«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
06.06.2008

«Выступление декана фармацевтического факультета И.И.Краснюка на круглом столе «Стратегия развития фармацевтической отрасли до 2020 года как отработка модели перехода Российской экономики на инновационный сценарий развития»

Информация о проекте

Название проекта

Разработка новых и совершенствование существующих образовательных программ на уровне высшего профессионального образования

Руководитель проекта

Литвицкий П.Ф., проректор по учебной работе

Ответственный по мероприятию

Сорокина А.А., председатель УМС по специальности «Фармация»

 

 

ОТЧЕТ О ВЫПОЛНЕНИИ МЕРОПРИЯТИЯ

«Выступление декана фармацевтического факультета И.И.Краснюка

на круглом столе «Стратегия развития фармацевтической отрасли до 2020 года как отработка модели перехода Российской экономики на инновационный сценарий развития»

Москва, 06 июня 2008г.

Срок выполнения – 06 июня 2008г.

 

Организаторы – Федеральное агентство по науке и инновациям, Центр Высоких Технологий ХИМРАР и ООО «Парк-Медиа»

Участники – Участники круглого стола «Стратегия развития фармацевтической отрасли до 2020 года как отработка модели перехода Российской экономики на инновационный сценарий развития», всего 93 человека.

Цели и задачи – Довести до сведения научной и фармацевтической общественности России сведения о результатах внедрения в учебный процесс инновационных образовательных программ ММА.

Краткое содержание мероприятия – В рамках экспертного обсуждения, посвященного вопросам развития фармацевтической и6ндустрии в России при обсуждении третьего вопроса повестки дня круглого стола «Новые кадры как ключевой эксперимент инновационного развития» в своем выступлении декан фармацевтического факультета И.И.Краснюк ознакомил присутствующих об основных направлениях кадровой политики в фармации, путях развития фармацевтического образования, организации научных исследований, целях инновационных образовательных программ ММА и некоторых итогах этой работы.

 

Выводы и рекомендации – Одобрить работу, проводимую на фармацевтическом факультете ММА по усилению практической подготовки студентов.

Приложение – Программа и список участников круглого стола «Стратегия развития фармацевтической отрасли до 2020 года как отработка модели перехода Российской экономики на инновационный сценарий развития», копия предложений в проект «Структура концепции развития здравоохранения до 2020 года»

 

Ответственный по мероприятию

председатель УМС по специальности «Фармация»,

профессор кафедры фармакогнозии

фармацевтического факультета ММА                                                   А.А.Сорокина

 

 

«СОГЛАСОВАНО»

 

Проректор по учебной работе

член-корр РАМН, профессор                                                                  П.Ф.Литвицкий

 

 

 

 

 

 

Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Московская медицинская академия имени И.М.Сеченова

 

 

Предложения в проект «Структура концепции развития здравоохранения до 2020 года».

 

 

 

- кадровая политика в здравоохранении (фармации).

 

 Вопросы кадровой политики должны решаться с учетом изменений, происходящих во всех сферах здравоохранения и фармации. Необходимо совершенствовать систему планиро­вания, прогнозирования и мониторинга подготовки специ­алистов фармацевтического профиля и учитывать многочисленные факторы (демографи­ческие, политические, социологические, экономиче­ские, технологические и т.д.), определяющие состояние фармацевтической помощи в стране и проявляющиеся, в первую очередь, в обеспечении системы здравоохране­ния лекарственными средствами. Последние годы в нашей стране характеризуются интенсивными изменениями в фармацевтической отрасли. К основным из них следует отнести фактическую ликвидацию централизованной системы обеспечения лекарственными средствами (аптечной службы), возникновения «свободного» рынка лекарств, изменение статуса химико-фармацевтической промышленности и центров исследований по разработке новых лекарственных средств. У нас в стране наблюдаются явные тенденции к смещению акцента в профессиональной деятельности с исследований и разработки лекарственного средства на пациента. В международных отношениях в сфере подготовки фармацевтических кадров следует восстановить профессиональные   связи с государствами — участниками СНГ; развивать работу по заключению международных согла­шений Российской Федерации о взаимопризнании дипломов и других документов о профессиональной подготовке, а также стажировке специалистов, подготовке специалистов - фармацевтов в ближнем и дальнем зарубежье по принципу об­мена. Анализ показывает, что обучение по времени и содержанию (в рамках учебного плана по специальности «Фармация») практически не отличается от подготовки специалистов-фармацевтов в ведущих высших учебных заведениях Европы и СНГ.            

Каково соотношение существующей в стране системы базового высшего фармацевтического образования со странами Европейского экономического сообщества?

