«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
11.03.2009

Доклад проректора ММА им. И.М. Сеченова по международным связям Р.Н. Аляутдина Ученому совету Академии 02 марта 2009 года

 

Экспорт образовательных услуг в Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова

Доклад проректора ММА им. И.М. Сеченова по международным связям Р.Н. Аляутдина Ученому совету Академии   02 марта 2009 года

Производство знаний и экспорт образовательных и научно-технических услуг превратились в XXI веке в один из наиболее востребованных и перспективных продуктов человеческой деятельности и стали действенными факторами стимулирования экономического роста. Финансовые показатели мирового рынка образовательных услуг достигают 100 миллиардов долларов США, в том числе услуги высшей школы приносят более 50 млрд. долл. США.

К сожалению, России  как по объективным, так и по субъективным причинам достаются лишь «крохи» от этого «финансового пирога», российская экономика с ее сырьевым уклоном весьма далека от того, чтобы именоваться «экономикой знаний». Вместе с тем, обучение иностранных студентов в российских вузах является одним из показателей степени интеграции страны в мировое сообщество. Россия имеет здесь вековые традиции, которые берут свое начало в XVII веке с момента создания первого российского высшего учебного заведения - Славяно-греко-латинской академии (1678 г.). В 1865 году заседание Совета при министре народного образования было посвящено важности обучения иностранных граждан в учебных заведениях России. Правительство императора Александра II назначило для иностранных студентов специальные государственные стипендии, и они освобождались от платы за учебу.

Накануне распада СССР число иностранных студентов в СССР достигло 126,5 тысячи человек, что составило 10,8% от общемировой численности иностранных студентов, это позволило советским вузам в 80-годах по количеству студентов-иностранцев занимать второе место в мире после   США   и   в  90   годах   -   3-е   место   в   мире   после   американских   и французских вузов.

    Тенденция  последних  лет в целом неблагоприятна для российского экспорта образовательных услуг. Отмечается определенное снижение доли нашей страны на мировом рынке образовательных услуг, а также более высокие темпы прироста числа иностранных студентов в других странах.

На коллегии Минобрнауки в ноябре 2008 г. директор Департамента международного сотрудничества в образовании и науке Минобрнауки Владислав Ничков основными факторами, сдерживающими экспорт российских образовательных услуг, назвал несовершенство нормативно-правовой базы, слабое развитие социально-бытовых условий пребывания в РФ иностранных студентов, их медицинского обслуживания и безопасности, недостаточный уровень владения этими студентами русским языком и слабую отдачу от информационно-рекламной работы. С этими положениями трудно не согласиться, т.к. об этом говорят сами иностранные студенты, мы сталкиваемся с этим практически ежедневно.

На коллегии были озвучены такие данные. Доход России от экспорта образовательных услуг составляет 350 миллионов долларов. В более чем 650 вузах нашей страны обучается свыше 120 тысяч иностранных студентов, как на коммерческой основе, так и за счет средств из федерального бюджета. Основной контингент обучающихся - это граждане содружества независимых государств (свыше 70 тысяч человек), стран Азии, Африки и Латинской Америки.

По данным Минобрнауки, на долю России приходится лишь 3% oт общего числа обучающихся в мире иностранных граждан. При этом доля   США   составляет   22%,   Великобритании    12%,   Германии   9%, Франции 8,8%, Австралии 8,2%, Китая 5%, Японии 4,2%.     (Кстати, Австралии, занимающей пятое место в этом списке, ЭОУ приносит  больше доходов, чем туризм и экспорт баранины, уступая лишь экспорту угля и железной руды).

В принятой в октябре 2008 года Правительством РФ Концепции и долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации определена государственная политика в области образования и отдельно выделены перспективы развития образования и национальной конкурентоспособности, согласно которым планируется:

  • усиление позиций российского образования на мировом рынке образовательных услуг (доход от обучения иностранных студентов в российских вузах не менее 10% от объема финансирования системы образования);
  • обеспечение условий, в которых показатели качества образования в российских образовательных учреждениях будут находиться в верхней трети рейтинг-листа по результатам международных сопоставительных исследований;

Помочь в решении этой проблемы может стабильно высокое число иностранных обучающихся в Академии.

