«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
Здесь учат «искусству врачевать людей» 16.02.2009

Здесь учат «искусству врачевать людей»

Знаменитый городок Московской медицинской академии имени Сеченова на Девичьем поле в ноябрьские дни пользовался особым вниманием москвичей, да и всех россиян: старейшее в России учебное заведение отмечало замечательный юбилей - 250 лет со дня основания. Академия является полномочной преемницей медицинского факультета Императорского Московского университета, впоследствии Московского государственного университета и 1-го Медицинского института. В своей предыстории сегодняшняя «Сеченовка» может смело отталкиваться от 1755 года, когда императрица Екатерина II подписала знаменитый «Проект об учреждении Московского университета», составленный Ломоносовым.

Но главная точка отсчёта - год 1758, когда начались реальные занятия на медицинском факультете университета. Документ, подтверждающий этот факт, найден в бумагах Государственного архива древних актов сотрудниками Музея истории медицины академии: согласно ему, в 1758 году профессор из Германии Эразмус начал занятия со студентами. Первых студентов было совсем немного, от трёх до десяти человек, но уже шли регулярные занятия, а через несколько лет, в 1765 году, к теории добавилась и практика: в военном госпитале открылся анатомический театр, занятия в котором считались очень важными. За два с половиной века педагоги и выпускники медицинского факультета Московского университета, который потом трансформировался в 1-й Московский медицинский институт и Академию имени Сеченова, создали целую систему высшего медицинского образования в России и фактически определили настоящее, да и будущее российской медицины в целом. 

Vivat, academia!

Празднование юбилея академии началось с события очень интересного и знаменательного: в Государственном историческом музее на Красной площади открылась выставка, посвященная истории старейшего учебного заведения для медиков. В экспозиции выставки соединились материалы музея академии и из фондов исторического музея, и это дало прекрасный результат. Логический центр выставки — витрина с воссозданным кабинетом Ивана Михайловича Сеченова, точнее, частью кабинета. Здесь всё дышит подлинностью эпохи. Вот что об этом рассказывает старший научный сотрудник отдела истории XX века ГИМ Диана Кондратенко.

— В кабинете есть личный семейный фотоальбом, где сначала Иван Сеченов совсем молодой, а потом он уже декан факультета. Есть вещи удивительные — приборы, которые изобрёл сам Сеченов. Документы лежат на подлинной этажерке, книги стоят точно так же, как они стояли при его жизни. Здесь же фонограф, который принадлежал ему. Рядом документы из фондов нашего музея: работы учеников Сеченова с дарственными надписями. То есть для нас это в целом попытка воссоздать кабинет учёного из сохранившихся подлинных вещей. А самый, наверное, уникальный документ — конспект первой лекции Сеченова, которую он прочёл в Московском университете. Мы рады, что он сохранился в фондах нашего музея.

Александр Шкурко, директор Исторического музея, открывая выставку Vivat, academia!, отметил её уникальную атмосферу: «Мне даже показалось, что в залах музея, где расположена выставка, чувствуется запах карболки. Никакой карболки, конечно, нет, но вот это чувство меня не покидает! В национальном музее проходит, я бы сказал, праздник здоровья, здоровья страны, здоровья нации».

Заместитель министра культуры Андрей Бусыгин говорил о неразрывной связи медицины и культуры в целом. Медицинское сообщество, пожалуй, самая интеллектуальная часть российской интеллигенции, и оно не просто дарит здоровье, а каждый день, каждый час делает что-то конкретное для того, чтобы россияне были здоровы. История страны складывается из истории людей, из истории учреждений, поэтому 250-летняя история «Сеченовки» принадлежит всей России.

