«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
26.04.2008

Организация работы по системе «Виртуальная операционная» с трансляцией в фантомном классе

ОТЧЕТ О РЕАЛИЗАЦИИ

мероприятия программы формирования инновационного образовательного пространства   Московской   медицинской   академии имени И.М. Сеченова

11. Совершенствование деятельности фантомного класса для студентов стоматологического факультета

1. Актуальность проекта

Специфика стоматологического образования заключается в том, что помимо теоретических знаний у студентов необходимо формировать отличные мануальные навыки, так как выполнение манипуляций на ограниченном пространстве в полости рта требует практически ювелирного владения мелким инструментарием. Оттачивать мануальные навыки необходимо на специальных фантомах - симуляторах. Только полное освоение базового набора мануальных навыков в рамках предклинического курса дает возможность студенту уверенно чувствовать себя в клинике, осваивать новые технологии и материалы.

Современная стоматология представляет собой наиболее динамично развивающуюся отрасль медицины, успешная работа в которой требует как владения современными технологиями, знакомства с современными материалами и знаний последних достижений стоматологической науки, так и умение использовать достижения новых компьютерных технологий. Особенностью современной стоматологии является то, что наряду с необходимыми знаниями и умением использовать аппаратуру врач-стоматолог должен обладать отточенными мануальными навыками, так как на каждом этапе стоматологического лечения, будь то заболевания твердых тканей зубов или патология пародонта, необходимо точное и качественное выполнение манипуляций на ограниченном операционном поле. Широкое внедрение принципиально новых материалов и инструментов требует освоения качественно новых методик, методов и технологий, с одной стороны, с другой - происходит вытеснение рутинных методов лечения, много лет использовавшихся в практике отечественной стоматологии. Еще одной особенностью развития стоматологического образования в настоящее время является тенденции к созданию единого образовательного пространства Европейских государств в соответствии с требованиями документов Болонской Декларации. С одной стороны, этот процесс призван обеспечить возможность свободного перемещения специалистов в европейском регионе, в другой стороны - необходимы значительные усилия по гармонизации систем обучения, образовательных программ, документов, разрешающих и регламентирующих медицинскую деятельность специалистов - стоматологов.

Так как в национальном проекте «Здоровье» среди приоритетных направлений указано «... повышение квалификации и качество переподготовки кадров», следует четко представлять, что обеспечение качественной переподготовки возможно лишь при условии высококачественной подготовки медицинских кадров на додипломном уровне и создание системы преемственности всех уровней стоматологического образования. «... Парадигма медицинского образования XXI столетия - переход от принципа образования «на всю жизнь» к принципу «через всю жизнь» (Пальцев М.А., 2006).

В соответствии с современным уровнем развития стоматологической науки и практики необходимо внедрение новых материалов и технологий и полный отказ от многих методов лечения (в т.ч. - в связи в полным прекращением выпуска материалов и препаратов для их проведения). Например, необходимо введение в программу современных пломбировочных материалов и технологий, таких как полновращающиеся инструменты, термафилы, изготовление вениров. Характеризуя сложившийся рынок стоматологических материалов и технологий, необходимо подчеркнуть, что в настоящее время, благодаря динамичному и быстрому развитию российской стоматологии за последние 15 лет, объем и характер стоматологической помощи, материальное и аппаратное обеспечение в России и странах Европы практически идентичны.

Современному студенту-стоматологу необходимость использовать в практической деятельности достижения компьютерной техники - от ведения электронной истории болезни до умения анализировать и сопоставлять в динамике данные компьютерной томографии и денситометрии. Актуальным является решение вопроса о юридической стороне участия студентов в клинической деятельности.

Таким образом, перед вышей стоматологической школой России
встала задача обеспечения практического здравоохранения
специалистами,
          обладающими         глубокими         теоретическими общемедицинскими знаниями, владеющими современными материалами и технологиями, конкурентоспособными на современном рынке труда как в России, так и за рубежом.