Многие эксперты полагают, что даже из кризиса можно извлечь определенную пользу для развития. Снижение курса рубля может сделать наш ЭОУ более конкурентным и привлекательным. Одно дело заплатить за обучение 100 000 рублей по курсу 25 рублей за доллар, а другое дело по курсу 35 рублей за доллар. Кстати, может быть, стоит рассмотреть возможность как ранее определения цены на экспорт наших образовательных услуг в долларах США или в евро. Ведь нефть мы продаем не за рубли и стоимость ее определяем в инвалюте. (Кстати, слабый доллар позволил в 2007 г. увеличить число иностранных студентов в США на 7 %, был установлен абсолютный рекорд их численности    почти 624 тысячи человек).

Имея самые высокие среди медвузов России показатели по численности иностранных обучающихся, мы не должны почивать на лаврах. Нельзя забывать, что помимо международной, мы неизбежно сталкиваемся и с конкуренцией внутри страны. Нельзя добровольно уступать это поле деятельности нашим «друзьям-соперникам».

Для привлечения иностранных студентов важны не только содержание образования, высокий уровень профессорско-преподавательского состава, оборудование классов, клиник и лабораторий, но и «упаковка» нашего товара. Незыблемое правило экспорта любого товара - требование потребителя это закон. Нужно ли отказываться от частичного преподавания на иностранных языках, если это востребовано потребителем? Тем более, что в подготовку таких программ мы вложили немалые средства. Было бы странно, если бы Япония, где левостороннее движение, производила на экспорт автомобили только с правым рулем. Никому не придет в голову отказаться от английских терминов в программировании.

Целесообразно узаконить все формы и методы обучения иностранных граждан, если они удовлетворяют их требованиям и пожеланиям. Это и обучение на иностранных языках, введение различных разносрочных курсов русского языка, «доучивание» бакалавров медицины и фармации из развивающихся стран и др.

Экспорт образовательных услуг тесно связан с участием нашего вуза в Болонском процессе. Предусмотренные им реформы направлены на повышение привлекательности и конкурентоспособности европейского образования, создание Европейского пространства высшего образования, развитие мобильности студентов и преподавателей, расширение возможностей трудоустройства, создания понятных процедур признания дипломов и квалификаций и т.д. В документах участников Болонского процесса подчеркивается необходимость не унификации, а гармонизации национальных систем высшего образования.

В этом плане характерна позиция стран-членов Евросоюза, которые имеют возможность идти дальше в плане интеграции образования.                                                        

В Евросоюзе создана система автоматического признания (только для граждан входящих в него стран) квалификаций и дипломов в ряде профессий, включая врачей (doctors of medicine), стоматологов (dental practitioners) и фармацевтов/провизоров (pharmacists). Для граждан стран, не являющихся членами ЕС, признание их квалификаций и дипломов осуществляется в индивидуальном порядке по запросу.

Директива Европейского парламента и совета (Directive 2005/36КС) от 7 сентября 2005 г. (с последующими изменениями и дополнениями вступила в силу в ноябре 2007 г.) вводит унифицированные понятия основных медицинских специальностей, дает их краткие описания и устанавливает минимальные сроки непрерывного базового обучения. Для врачей - шесть лет, для стоматологов и фармацевтов - пять лет. Характерно, что к директиве прилагается список учебных заведений и уполномоченных органов стран-членов ЕС, дипломы и свидетельства которых являются подтверждением базового образования. Такие документы автоматически  признаются  во всех  странах  Евросоюза, и их  обладатели  могут  беспрепятственно осуществлять на всей территории ЕC профессиональную деятельность.

Такое признание не зависит от национального наименования профессии и соответствующего ей диплома. Во всех странах сохраняются традиционные наименования профессий и квалификаций, например, Болгарии «Магистър-лекар», Чехия - «doctor mediciny», Великобритания «primary qualification» (см. Directive 2005/36ЕС, Annex V.l, 5.1.1). Эта квалификация соответствует традиционной Программе MBBS (формально «бакалаврская»), которая предусматривает шестилетнее обучение в высшем медицинском учебном заведении для лиц, имеющих законченное 12-летнее среднее образование и пятилетнее для лиц, имеющих законченное 13-летнее среднее образование.

