«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
16.06.2008

Проведение инновационного элективного курса «Кадровый менеджмент в здравоохранении»

Элективный курс
«Кадровый менеджмент в здравоохранении»

в рамках дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» для студентов, обучающихся по специальности 040100 «Лечебное дело»

Манерова Ольга Александровна
профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения с курсом экономики медико-профилактического факультета, доктор медицинских наук, доцент

Актуальность введения элективного курса «Кадровый менеджмент в здравоохранении» в рамках дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» для студентов, обучающихся по специальности 040100 Лечебное     дело»,     обусловлена         существенными          изменениями,
происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы здравоохранения.

Развивающийся рынок медицинских учреждений с различной формой собственности, введение в практику Федерального закона «Об автономных учреждениях», разрешившего создание в здравоохранении автономных некоммерческих организаций, повышающиеся требования к кандидатам на вакантные должности сотрудников в государственные и негосударственные учреждения и организации требуют от выпускника медицинского вуза конкурентоспособности не только с точки зрения высокого врачебного профессионализма, но и умения адаптироваться на первом месте работы, знать особенности работы с медицинскими кадрами в ЛПУ, особенности кадровой политики в системе здравоохранения, кадровой политики в медицинских учреждениях.

Иначе говоря, современные условия развития здравоохранения требуют от молодых специалистов не только наличия подтвержденной дипломом квалификации, но, главным образом,  профессиональной компетентности, которая   включает   не   только   наличие   знаний   и   опыта,   но   и   умение распорядиться ими в ходе реализации своей профессиональной деятельности. Понятие компетентности шире понятия знания, или умения, и навыка, оно включает их в себя, но это не просто сумма, данное понятие имеет другой смысл.

Вступающему в практическую жизнь выпускнику необходимо формирование уверенности и гибкости при поиске места работы, умение оставлять на себя представление-резюме, а также умение правильно подготовиться к собеседованию на месте работы.

Современные условия труда в медицинских учреждениях требуют от молодого специалиста глубокого понимания, что их конкурентоспособность определяется уровнем их профессиональной грамотности, которая должна постоянно расти. Элективный курс направлен на формирование у студента стремления к непрерывному профессиональному развитию.

Рассчитан элективный курс на студентов 5 курса, к этому времени большинство студентов определяют характер своей будущей специальности, выбирают пути специализации, значительная часть студентов уже совмещает учебу с работой, что в немалой степени должно способствовать успешности проводимых занятий как для студентов, так и для преподавателя, поскольку есть возможность на примере работающих студентов разбирать конкретные ситуации в группе.

     Целью элективного курса для преподавателя является обеспечение студентов информацией о кадровой политике в здравоохранении в целом и ее специфике в медицинских учреждениях для подготовки адаптации студентов с их будущей практической деятельности.

        Задачи элективного курса:

- дать студентам знания по основным направлениям кадровой политики в здравоохранении, включая вопросы планирования кадровых ресурсов здравоохранения, их подготовки и непрерывного профессионального развития, а также теоретические компоненты управления трудовыми ресурсами в здравоохранении в целом и в учреждении в частности;

-   подготовить студентов        к      вхождению      в      самостоятельную практическую деятельность, включая их профессиональную ориентацию, адаптацию, взаимоотношения в коллективе, развитие в конкретных условиях различных учреждений здравоохранения.

Элективный курс включает программу, тематический план лекций и практических       занятий,         контрольно-измерительные материалы.

Сопровождением к элективному курсу являются список использованной литературы и приложения - иллюстрации к изучаемым темам.

   Целью элективного курса для студента является умение на основе владения информацией о кадровой политике в здравоохранении в целом и е специфике в медицинских учреждениях определять проблемы адаптации молодого специалиста к будущей деятельности и дифференцировать уровни решения определенной проблемы.

Для достижения поставленной цели студент должен Уметь:

- оценить состояние кадровых ресурсов в учреждении и на территории в соответствии с приоритетами развития здравоохранения в РФ в целом и в конкретном регионе,

- предложить источники набора персонала на определенную должность в процессе решения ситуационной задачи и на основании данных о претенденте предложить свое мнение о кандидате на должность,

- предложить меры по управлению дисциплиной в коллективе (на примере конкретной ситуационной задачи),

-   предложить основные направления мероприятий, направленных на
совершенствование кадровой политики в учреждении, отрасли на уровне
региона (на примере решения ситуационной задачи).