Знаменитый медицинский вуз всегда, в течение многих десятилетий славился своей атмосферой. Академия имени Сеченова — это особая среда, особый культурный пласт в истории России. Это Девичье поле, это усадьба Льва Толстого, его прогулки в окрестностях своего дома, это Антон Чехов, который тоже окончил медицинский факультет Московского университета, это широкие связи с художественными и культурными кругами, которые сохраняются и сегодня. Ректор академии Михаил Пальцев приоткрыл «тайну»: «Если нам надо организовать хороший концерт, то с помощью наших знакомых и друзей мы можем организовать концерт с такими артистами, которыми может гордиться Россия».

Юбилейные торжества продолжились в Колонном зале Дома Союзов, где вспоминали самые разные страницы прошлого и настоящего Московской академии имени Сеченова. Здесь представители российского и московского правительств говорили о том, что для них главная задача — создать выпускникам академии достойные условия для успешной работы, для развития медицинской науки, а профессора и преподаватели принимали поздравления и подарки, желая всем дарителям главного — здоровья. Им в ответ благодарные пациенты отвечали примерно так же, как искусствовед и реставратор Савва Ямщиков: «Все мы ходим под Богом, и хорошо, когда помощники Бога находятся рядом с нами. В академии работают замечательные врачи, и дай Бог всем им долгой жизни». 

История учит настоящему и будущему

Кажется, все собравшиеся на юбилей — и виновники торжества, и гости — были единодушны в понимании главного: знание прошлого помогает прожить более качественное настоящее и правильно подготовиться к будущему. Из истории академии и в прошлом медицинского факультета МГУ можно черпать бесконечно и всегда извлекать нужные уроки. На протяжении XVIII века вмешательство государства в дела медицинского факультета было минимальным. Ситуация кардинально изменилась в начале XIX века, когда правительством Александра I была проведена реформа просвещения. В стране появилась система общеобразовательных школ и сеть медицинских факультетов, перед которыми поставили задачу готовить и выпускать врачей с правом самостоятельной практики. Уставом Московского университета предусматривалась организация клинической базы, начались первые занятия непосредственно у постели пациента. Уже в 20-х годах клинические занятия, диагностика и лечение больных были введены в полном объёме, студентов на факультет стали принимать ежегодно, отменили предварительное обучение на философском факультете, ввели фиксированный срок обучения. Масштабные преобразования потребовали подвижной, творческой работы от всего профессорско-преподавательского состава.

Громкие имена русских профессоров звучат звонко и для сегодняшних студентов и преподавателей. Профессор терапии Матвей Яковлевич Мудров, человек ломоносовского типа, не только ввёл клиническое преподавание курса внутренних болезней, но и стал широко известен бескорыстным служением пациентам. Благодаря ему русская медицина в начале XIX века заговорила о профилактике: главная задача врача — «предварительное упреждение болезни и сохранение здравия в целости». Мудрову московский факультет обязан созданием крупнейшего в Европе анатомического театра, второго по величине и научной значимости в мире. Он стал автором второго университетского Устава, который был высочайше утверждён в 1835 году. Эти перемены позволили медицинскому факультету в начале 40-х годов XIX века ежегодно выпускать от 80 до 100 врачей, но их уровень пока уступал качеству других медицинских школ мира. Потом прошла крупномасштабная реформа 40-х годов XIX века, в ходе которой впервые появился стандарт медицинского образования. Медицинский факультет Московского университета сыграл ключевую роль в этой судьбоносной для российской медицинской школы реформе: с одной стороны, он был одним из полигонов, где она осуществлялась, а с другой — его выпускники Иноземцев, Пирогов и другие стали авторами многих её ключевых положений. Экспертиза Министерства образования в 50-х годах XIX века показала хорошие результаты, и опыт, приобретённый на факультете Московского университета, распространили на всё университетское медицинское образование в стране.

