«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
26.05.2008

Отчет о деятельности учебного центра по совершенствованию практических навыков студентов в 2007-2008 уч.году

Отчет
о деятельности учебного центра по совершенствованию практических навыков студентов
в 2007-2008 уч.году

Высокотехнологичные учебные пособия все шире внедряются в педагогическую практику медицинских учреждений различных ступеней и позволяют максимально эффективно готовить высококвалифицированных специалистов в различных областях медицины. Правила биоэтики и принципы деонтологии ограничивают взаимодействия студентов с пациентами в учебном процессе. Решение этой проблемы стало возможным с развитием техники – некоторые профессиональные умения врача могут отрабатываться и на тренажерах.

С целью повышения качества обучения в Московской медицинской академии им.И.М. Сеченова часть средств Национального проекта «Образование» была направлена на приобретение тренажеров для созданного в структуре академии Учебного центра по совершенствованию практических навыков студентов.

Восемь учебных комнат оборудованы для обучения студентов диагностическим и лечебным манипуляциям.

3 комнаты (№ 1, 2, 4) предназначены для проведения отдельных занятий по дисциплине «Общий уход за больными»

1 комната (№ 3) для занятий по дисциплине «Анестезиология и реаниматология», а также для отработки основных навыков первой помощи

1 комната (№ 8), где хранится оборудование для дисциплины «Пропедевтика внутренних болезней»

1 комната (№ 7) для проведения отдельных занятий по дисциплинам: «Общая хирургия» и «Хирургические болезни»

1 комната (№ 5) для раздела Акушерство дисциплины «Акушерство и гинекология»

1 комната (№ 6) для раздела Гинекология дисциплины «Акушерство и гинекология»

При желании тренажеры могут быть перемещены для проведения междисциплинарных занятий. Есть тренажеры для выполнения манипуляций по программам отдельных специальных клинических дисциплин, а также элективных и факультативных курсов.

Мощность учебного центра позволяет в среднем принимать около 200-240 обучающихся в день (одновременно 7 групп по 10 студентов по три захода за рабочий день: 900-1130; 1200-1430; 1500-1730), если считать, что в учебном году 180-200 дней, то за год пропускная способность около - 35 000 – 45 000 посещений

В прошедшем учебном году в учебном центре обучались студенты следующих факультетов и курсов:

Лечебный

2, 3, 4, 5, 6 курса

Военного обучения

Иностранных учащихся

Медико-профилактический

2, 3, 4, 5 курса

Подготовки научно-педагогических кадров

6 курса

Свои занятия в прошедшем учебном году на базе учебного центра провели преподаватели следующих кафедр по следующим дисциплинам:

(Таблица

Кафедра Дисциплина
1 Клинической фармакологии и пропедевтики с курсом внутренних болезней

Общий уход за пациентом (в терапии) 2 курс

Пропедевтика внутренних болезней 3 курс

2 Пропедевтики внутренних болезней

Общий уход за пациентом (в терапии) 2 курс

Пропедевтика внутренних болезней 3 курс

3 Терапии и профзаболеваний

Общий уход за пациентом (в терапии) 2 курс

Пропедевтика внутренних болезней 3 курс

4 Общей хирургии

Общий уход за пациентом (в хирургии) 2 курс

Общая хирургия 3 курс

5 Хирургии

Общий уход за пациентом (в хирургии) 2 курс

Общая хирургия 3 курс

6 Факультетской хирургии № 2 Хирургические болезни 4 курс
7 Факультетской терапии № 2 Внутренние болезни 4 курс
8 Акушерства и гинекологии № 1

Акушерство и гинекология 4 курс

Акушерство и гинекология 5 курс

Акушерство и гинекология 6 курс

9 Акушерства и гинекологии № 2

Акушерство и гинекология 4 курс

Акушерство и гинекология 5 курс

10 Акушерства и гинекологии МПФ

 

Акушерство и гинекология 4 курс

Акушерство и гинекология 5 курс

Акушерство и гинекология 6 курс

11 Анестезиологии и реаниматологии Анестезиология и реаниматология 6 курс


На будущий учебный год к обучению студентов будет дополнительно привлечена кафедра Факультетской хирургии № 1, а кафедра Факультетской терапии № 2 не будет участвовать в реализации обязательной программы обучения студентов на базе Учебного центра.