Знать:

-         основные термины и понятия,

-         роль и место подсистемы кадров в общей инфрастуктуре системы охраны здоровья,

- систему подготовки кадров здравоохранения,

- сферу     кадровой     политики     (планирование     потребности,   спроса, предложения, взаимоотношения медицинских и немедицинских трудовых ресурсов),

- слабые стороны системы управления трудовыми ресурсами и перспективы ее развития в РФ;

- цели, основные принципы и содержание этапов управления персоналом,

- механизмы,     методы     и     средства     управления    дисциплинарными отношениями в учреждении здравоохранения,

- комплексную систему мотивации,

- принципы и положения лицензирования, аккредитации и сертификации кадров.

В программе элективного курса представлены цели курса, основные термины и понятия, содержание программы представлено в виде 2-х   крупных модулей. Каждый модуль подразделяется на частные и/или на модульные единицы. При этом сам частный модуль или модульная единица включают цель изучения, основные термины и понятия, содержание обучения, основные и дополнительные источники информации, материально-техническое оснащение, виды учебной деятельности студентов, текущий контроль, примеры тестовых заданий исходного уровня или примеры ситуационной задачи.

Тематический план лекций и практических занятий представлен с объемом часов, отведенных автором на изучение модулей и модульных единиц: 6,5 академических часов на лекции, 5,5 академических часов -занятия. Общая продолжительность курса 12 часов, продолжительностью 6 дней по 2 академических часа.

Модульный характер курса позволяет с учетом потребности в той или иной теме (модульной единице) реорганизовать учебный процесс, предусмотреть необходимое количество часов, объем и глубину изучения материала.

 

Контрольно-измерительные материалы представлены в виде тестовых заданий исходного уровня, рубежного и заключительного уровня, а также ситуационных задач, индивидуальных заданий, контрольных вопросов и зданий, перечня тем рефератов, заданий для деловой игры, задание для семинара, комплексной итоговой ситуационной задачи.

Следует отметить, что вопросы кадрового менеджмента востребованы студентами, что показывали наши пилотные исследования: более 50% студентов, посещающих элективный курс «Современные проблемы управления здравоохранением. Инновационные процессы в медицине» на сафедре общественного здоровья и здравоохранения с курсом экономики, в замках которого проводится 2-х часовое занятие на тему «Кадровый менеджмент», указали, что им недостаточно для усвоения данной темы 2 1асов занятий. Более 80% опрошенных студентов отметили, что хотели бы «учить более подробно такие темы, как: подбор персонала, отбор 1ерсонала, его адаптацию, определение заработной платы и льгот, вопросы профессионального развития, карьеры медицинского работника, подготовки резерва руководящих кадров, социальной защиты медицинских работников и правовых аспектов их деятельности.

В связи с тем, что ряд указанных вопросов дается студентам на соответствующих дисциплинах «Медицинское право», «Экономика», в элективный курс по кадровому менеджменту были включены темы, соответствующие перечисленным аспектам работы с медицинскими кадрами, а также вопросы кадровой политики в системе здравоохранения в целом и медицинских учреждениях, в частности.

На наш взгляд, подобный элективный курс может быть востребован и на других факультетах - медико-профилактическом, стоматологическом, поскольку позволяет ориентировать студентов на определение проблем и поиск решения тех задач, которые будут стоять перед выпускником медицинского вуза при его трудоустройстве в медицинские учреждения, а также проблем, которые возникают в настоящий момент у работающих студентов.

 

«Программой формирования инновационного образовательного пространства ММА им. И.М. Сеченова в декабре 2007 года. (прилагается).

 

3. Проведено обучение студентов с использованием методических материалов, на элективе присутствовало 54 студента, в том числе 34

студента лечебного факультета (5 и 6 курсы), 11 студентов медико-профилактического факультета (5 и 6 курсы), а также студенты факультета ФПНПК (6 курс), стоматологического факультета и факультетов военного обучения и высшего сестринского образования.

Пакет материалов по данному курсу прилагается.

Ответственный за мероприятие,                

профессор, д.м.н.                                                       О.А. Манерова

 

 

16.06.2008