Российская квалификация «врач-стоматолог» соответствуем описанной в Директиве ЕС квалификации «dental practitioner», предусматривающей    непрерывное базовое пятилетнее обучение в вузе. В Великобритании и Ирландии сохраняется традиционное наименование «BDS» - в дословном переводе «бакалавр зубной хирургии»), (см. Directive 2005/36ЕС Annex V.3, 5.3.2).

Российская квалификация «провизор» соответствует описанной в Директиве ЕС квалификации «pharmacist», предусматривающей пятилетнее обучение в вузе. В некоторых странах ЕС (в основном. Восточной Европы) этой квалификации соответствует магистр фармации - Болгария, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, Польша и др., доктор фармации - Франция, провизор - Финляндия, Эстония.

В Директиве ЕС подчеркивается, что «в балансе теоретической и практической подготовки по каждому предмету достаточное внимание должно уделяться теории, чтобы обеспечить университетский характер обучения», (см. Directive 2005/36EC Annex V.6, 5.6.2).

Относительно медицинских специальностей в Болонском процессе существует консенсус относительно того, что учебные программы не должны разбиваться на два цикла.

К настоящему времени в мире сложился определенный рынок образовательных услуг, за который идет серьезная конкурентная борьба. Лидером в этой сфере деятельности являются США, где обучается 22% иностранных граждан. Второе место занимает Великобритания -12%, третье Германия -10%, четвертое Франция  - 9%, пятое Австралия -  8%, шестое КНР - 5%о, седьмое Япония - 4%.

Россия занимает восьмое место. В нашей стране обучается 3% иностранцев. В 1990 году советские вузы, по количеству обучающихся иностранных граждан, занимали третье место в мире после США и Франции. Согласно данным Центра Социологических исследований Министерства образования и науки Российской Федерации по числу иностранных граждан, среди всех вузов России, в 2008 году, Московская медицинская академия им. И.М.Сеченова вышла на питое место (2346 чел.) после Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова (5472 чел.), Российского университета дружбы народов (3252 чел.). Государственного института русского языка им. А.С.Пушкина (3215 чел.), Санкт-Петербургского государственного университета (241 1 чел.).

 

Среди вузов Министерства здравоохранения и социального развития по числу иностранных граждан ММА им. И.М.Сеченова является несомненным лидером. Впервые общая численность иностранцев в медицинском вузе превысила 2000 чел. В Курском государственном медицинском университете обучается 1198 чел., в Тверской государственной медицинской академии 1027 чел., в Волгоградском государственном медицинском университете 1024 чел., в Российском государственном медицинском университете 602 чел.

 Таблица количества иностранных учащихся, обучающихся в ММА им. И.М.Сеченова, за последние пять лет

 

Учебный год

Количество учащихся (чел.)

2004-2005

1557

2005-2006

1634

2006-2007

1879

2007-2008

2174

2008-2009

2346

Ежегодный прирост численности иностранных учащихся в ММА им. И.М.Сеченова в среднем равнялся 11%. За пять лет прирост численности иностранных граждан составил 51%.

Как иностранцы попадают в Московскую медицинскую академию?                             
Каждый   кандидат на обучение присылает нам   копию своего школьного аттестата, после нострификации которого мы направляем просьбу оформить приглашение в Федеральную миграционную службу. Оформление приглашения в ФМС занимает примерно 21 день. Затем приглашение направляется по почте кандидату на обучение в его страну, где он передает приглашение в Российское посольство. Посольство в течение 1-3 недель оформляет визу кандидату. По приезде в Москву каждого кандидата мы в течение 3 дней должны оформить приказ о его зачислении на учебу и зарегистрировать каждого учащего в ФМС. Почему я так подробно на этом останавливаюсь? Чтобы показать, что правила приема иностранцев на любую форму обучения - довузовскую, интернатуру, ординатуру, аспирантуру не могут быть идентичны правилам приема россиян и все студенты не могут приехать одновременно. В этом году иностранцев хотели заставить сдавать ЕГЭ для поступления в вузы и лишь в последний момент было отменено положение о сдаче иностранцами ЕГЭ. В противном случае как вы понимаете на обучении иностранцев в России можно было ставить крест. Для нас ежегодная головная боль - регистрация 2,5 тысяч иностранцев в течение первых сентябрьских дней. Дело в том, что в Федеральном законе «О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» отсутствует статус иностранного учащегося в РФ и по прежнему было забыто понятие учебной миграции. Закон одинаков как для иностранного учащегося, так и для гастарбайтера из
CНГ, что вызывает серьезную озабоченность международных служб вузов России.