По итогам 2007/08 учебного года:

  • были кафедры, которые пробовали повторно проводить занятия со студентами по одной дисциплине

    • Клинической фармакологии и пропедевтики с курсом внутренних болезней

    • Акушерства и гинекологии № 2

    • Акушерства и гинекологии МПФ

  • были кафедры, которые не успели переорганизовать обучение студентов на кафедре и не смогли вывести всех запланированных студентов на занятия в Учебный центр

    • Пропедевтики внутренних болезней

    • Общей хирургии

    • Акушерства и гинекологии № 1

    • Анестезиологии и реаниматологии

 

За период учебного года было проведено следующее количество занятий по следующим дисциплинам:

Таблица

Кафедра

Дисциплины

Факультет

Количество групп

по плану

по факту

1

Клинической фармакологии и пропедевтики с курсом внутренних болезней

-     Общий уход за пациентом (в терапии) 2 курс

Лечебный

30

30

-     Пропедевтика внутренних болезней 3 курс

Лечебный

30

30

2

Пропедевтики внутренних болезней

-     Общий уход за пациентом (в терапии) 2 курс

Лечебный

32

9

Военного обучения

16

8

Иностранного обучения

12

12

-     Пропедевтика внутренних болезней 3 курс

Лечебный

32

30

Военного обучения

16

13

Иностранного обучения

10

10

3

Терапии и профзаболеваний

-     Общий уход за пациентом (в терапии) 2 курс

Медико-профилактический

16

16

Иностранного обучения

10

10

-     Пропедевтика внутренних болезней 3 курс

Медико-профилактический

16

16

Иностранного обучения

8

8

4

Общей хирургии

-     Общий уход за пациентом (в хирургии) 2 курс

Лечебный

62

0

Военного обучения

16

4

Иностранного обучения

22

0

-     Общая хирургия 3 курс

Лечебный

62

52

Военного обучения

16

10

Иностранного обучения

18

14

5

Хирургии МПФ

-     Общий уход за пациентом (в хирургии) 2 курс

Медико-профилактический

16

16

-     Общая хирургия 3 курс

Медико-профилактический

16

16

6

Факультетской хирургии № 2

-     Хирургические болезни 4 курс

Лечебный

8

8

Военного обучения

6

6

Иностранного обучения

3

3

7

Факультетской терапии № 2

-     Внутренние болезни 4 курс

Лечебный

30

28

Военного обучения

8

6

Иностранного обучения

7

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

Акушерства и гинекологии № 1

-     Акушерство и гинекология 4 курс

Лечебный

32

20

Военного обучения

16

14

Иностранного обучения

3

3

-     Акушерство и гинекология 5 курс

Лечебный

32

25

Военного обучения

16

5

Иностранного обучения

3

2

-     Акушерство и гинекология 6 курс

Лечебный

11

11

Военного обучения

1

1

Иностранного обучения

1

1

9

Акушерства и гинекологии № 2

-     Акушерство и гинекология 4 курс

Лечебный

30

27

Иностранного обучения

6

6

-     Акушерство и гинекология 5 курс

Лечебный

30

27

Иностранного обучения

6

3

10

Акушерства и гинекологии МПФ

-     Акушерство и гинекология 4 курс

Медико-профилактический

16

16

Иностранного обучения

3

2

-     Акушерство и гинекология 5 курс

Медико-профилактический

16

16

Иностранного обучения

3

3

-     Акушерство и гинекология 6 курс

Иностранного обучения

3

3

Подготовки научно-педагогических кадров

4

4

11

Анестезиологии и реаниматологии

-     Анестезиология и реаниматология 6 курс

Лечебный

62

9

Военного обучения

16

0

Иностранного обучения

12

7

Таким образом, реализация запланированного расписания каждой кафедрой представлена на диаграмме (Рисунок 1)

Рис. 1

обязательными занятиями для студентов в рамках существующего расписания академии. Оставшиеся мощности предлагается использовать за счет реализации дополнительных образовательных услуг.

Рис. 2. Соотношение максимальных и используемых мощностей Учебного центра по совершенствованию практических навыков студентов в настоящее время

Рис.2

Создание и функционирование Учебного центра по совершенствованию практических навыков студентов позволяет реализовывать требования Международного стандарта медицинского образования ВФМО, направленных на улучшение качества в медицинском образовании, а для последующего развития центра предлагается:

  • Реализовать сквозную программу оказания экстренной медицинской помощи (разработанную кафедрой травматологии и ортопедии).
  • Предложить на рассмотрение факультету ВСО и кафедре акушерства и гинекологии МПФ проводить на базе учебного центра занятия по акушерству.
  • Предложить на рассмотрение факультету военного обучения проводить на базе учебного центра занятия по оказанию первой помощи.
  • Создавать и реализовывать программы дополнительных образовательных услуг для студентов академии и других организаций (медицинских образовательных, лечебных учреждений, общеобразовательных школ и пр.) на платной основе.
  • Разработать программы обучения послевузовского этапа (интернов, ординаторов, стажеров и циклов повышения квалификации)
  • Приобрести симуляторы с обратной связью типа «Simmen», а также для проведения эндоскопических и интервенционных манипуляций для приближения к европейскому уровню обучения врачей на послевузовском этапе и повышения квалификации врачей, реализующих высокие технологии медицинской помощи населению Российской Федерации.

