следующие задачи:

1. Создание единой комплексной программы предклинической подготовки на фантомах-симуляторах, включающей отработку навыков по всем направлениям стоматологии (терапия, хирургия, ортопедия, детская стоматология).

2. Исключение из программы устаревших и не обеспечивающих качественного лечения методов и материалов.

3. Введение в программу современных материалов и технологий.

В качестве путей решения профессорско-преподавательский состав факультета определил интеграцию научных достижений в учебный процесс через подключение студентов к ознакомлению, освоению и использованию      в      повседневной      деятельности           достижений стоматологической науки (на кафедре есть эндодонтический микроскоп, установка для лазерного препарирования и лазерной хирургии и др.).

3.   Сотрудники академии, принимающие участие в реализации
проекта

В педагогическом процессе на профильных кафедрах стоматологического факультета работают 55 преподавателей, из них - 11 профессоров, 4 доктора медицинских наук, 16 доцентов и 40 кандидатов медицинских наук. Из числа совместителей - 5 профессоров, 1 доцент, 3 старших преподавателя, 6 ассистентов. Все они активно участвуют в реализации результатов работы в рамках создания инновационных образовательных программ. Связь педагогической науки и практики, реализуемая в процессе работу на факультете, обеспечивается тем, то все преподаватели                 профильных                кафедр                являются высококвалифицированными врачами и делает возможным внедрение как теоретических, так и практических аспектов инноваций.

4. Этапы выполнения работы по проекту:

   Коррекция   учебной   программы   и   создание   новых   карт   учета мануальных навыков.

        Развитие и создание новых фантомных классов, в.т.ч. - разработка и реализация концепции универсального фантомного модуля.

        Создание системы отработки    мануальных навыков на нативных головах свиней и тушках кур.

5. Результаты проекта:

5.1. На этапе становления проекта было разработано:

1.   Концепция Универсального фантомного модуля. Составлен перечень аппаратных методов лечения, которыми должны овладеть студенты на клинических занятиях. Составлена спецификация необходимых комплектующих к тренажерам, перечень инструментов, расходных материалов.

2.     Разработаны и внедрены модульные программы по дисциплинам специальности «Стоматология».

3. Разработаны методические рекомендации по отработке мануальных навыков с использованием нативных препаратов (свиных голов, тушек кур).

4.    Создан иллюстративный материал для системы дистанционного образования по специальности 040400 - стоматология: CD-диск «Некариозные поражения зубов» и DVD - диск «Оперативные вмешательства при лечении патологии пародонта», CD-диск «Основные
виды швов, применяемые в хирургической стоматологии», DVD - диск «Обезболивание в стоматологии».

5. Работает виртуальная операционная.

5.2. Развитие проекта:

Развитие проекта шло в соответствии с планом работ, сначала создавалась теоретическая концепция, затем материально-технической обеспечение и методические разработки.

При создании единой комплексной программы клинической подготовки сотрудники факультета руководствовались аксиомой, что центральным вопросом деятельности современного врача-стоматолога должно являться не только лечение заболеваний, но и их профилактика. В связи этим потребовалось значительно расширить и углубить разделы программы, ориентированные на проведение стоматологического обследования пациента с применением всех необходимых клинических и эпидемиологических индексов ВОЗ; трактовать полученные результатов с использованием современного компьютерного программного обеспечения («ПериоТЕСТ», «Кариограмма»).

Учитывая, то интеграция научных достижений современной стоматологии и компьютерных технологий в учебный процесс невозможна без реализации возможностей дистанционного обучения, в рамках создания медиатеки проводилась работа с внуриротовыми камерами, использование обучающих программ компьютерной анимации, участие в дистанционных консилиумах, Интернет-конференциях, лекциях и мастер-классах ведущих представителей отечественной и мировой стоматологической науки и практики.

5.3. Результаты на этапах выполнения проекта

1. В процессе работы было создано методическое обеспечение процесса гармонизации системы высшего стоматологического образования в свете требований Болонской декларации. Созданы новая программа дисциплин специальности, проект номенклатуры
стоматологических специальностей, методические рекомендации по использованию модульной технологии. Предложен проект нового Государственного образовательного стандарта и методических рекомендаций по применению балльно-рейтинговой системы оценки знаний.