 На сегодняшний день представители всех континентов, граждане 73 стран мира, являются студентами Московской медицинской академии. Преимущественно это граждане Федерации Малайзия (759 чел.). KНР (222 чел.). Сирийской Арабской Республики (120 чел.), Республики Индия (84 чел.), СРВ (66 чел.). Государства Израиль (57 чел.),Федеративной Республики Бразилия (46 чел.), а также представители Германии, США, Великобритании, Гаити, королевства Непал, Мальдивской Республики.

Значительно увеличилось количество желающих учиться в академии из стран СНГ. Это в основном граждане Азербайджанской Республики (158 чел.), Грузии (94 чел.), Узбекистана (58 чел.). Мы планируем расширять эту работу, в этом году делегация ММА будет направлена в Туркменистан.

Вопросы обучения граждан из ближнего зарубежья считаются приоритетными для нас. Мы принимаем участие во многих национальных образовательных программах, таких как, президентская программа «Балашак» (Казахстан). По этой программе граждане Казахстана направляются на обучение во все ведущие вузы мира, включая США, Германию, Великобританию. Наша академия является первоочередным приоритетом по этой программе. Аналогично большая группа учащихся получает у нас образование за счет Министерства образования Азербайджана.

Подготовка национальных кадров для различных стран мира играет громадное экономическое и политическое значение. Наши выпускники обладают огромным потенциалом для создания положительного образа России. Многие из них, в своих  странах, занимают высокое положение и являются проводниками нашей политики и наших экономических интересов. Например, ММА им. И.М.Сеченова и еще четыре российских медицинских вуза ежегодно выпускают около 400 врачей для Малайзии. Через несколько лет мы сможем говорить о реальном влиянии наших выпускников на систему здравоохранения этой страны.

Активизация работы по экспорту образовательных услуг в РФ назрела. Это начали понимать на всех уровнях. В настоящее время в Министерстве образования и науки РФ готовится план по развитию экспорта образовательных услуг на 2009 и 2010 гг. Значительно увеличилось количество иностранных учащихся, обучающихся за счет средств федерального бюджета, так называемая «гос. линия». В этом году согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ общая цифра    приема    иностранных    граждан,    обучающихся    за    счет    средств федерального бюджета в медицинских вузах, составила 573 человека. К сожалению распределены студенты по вузам были не равномерно. Если большинство вузов получили по 5-10 студентов, то в Москву, Санкт-Петербург, Волгоград, Ростов было направлено по 50 и более человек. В Московскую медицинскую академию в этом году поступило по «гос. линии» 67 иностранных учащихся.

Таблица количества иностранных учащихся, обучающихся в ММ А им. И.М.Сеченова за счет федерального бюджета, за последние 5 лег

 

Учебный год

Количество учащихся (чел)

2004-2005

87

2005-2006

128

2006-2007

167

2007-2008

212

2008-2009

238

 

За последние пять лет количество обучающихся за счет федерального бюджета увеличилось на 40%. В 1998-1999 учебном году общая численность так называемой «гос. линии» составляла 3 человека. Изменился и контингент учащихся. Если пять лет назад граждане из стран СНГ составляли 21% от общего количества, то в настоящее время их уже 63%. Начиная с 2005 года в нашей академии проводится обучение граждан Абхазии. Ожидается увеличение иностранных студентов, обучающихся за счет федерального бюджета, в 1,5 раза.