                                                                                                                        26.05.08

 

 

 

 

 

 

 

ИНФОРМАЦИЯ

к совещанию заведующих кафедрами 15 мая 2008 г.

 

Основной задачей прошедшего учебного года для Ученого центра явилась апробация включения его в учебный процесс выработки практических профессиональных умений.

Учебный центр по совершенствованию практических навыков студентов начал работать в сентябре 2007 г. в тесном сотрудничестве с кафедрами, формирующими практические умения согласно программам дисциплин. Результаты этой совместной работы можно в целом признать хорошими.

На совещание с заведующими кафедрами и завучами 5 сентября 2007 были обсуждены организационные вопросы проведения занятий в учебном центре, роздан проект расписания занятий для согласования. Предложения по расписанию поступили от кафедр клинической фармакологии и пропедевтики внутренних болезней и факультетской хирургии № 2. Их пожелания были внесены в расписание.

Во втором семестре занятия были организованы аналогично.

В Учебном центре был организован учет прохождения группами занятий согласно расписанию. Подводя итоги работы Учебного центра в 2007/2008 уч.году, необходимо отметить, что не всем кафедрам удалось адаптировать учебный процесс к новым условиям, поэтому полностью расписание не было реализовано. Наиболее четко работали преподаватели медико-профилактического факультета (кафедры хирургии, терапии и профболезней, акушерства и гинекологии). Однако со стороны всей кафедр учет работы групп и преподавателей в Учебном центре не проводился.

Анализ работы Учебного центра выявляет следующие главные проблемы, без решения которых Учебный центр не сможет реализовывать свои функции («совершенствования практических навыков).

Специфика обучения работы на тренажерах делает необходимым специальную подготовку преподавателей.

Без сертификата преподавателей не допускать к работе на тренажерах.

Кафедры должны выделить преподавателя, ответственного за фантомный курс, который будет контролировать выполнение программы, работу и обучение преподавателей. Обучение преподавателей должно быть проведено в форме краткосрочного курса повышения квалификации с выдачей сертификата.

Для обучения навыкам дисциплины «общий уход за больными» целесообразно использование в качестве преподавателей медицинских сестер с высшим образованием. Нужно передать преподавательские ставки на кафедру управления сестринским делом и внести эту дисциплину в положение об этой кафедре.

2. Программно-методическое оснащение занятий в Учебном центре требует доработки. На основании программно-методических материалов кафедр и с использованием опыта других аналогичных центров необходимо уточнить список умений, обязательных для отработки на фантомах (с учетом технических возможностей центра). Разработать методику проведения занятий (ответственными от кафедр за фантомный курс), унифицировать методику занятий по одной теме.

Целесообразно также разработать перечень умений для элективных курсов и методику проведения занятий. Также предложить студентам освоение умений сверх обязательных и элективных курсов - дополнительная образовательная услуга с оплатой.

3. Недостаточно четко проводится учет посещений студентами занятий и совсем не проводится контроль освоения каждого профессионального умения.

Учебный центр может быть использован как для обязательных занятий по совершенствованию умений, так и для контроля их выработки. Если кафедра считает, что она может обеспечить обучение на фантомах кафедры, то можно в Учебном центре проводить контроль.

Каждому студенту необходимо выдать перечень умений для освоения на фантомах и преподаватель должен отмечать освоение каждого своей подписью. Учебный центр имеет возможность вести базу данных по обучению каждого студента в течение всего срока обучения.

Необходимо решить вопрос об отметке в зачетке прохождения фантомного курса для допуска к практике.

4. В Учебном центре находится оборудование, не используемое в настоящий момент в учебном процессе. Это тренажеры для интубации трахеи, эпидуральной анестезии, катетеризации центральных вен, наложения швов на кожу, накладки-имитаторы ран и др. 

Можно их использовать для обучения ординаторов и интернов (послевузовский этап обучения врачей), либо для элективных занятий. Методику их проведения также нужно разработать.

Это основные проблемы, которые определила администрация Учебного центра.

Возможно, кафедры видят и другие проблемы.

Нам хотелось бы обсудить их и определить рациональные мероприятия для их решения.