2. Создана и реализована концепция Универсального фантомного модуля и методическое обеспечение по его использованию. Заказано и закуплено необходимое оборудование.

3. Создан иллюстративный материал для системы дистанционного образования по специальности 040400 - стоматология: CD-диск «Некариозные поражения зубов» и DVD - диск «Оперативные вмешательства при лечении патологии пародонта», CD-диск «Основные виды швов, применяемые в хирургической стоматологии», DVD - диск «Обезболивание в стоматологии».

4. В учебный процесс внедрены инновационные технологии. Созданы методические рекомендации по использованию нативных свиных голов, запланировано внедрение в учебный процесс оптической техники.

5. На факультете создана медиатека по профильным дисциплинам, включающая циклы лекций на основании мультимедийных презентаций, видео- или фоторяды наиболее сложных пациентов, обратившихся в клиники академии, созданы кафедральные видеотеки учебных фильмов, посвященных новым технологиям и стоматологическим материалам, в
том числе на английском языке.

Использование инновационных методов позволило качественно изменить содержание обучения: вызвать заинтересованность, стимулировать и активизировать познавательную активность студентов, развивать высокую степень самостоятельности в изучении и применении знаний. В тоже время, традиционные для стоматологического факультета методы, такие, как участие в консилиумах, участие в лечении больных, написание истории болезни, являются по-прежнему основными.

Самостоятельной работой студентов на факультете является особая форма обучения - выполнение работы по заданиям преподавателя. Методическую основу самостоятельной работы студента составляет деятельностный подход, при котором цели обучения ориентированы на умение решать конкретные профессиональные задачи. Самостоятельная работа способствует формированию познавательной активности студен­тов. Самостоятельная работа студентов регулируется преподавателями кафедр, выступающими в роли консультантов. Самостоятельная работа студентов на кафедрах стоматологического факультета складывается из самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы. При создании СД-презентаций, посвященных интересным клиническим случаям, студенты фотографируют ход лечения или оперативного вмешательства на цифровую фотокамеру, полученные иллюстрации используются в лекционном курсе и на конференциях. Студенты комплектуют новые экспозиции музея, ими составлен каталог экспонатов, проводится включение новых экспонатов в каталог.

6. Для дальнейшего развития проекта необходимо:

1.   Регулярно пересматривать вопросы программы, исключать устаревшие методики и вводить разделы, отражающие современное развитие науки и практики.

2. Развивать систему интерактивного обучения, электронную библиотеку.

3.    Продолжать закупки расходных материалов к Универсальному
фантомному модулю.

7. Проблемы в развитии проекта:

Проблем нет.

8. Перспективы развития проекта на ближайший год

Дальнейшее расширение медиатек по дисциплинам специальности.

9. Информация по проекту была представлена:

1) На заседании Центрального методического совета ММА имени И.М.Сеченова, апрель 2006 г.

2) II Медицинский Форум, Москва, октябрь 2007 г.

3) Заседание Ученого Совета ММА имени И.М. Сеченова, ноябрь 2007 г.

4) Конференция, посвященная интеграции стоматологического образования России в европейское образовательное пространство, Москва, ноябрь 2007 г.

10. Публикации по тематике проекта:

1. Н.С. Жохова, И.М. Макеева Ошибки и осложнения эндодонтического лечения // Методическое пособие.- М.-Медицина для всех.-2007.- 144 стр.

2. Разработка и внедрение модульной технологии обучения в образовательном процессе по специальностям «Лечебное дело» м «Стоматология» // под общей редакцией Н.О. Бартоша. Методические рекомендации.- М.-Медицина для всех.-2007.- 44 с.

3. А.И. Ерохин., СП. Сысолятин, А.А. Воробьев Использование нативных свиных голов для отработки оперативных вмешательств на челюстных костях и пародонте. Методические рекомендации .- М.-Медицина для всех.-2007.- 32 с.

М.Я Алимова, А.И. Ерохин, И.М. Макеева. Некариозные поражения зубов. Хирургические методы лечения патологии пародонта. Методические рекомендации.- М.-Медицина для всех.-2007.- 34 с.

Руководитель проекта,
Декан стоматологического ф-та

Профессор                                               И.М. Макеева