Каждый из этих студентов должен быть обеспечен общежитием, которое он будет занимать в течение 7 лет. Не сложно подсчитать, что через несколько лет под «гос. линию» понадобится отдельное общежитие, потому вопросы социального обеспечения этой категории учащихся приобретают остроту. Действительно, мы (я имею ввиду Россию) приглашаем молодых людей порой из очень далеких стран. Но очень маленькая стипендия, а у них порой нет денег даже на мед. страховку, не хватает средств на полноценное питание, не способствуют формированию истинных чувств благодарности. Здесь мне хочется провести параллель с советским временем, когда иностранцев из беднейших развивающихся стран даже экипировали.

Повышение качества обучения играет основную роль в увеличении количества иностранцев, желающих получить образование в нашей академии. Знания студентов являются показателями уровня подготовки, и на основании этого за рубежом формируется мнение о системе нашего образования. Повышение качества подготовки иностранных специалистов является основным в поддержании престижа и высокого рейтинга вуза. Сейчас практически во всех странах введены квалификационные экзамены для специалистов, закончивших вузы за рубежом и рейтинг вуза в стране -это количество студентов, успешно прошедших квалификационный экзамен.

Анализ показывает, что около 40% иностранных студентов отчисляются из академии и преимущественно в течение первых трех лет обучения (31%). Из них 5%   не  могут  оплачивать  обучение,  80%  отчисляются  за  академическую неуспеваемость, а 15% по другим причинам. Как видно, основной причиной отчисления является академическая неуспеваемость. Таким образом, поддержание качественного контингента студентов обходится нам не дешево.

Па первых курсах из-за недостаточного знания русского языка, студенты-иностранцы на занятиях не всегда могут понять объяснения преподавателя, правильно записать изложенный материал. Преподаватель ограничен рамками расписания и не может тратить много времени на каждого учащегося в отдельности. Учебная литература рассчитана на русскоязычных студентов и часто является непонятной для иностранцев. Поэтому иностранному учащемуся требуется значительно больше времени и сил для усвоения изучаемого материала.       Подавляющее большинство отчисленных иностранцев не уезжают обратно на родину, а продолжают обучение в других медицинских вузах России. Следовательно, отчисляя иностранных студентов, мы обеспечиваем их приток в другие вузы, теряя при этом средства, потраченные на рекламную компанию и организацию приезда данных граждан в Россию.

Остается привлекательной и наиболее перспективной для иностранных учащихся, система образования с использованием в преподавании языков посредников: английского, французского и др. Многие страны внедрили эту систему у себя в вузах. Коллегия Министерства образования России еще в 2005 году рекомендовала развивать систему подготовки в вузах иностранцев на английском языке. В пашей академии в течение ряда лет преподаватели используют язык-посредник для облегчения усвоения материала студентами. За эти годы пашей кафедрой иностранных языков была подготовлена большая группа преподавателей клинических и теоретических кафедр, свободно владеющих английским языком. При кафедре иностранных языков создан курс профессионального английского и французского языков. В период обучения преподаватели готовят полный набор учебных материалов на этих языках, которые затем используются в работе со студентами.

Наши коллеги подготовили для иностранных студентов целый ряд учебно-методических пособий, а затем учебников на английском языке. Следующим этапом стало на мой взгляд справедливое требование авторов найти пути продажи учебников за рубежом.

Большое внимание уделяется изучению иностранными учащимися русского языка. Прекрасные специалисты нашего подготовительного отделения и курса русского языка создали специальные программы обучения иностранцев медицинской терминологии, специальный курс русского языка для специалистов. Совместно с компанией «Кирилл и Мефодий» создан дистанционный курс русского языка, что позволит нам вести подготовку по русскому языку с помощью Российских центров науки и культуры. Вместе с тем, если проанализировать рынок учебной литературы по русскому языку наше отставание бросается в глаза.. Имея такое количество студентов и таких опытных специалистов Академия должна была бы занимать ведущее место в создании литературы для иностранных студентов-медиков.