Николай Иванович Пирогов вспоминал рассказы стариков о сражении 1812 года на Бородинском поле: люди стояли по щиколотку в крови и пыли, необходимо было оказывать помощь раненым, это делали лекари, медики и делали всё, насколько было возможно. Ректор Московского государственного университета, вице-президент Российской Академии наук Виктор Садовничий поставил рядом с этим другое событие: 1855 год, Крымская война. Главный хирург Севастополя Николай Пирогов разбивает палатки возле Лазаревских казарм и спасает тысячи молодых солдат, раненных на поле боя. Так родилась полевая хирургия. На сцене Колонного зала Дома Союзов Виктор Садовничий отметил: «Вот как поворачивается судьба! Ровно на том месте, где стояли палатки госпиталя Пирогова, мы организовали филиал Московского университета в Севастополе. Он теперь стоит как форпост российской науки, оказывая учебную и научную помощь молодым талантливым людям из разных стран, и с Украины тоже». 

Городок на Девичьем поле

Но медицинскому факультету Московского университета катастрофически не хватало клинической базы. Уровень общественного сознания и помощи меценатов к последней трети XIX века достиг такой высоты, что в 80-90-е годы позапрошлого века в районе Новодевичьего монастыря появился клинический городок, который до сих пор является гордостью Московской академии им. Сеченова. В 1897 году на 12-м международном медицинском съезде коллеги из европейских университетов назвали его лучшим центром Европы. К началу XX века относится возвращение на факультет блестящего экспериментатора, основоположника отечественной физиологии Ивана Михайловича Сеченова.

Очень интересны страницы истории 20-х годов прошлого века. После революции 1917 года на факультет хлынул поток молодёжи, и на 1-м курсе учились до 5 тысяч человек. Конечно, молодые люди больше митинговали, чем занимались, количество отчисляемых за неуспеваемость достигало от 50 до 90%, что неудивительно: ведь сюда приходили даже те, кто не умел читать и писать. Выход был найден: вскоре при факультете появились специальные подготовительные курсы и рабфаки. Даже в самые трудные 1920-1922 годы факультет выпустил около 2000 врачей, при этом сохраняя достаточно высокий уровень подготовки. Это было очень непросто в условиях катастрофических кадровых потерь второго десятилетия прошлого века. В следующее десятилетие на факультете открылись полтора десятка новых кафедр, появились новые специальности — организаторы здравоохранения, специалисты по профилактике, санаторно-курортному лечению. В 1930 году медицинский факультет выводится за рамки университета и становится самостоятельным учебным заведением. Пришлось заново «ставить» многие общие дисциплины, вновь почувствовалась ощутимая нехватка материальной базы. Положение изменилось к концу 30-х годов, когда фактически были восстановлены основные положения реформы здравоохранения 40-60-х годов XIX века.

Все испытания, через которые проходила в это время страна, не обошли стороной и её главный медицинский вуз: репрессии обрушились на многих ведущих генетиков, физиологов, психологов. Если в середине 30-х уничтожались отдельные личности, то в конце 40-х разгрому подверглись целые научные дисциплины. Потом была борьба с космополитами и развёрнутая по всей стране кампания по поиску врачей-убийц. После смерти Сталина репрессированные учёные были полностью реабилитированы.

Даже в годы войны, несмотря на эвакуацию, Московский медицинский институт продолжал подготовку специалистов: за годы войны из его стен было выпущено 2652 врача. На протяжении десятилетий медицинская академия оставалась лидером отечественного медицинского образования, а диплом выпускника говорил о прекрасной врачебной подготовке.

Вслед за 1-м Медицинским институтом по всему союзу становились на ноги новые медицинские дисциплины, шли экспериментальные работы. Традиции научной преемственности дожили до наших дней, и сегодня выпускники академии, наработавшие неплохой докторский опыт, пользуются спросом на Западе. В 1989 году в рейтинге медицинских школ мира, по данным ЮНЕСКО, 1-й Московский медицинский институт занимал второе место. В трудные 90-е годы экономического развала и разлада академия выстояла, организовала эффективную систему последипломного образования, открывала новые факультеты. Сегодня Московская академия имени Сеченова — это крупнейшее культурное пространство, которое существует для формирования медицинских и фармацевтических кадров. Обучение студентов тесно соседствует с глубокими научными исследованиями, в частности, развивается молекулярная медицина, сфера новейших научных технологий. На протяжении всей своей истории, а это четверть тысячелетия, коллектив академии хранил и приумножал традиции ведущих научных школ и готовил кадры не только для российского, но и мирового здравоохранения. 

