«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
Медицина в искусстве 02.02.2009

Медицина в искусстве

В Музее истории медицины ММА имени И.М.Сеченова состоялась презентация уникального иллюстрированного альбома «Медицина в искусстве».

Издание подготовлено Центром развития межсекторальных программ при участии медицинского факультета РУДН и ММА имени И.М. Сеченова. Альбом состоит из двух книг и представляет историю развития медицины через логически выстроенный ряд великолепно подобранных произведений декоративно — прикладного и изобразительного искусства. Книги впервые переведены на русский язык и опубликованы в России. Предисловие, сам перевод, научную редакцию и комментарии подготовила доктор медицинских наук, профессор Российского университета дружбы народов (РУДН), академик Международной академии наук высшей школы (МАН ВШ) Т.С. Сорокина. Детальные комментарии к оригинальному тексту придают этому изданию энциклопедический характер, они не только поясняют отдельные положения и художественные нюансы, но и обогащают восприятие материала сравнительными примерами из истории нашей отечественной медицины.

Операция (1929). Художник Кристиан Шад. Портрет доктора Фрица Перлса (основоположника гештальттерапии) (1966). Художник Отто Дикс Знахарка или Кровопускание (1660) Художник Квирин ван  Брекеленкам


Первое издание альбома вышло в свет в Лондоне на английском языке под эгидой «Королевского общества медицины» (The Royal Society of Medicine) и при поддержке «Королевского колледжа врачей» (The Royal College of Physicians). Высокий профессионализм издания обусловлен замечательным тандемом авторов: Алан Эмери и Марсия Эмери.

Мумия (ок. 1822-1841). Автор неизвестен

Профессор Алан Эмери - известный врач, специалист в области медицинской генетики и талантливый художник. Марсия Эмери — психолог и специалист в области библиотечного дела, имеет большой опыт работы в различных университетах и научных центрах Великобритании. В дилогию вошли памятники из различных музеев и галерей, частных собраний, государственных архивов, библиотек Соединенного Королевства, Франции, Америки, Италии, Испании, Швейцарии и других стран Европы. Собранная ими блистательная коллекция декоративно-прикладных и живописных работ раскрывает роль врача в обществе, его статус в различные исторические периоды, динамику развития взаимоотношений между врачом и пациентом, эволюцию методики обследования, диагностики и лечения больного, значение медицины в мирное время и в годы военных действий, практическую деятельность врачей различных специализаций (терапевтов, педиатров, хирургов, дантистов, аптекарей, сестер милосердия).

Создав две великолепные книги, Алан и Марсия Эмери представили читателям и искусствоведам иллюстрированную историю врачебного искусства. Как отметил в своем предисловии к британскому изданию сэр Джон Хэнсон, Президент Грин-колледжа, рыцарь ордена Святых Михаила и Георгия, кавалер ордена Британской империи, магистр гуманитарных наук: «Развернута панорама с захватывающим размахом — от эпохи фараонов в Древнем Египте и аюрведы в Древней Индии, через классические цивилизации Средиземноморья к современным европейским ценностям». Авторы не оставили без внимания ни один из историко-географических «пластов» медицины (от Древней Греции и Древнего Египта до наших дней), побывали на многих континентах земного шара, представили стилистику различных художественных школ и направлений: от античности до модернизма современности. Их глубокий профессионализм в области медицины великолепно сочетается с высоким художественным вкусом и обширными знаниями в области искусства. Медицина и искусство в течение тысячелетий идут рука об руку, ибо, как отметил в обращении «К читателю» ректор ММА имени И.М.Сеченова, академик РАН и РАМН М.А. Пальцев: «Еще в эпоху великого Гиппократа древнегреческие врачи были убеждены, что медицина поистине есть самое благородное из всех искусств». 

Портрет сэра Александра Морисона (1852). Художник Ричард Дэдд

 

Каждое произведение живописи, представленное в альбоме сопровождается увлекательным эссе, рассказывающим о судьбе и духовном мире художника, о персонажах его произведений, о содержании художественного полотна и смысловом значении отдельных деталей и сюжетных линий. Как отмечает профессор Т.С. Сорокина в своем «Предисловии»: «Это издание несомненно станет заметным событием в культурной жизни нашей страны и вместе с тем внесет ощутимый вклад в дело преподавания истории медицины в высших и средних медицинских и фармацевтических учебных заведениях России. Как отмечал Н.И. Пирогов, «отделить учебное от научного в университете нельзя; но научное и без учебного все-таки светит и греет; а учебное без научного, как бы ни была приманчива его внешность, - только блестит».

 

  Дилогия «Медицина в искусстве: выходит в свет при поддержке компании «Солвей Фарма» (Россия), которая подготовил; это издание в рамках собственной просветительской программы, направленной на создание уникального мультимедийного научно-образовательного пространства для врачей-специалистов, руководителей системы здравоохранения, студентов, ординаторов и аспирантов.


Исходная статья: Медицинская Академия №16(2371) 23 января 2009г.