Анализ результатов Итоговой государственной аттестации показывает, что усилия по обучению иностранцев не напрасны, подготовка иностранных студентов проводится на высоком, качественном уровне.
Средний балл ИГА по специальности «Лечебное дело» в последние годы удерживается на уровне 4,3 - 4,4 балла, по специальности «стоматология» - 4,0 балла,  по специальности    «фармация» - 4,2 - 4,3    балла.    Увеличилось
количество выпускников, получивших диплом с отличием с 7% в 2004 году до 10% в 2008 году.

Фактом признания высоко уровня подготовки иностранных специалистов в ГОУ ВПО ММА им. И.М.Сеченова является то, что на ежегодно проводимых торжественных церемониях вручения дипломов выпускникам присутствуют представители 16-20 посольств. В 2008 году на выпуске иностранных студентов присутствовали представители 19 дипломатических миссий, 8 послов, руководитель социального отдела посольства ФРГ в Москве. (фото выпуска)

В     последние     годы           значительно    большее     внимание    уделяется воспитательной работе, мы считаем, что развитие неформальных связей между студентами, их участие в спортивных, общественно-политических и развлекательных мероприятиях способствует формированию позитивного образа России, укреплению связей выпускников с alma mater в дальнейшем.

Различия этнического, расового и религиозного характера определяют особенности и специфичность проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий. Особенно это важно на подготовительном отделении и первых курсах, когда происходит адаптация к новым условиям жизни. Совместно с посольствами, землячествами студентов организуются вечера, посвященные национальным праздникам. Стали традиционными «День первокурсника», «Татьянин день», фестиваль искусств «Весна на Пироговской». В прошедшем году па концерте студенческой самодеятельности было показано более 18 красочных, непохожих по жанру, колориту номеров, которые в течение трех часов создавали атмосферу праздника в зале. Наши студенты принимают участие в ежегодном пушкинском молодежном фестивале искусств «С веком наравне» и нередко становятся его лауреатами.

Для иностранных учащихся организовано 14 спортивных секций: по плаванию, футболу, волейболу, бадминтону, теннису, аэробике. Малазийские студенты составляют основу нашей сборной по бадминтону, бразильцы команды по плаванию. Ежегодно проводятся соревнования между студентами разных стран по различным видам спорта как внутри академии, так и на межинститутском уровне. Особой популярностью пользуются турниры по футболу, волейболу, крикету, теннису. В 2006 году межвузовские соревнования иностранных студентов проводились в Волгограде, в 2007 году в Москве, в 2008 году в Нижнем Новгороде. Московскую медицинскую академию представляла команда в количестве 40 человек. По многим видам спорта наши студенты заняли призовые места.

Важное место при подготовке специалистов для зарубежных стран занимает научно-исследовательская работа студентов, которая конечно организуется преподавателями наших кафедр. Особенно хочу отметить сегодня кафедры патологии, микробиологии, тропических болезней, руководителей научных кружков профессоров Е. А. Коган, Е.Н. Буданову, Е.А. Черникову, научные студенческие конференции которых вышли уже за рамки вуза. С" гордостью хочу назвать имена наших иностранных студентов, активно участвующих в научно-исследовательской работе, эго Ясир Хамди и Саушкина Александра, работы которых неоднократно становились лауреатами молодежных научных форумов. В связи с мировым э к о н о м и ч е с к и м  к р и з и с о м  следует ожидать уменьшения количества иностранцев, имеющих возможность получить образование за  р у б е ж о м.  П о э т о м у, мы запланировали ряд мероприятий по стабилизации количества иностранных учащихся в нашей академии.

Это, прежде всего, увеличение количества слушателей на подготовительном отделении, что позволит не снижать цифры приема на 1 курс. Расширение географии стран, откуда приезжают иностранные студенты, так же позволит сохранить уровень приема. Например, в связи с увеличением стоимости обучения, значительно сократилось количество студентов из Индии, которые в прошлые годы составляли большинство среди наших студентов. Большая работа, проведенная в Малайзии, и увеличение количества студентов из этой страны позволили компенсировать это сокращение. Мы планируем в этом году активизировать работу в новых регионах, Бразилии, других странах Латинской Америки, пригласить в клиническую ординатуру врачей из Мьянмы, где мы уже участвуем в подготовке по русскому языку. Важным антикризисным аспектом будет расширение агитации в республиках бывшего СССР, богатых углеводородами - Туркменистане и Азербайджане.