Легко ли быть флагманом

Этот вопрос студенты часто задают ректору медицинской академии им. Сеченова. Легко ли быть в авангарде, легко ли быть лидером? Михаил Пальцев отвечает так: «Трудно, потому что флагман впереди, на него сыплются все шишки, он на себе испытывает все реформы. Так было на протяжении всего XIX века: только тогда, когда реформа давала хорошие результаты на медицинском факультете, она распространялась по всем университетам. Вспоминая историю, хочу сказать о том, что новое — это хорошо забытое старое. У наших предшественников и учителей было очень много полезного, и всё это очень пригодится нам сегодня».

Академик Михаил Пальцев отмечает важную роль Министерства здравоохранения и социального развития России в том, что Московская академия им. Сеченова до сих пор является жемчужиной российского медицинского образования. Первый заместитель мэра Москвы Людмила Швецова вспоминала имена знаменитых профессоров «Сеченовки», которые много значат для российской столицы.

— Для Москвы Академия имени Сеченова значит очень и очень много. Какие имена! Николай Иванович Пирогов, Сергей Петрович Боткин, Николай Васильевич Склифосовский, Николай Фёдорович Филатов и многие, многие другие. Они вошли в историю отечественного здравоохранения, эти имена носят наши клиники. Огромное количество выпускников вуза трудится в нашем городском здравоохранении. Спасибо вам за прекрасные кадры. Наш город очень украшает замечательный исторический памятник — центральное здание академии и клинический городок на Девичьем поле. А в год юбилея в академии появился новый корпус, это корпус фармацевтического факультета.

За год через стационары академических клиник проходят около 50 тысяч пациентов и ещё 400 тысяч лечатся лабораторно. На праздновании юбилея академии кто-то из именитых гостей вспомнил широко известную фразу — «Кадры решают всё». Они действительно решают всё, особенно в медицине. Сейчас многое делается для того, чтобы выпускники академии имени Сеченова пришли работать в современные, хорошо обустроенные клиники. Об этом говорили министр здравоохранения Татьяна Голикова и первый заместитель мэра Москвы Людмила Швецова.

Что ж, если общество будет достойно ценить труд врача, оно станет более цивилизованным и более здоровым. История медицинского образования в России находится в одном ряду с крупнейшими событиями российской истории. 250 лет — это четверть тысячелетия, несколько эпох в развитии государства. В одном ряду с такими событиями, как крещение Руси, Куликовская битва, создание Санкт-Петербурга, стоит и дата создания Московского университета, а в числе первых трёх факультетов был медицинский. Президент Совета ректоров России Виктор Садовничий не удивляется сопоставлению этих исторических дат и считает их явлениями одного порядка. «Страна была богата талантами, а создание факультета шло от Ломоносова, который понимал, что врача надо готовить на практике, в анатомическом театре, а фармацевта учить не просто химии, а «аптекарской химии». В середине XVIII века сразу же закладывались основы по сути современного образования и медицинской науки. Именно этот подход в итоге дал нам такой огромный потенциал». История Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова напоминает нам о главной закономерности истории: для того чтобы успешно жить в настоящем и иметь виды на будущее, надо помнить прошлое. Тем более, если это такое прошлое, как у бывшего медицинского факультета Московского государственного университета. В течение всех 250 лет выпускники «Сеченовки» живут и работают для людей, служат настоящему и будущему нашей страны.


Исходная статья: Журнал "Кто есть кто в медицине" №8 ноябрь-декабрь 2008
Авторы:  Нина Злаказова