2. Цель и задачи проекта

При организации профильных кафедр было учтено основное требование - обеспечение студентов рабочими местами для качественного освоения мануальных навыков. С учетом развития современной    стоматологической    науки    и    практики    разработаны нормативы мануальных навыков, которыми должен овладеть студент к моменту государственной аттестации.

Целью реализации проекта стало создание материальной и
методической базы для воспитания врача-выпускника, владеющего не
только
        основополагающими        мануальными    навыками,    но    и осведомленного о достижениях современной стоматологии, способного к их практическому использованию, к участию в научном поиске и изложению его результатов с применением компьютерных технологий. Необходимо было создание единой комплексной программы предклинической подготовки на фантомах-симуляторах, включающей отработку мануальных навыков по всем направлениям стоматологии (терапия, хирургия, ортопедия, детская стоматология), акцентирующей внимание на центральном вопросе предклинического курса - биомеханике жевательного аппарата и позволяющей студенту осознать концепцию функциональной целостности зубочелюстной системы.

Для достижения поставленной цели были намечены следующие задачи:


1. Создание единой комплексной программы предклинической подготовки на фантомах-симуляторах, включающей отработку навыков по всем направлениям стоматологии (терапия, хирургия, ортопедия, детская стоматология).

2. Исключение из программы устаревших и не обеспечивающих качественного лечения методов и материалов.

3. Введение в программу современных материалов и технологий.

4. Создание системы виртуальной операционной.

В качестве путей решения профессорско-преподавательский состав факультета определил интеграцию научных достижений в учебный процесс через подключение студентов к ознакомлению, освоению и использованию      в      повседневной      деятельности           достижений стоматологической науки (на кафедре есть эндодонтический микроскоп, установка для лазерного препарирования и лазерной хирургии и др.).


3.    Сотрудники академии, принимающие участие в реализации
проекта

В педагогическом процессе на профильных кафедрах стоматологического факультета работают 55 преподавателей, из них - 11 профессоров, 4 доктора медицинских наук, 16 доцентов и 40 кандидатов медицинских наук. Из числа совместителей - 5 профессоров, 1 доцент, 3 старших преподавателя, 6 ассистентов. Все они активно участвуют в реализации   результатов   работы   в   рамках   создания   инновационных образовательных программ. Связь педагогической науки и практики,
реализуемая в процессе работу на факультете, обеспечивается тем, то все
преподаватели
профильных кафедр являются высококвалифицированными врачами и делает возможным внедрение как теоретических, так и практических аспектов инноваций.

Создан иллюстративный материал для системы дистанционного образования по специальности 040400 - стоматология: CD-диск «Некариозные поражения зубов» и DVD - диск «Оперативные вмешательства при лечении патологии пародонта».

В учебный процесс внедрены инновационные технологии. Созданы методические рекомендации по использованию нативных свиных голов, запланировано внедрение в учебный процесс оптической техники.

На факультете создана медиатека по профильным дисциплинам, включающая циклы лекций на основании мультимедийных презентаций, видео- или фоторяды наиболее сложных пациентов, обратившихся в клиники академии, созданы кафедральные видеотеки учебных фильмов, посвященных новым технологиям и стоматологическим материалам, в том числе на английском языке.

Использование инновационных методов позволило качественно изменить содержание обучения: вызвать заинтересованность, стимулировать и активизировать познавательную активность студентов, развивать высокую степень самостоятельности в изучении и применении знаний. В тоже время, традиционные для стоматологического факультета методы, такие, как участие в консилиумах, участие в лечении больных, написание истории болезни, являются по-прежнему основными.

9. Информация по проекту была представлена:

1.    Работа виртуальной операционной была представлена на обходе
Ректора Академии, М.А. Пальцева, март 2008 г.

2.   На заседании Центрального методического совета ММА имени
И.М.Сеченова, апрель 2008 г.

28 апреля 2008

Руководитель проекта,
декан стоматологического факультета,
профессор                                                И.М. Макеева