Сегодня хочу обратить внимание Ученого совета на проблему импорта образовательных услуг в области медицины. О чем идет речь?

В 2007 году Росздравнадзор определил перечень из 15 уполномоченных образовательных учреждений по федеральным округам, в которых созданы комиссии для проведения специальных экзаменов для обладателей иностранных дипломов об образовании, претендующих на право работы в РФ. В состав Комиссии в Академии входят ведущие специалисты здравоохранения и                                         

медицинской науки по каждой специальности, а также представители Росздравнадзора. Основной задачей этих экзаменов является оценка профессиональных знаний и навыков специалистов, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах и претендующих на право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации, с целью принятия решения о возможности допуска указанных лиц к осуществлению медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации по специальностям в соответствии с действующей Номенклатурой.

В 2008 году в ММА Росздравнадзор направил около 100 кандидатов почти по 30 специальностям, наиболее популярными из которых были терапия, акушерство и гинекология и хирургия. Неудовлетворительные результаты экзамена подразумевают его пересдачу. К сожалению, количество пересдач законодательно не регламентировано, и слабо подготовленный специалист может неограниченно «терроризирован» кафедру своими попытками сдать экзамен. Хочу предложить Ученому совету принять решение ограничить и упорядочить эти экзамены путем введения строго определенного периода экзаменационных сессий по специальностям, например, дважды в год. Такая система существует в ряде европейских стран, когда после незачтенного экзамена для специалиста следующая попытка предоставляется не ранее, чем через шесть месяцев, а три неудовлетворительных попытки подразумевают отзыв направления па экзамен и невозможность практической деятельности в этой стране.

Международная практика демонстрирует очень жесткое отношение к иностранным выпускникам. Факультет иностранных учащихся ММА за 60 лет выпустил более 3000 врачей и провизоров и значительное количество специалистов послевузовской подготовки. Мы знаем, какие серьезные требования предъявляют к нашим выпускникам за рубежом, на их родине или в третьих странах, и стремимся обеспечить самый высокий уровень их подготовки.

Считаю, что мы тоже должны разрешать работать на территории России только самым подготовленным специалистам. Хочу отметить, что ММА имени Сеченова в Росздравнадзоре имеет репутацию самого строго экзаменатора, и поэтому поток кандидатов, направляемых в Академию, невелик. По если учесть число таких соискателей по всей стране в год мы получаем приток готовых специалистов, выпускаемых крупным медицинским вузом. Я не хочу использовать ставшее обидным понятие «гастарбайтер», но 90% специалистов, получивших сертификат па право профессиональной деятельности в России - это выпускники медицинских вузов Таджикистана, Узбекистана, Армении и Украины, которые по демпинговым зарплатам едут работать в Россию и не в отдаленные районы, где это реально важно, а в Москву и Московскую область.

К сожалению должен отметить еще одну проблему, связанную с приемом специальных экзаменов. В отличие от требований к иностранным учащимся, которые в обязательном порядке сдают экзамен по русскому языку, чтобы учиться в Академии, тестирование по русскому языку для получения допуска к профессиональной деятельности иностранцев в РФ не узаконено. Считаем, что тестирование в той или иной форме лиц, претендующих на право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью в России, должно стать обязательным первым этапом для получения допуска к профессиональной деятельности. В этом отношении Россия не должна отличаться от других стран, которые в законодательном порядке к профессиональным экзаменам в любой сфере деятельности допускают только тех граждан, которые успешно сдали экзамен по языку, даже если это относится к гражданам их страны, но получивших образование за рубежом.

В заключение хочу сказать, что все структуры Академии, связанные с подготовкой иностранных обучающихся, отчетливо представляют меру возложенной на них ответственности и приложат все силы для поддержания лидирующих позиций нашей Академии в области экспорта образовательных услуг.