Базовое высшее профессиональное фармацевтическое образование в Европейских странах включает пятилетний срок обучения, изучение не менее четырех лет теоретических дисциплин и не менее шести месяцев производственную практику.

Большинство из этих стран по срокам обучения студентов следуют рекомендациям европейской ассоциации фармацевтических факультетов (EAFP), принятым Директивой ЕС 85/432, предусматривающей не менее чем пятилетнюю программу университетского обучения и практическую подготовку в течение шести месяцев в аптечном учреждении, промышленности или больнице (Бельгия, Дания, Испания, Италия, Германия – пять лет; Франция, Нидерланды – шесть лет; Великобритания четыре или пять лет). Пятый курс, как правило, посвящается проведению практики и выполнению дипломной работы.    

 

Сравнение университетских курсов ведущих фармацевтических факультетов стран ЕЭС и России

 

 

Страна

Country

Срок обучения

 

Производственная практика

Post theoretical practice

Пост-дипломное образование

Post-diploma education

Аптека

Pharmay

Промышл.

Manufacture

Больниа

Hospital

Обучене

Education

Лицензирование

Licensing

Бельгия (Belgium)

5

+

+

+

+

+

Дания (Denmark)

5

+

+

+

+

+

Испания (Spain)

5

+

-

+

+

+

Франция (France)

6

+

+

+

+

+

Италия (Italy)

5

+

+

+

-

+

Нидерланды

(The Netherlands)

6

+

+

+

+

+

Великобритания

(United Kingdom)

4 или(or) 5

+

+

+

+

-

Германия

(Germany)

5

+

+

+

-

+

Россия (Russia)

5

+

+

+

+

+

 

 

 

Сравнительный анализ университетских курсов ведущих фармацевтических факультетов стран Европейского экономического сообщества и Российской Федерации свидетельствует об отсутствии значительных разницы   в обучении студентов, хотя имеются и отдельные национальные и региональные   различия и особенности. 

 

 Проект Государственного образовательного стандарта и учебного плана по специальности «Фармация», подготовленные в ММА им. И.М. Сеченова 2007г., в рамках реализации национального проекта «Образование»  в основном, учитывает изменения на мировом и региональном уровнях в области фармации.

 

Подлежит реорганизации система не только планирования, но и распре­деления кадрового потенциала выпускников. В настоящий момент система трудоустройства выпускников на фармацевтическом факультете несовершенна и требует радикального изменения. Требуется разработка новой модели взаимоотношений, регламентирующих рациональное использование специалистов отрасли, подготовленных как за счет средств федерального и регионального бюджета, так и на контрактной основе.

 Решение кадровой политики в фармации тесно связано с совершенствованием системы оплаты труда работников, осуществляющих подготовку специалистов фармацевтов. В последние годы наметилась опасная тенденция оттока молодых преподавателей в более оплачиваемые организации, чаще всего в комерческие.

 

 

 - Фармацевтическое образование.

       Главной целью педагогического коллектива факультета является подготовка специалистов, отвечающих современным международным требованиям в области высшего фармацевтического образования. Таких специалистов, которые бы имели высокий уровень компетентности в области разработки, производства, маркетинговых исследований и фармацевтического анализа лекарственных средств и препаратов; специалистов, способных решать вопросы экономики, организации и управления фармацевтической деятельностью, независимо от формы подготовки (очной, вечерней или заочной).

         Следует шире распространять практику формирования органа­ми управления здравоохранением целевых заказов на подго­товку специалистов - фармацевтов с заключением ими соответствующих договоров с учебными заведениями и абитуриентами. В плане подготовки фармацевтических кадров очень большое значение необходимо предавать довузовской подготовке и профориентации абитуриентов (что и делается в ММА).

          В рамках додипломного образования в фармацевтических вузах наряду с совершенствованием очной подготовки необходимо совершенствовать и расширять очно-заочную (вечернее) и заочную подготовку. Заочная форма обучения очень востребована при подготовке специалистов в последние годы (о чем свидетельствует конкурс при поступлении в ММА).

Необходимо введение в учебные планы ряда дисциплин: патобиохимии, фармацевтической информации, иммунологии и курса заболевания. Это позволит в перспективе вести на фармацевтических факультетах подготовку таких специалистов как клинический фармацевт и фармацевтический информатор. В пользу усиления роли фармацевтической информатики свиде­тельствует постоянно возрастающее количество лекарственных средств, регистрируемых в стране (оригинальных и воспроизве­денных). Фармацевтические и медицинские работники часто не могут разобраться в более чем 15 тыс. наимено­ваний лекарственных препаратов, особенно при наличии 100 препаратов, содер­жащих ацетилсалициловую кислоту или диклофенак натрия.

       В настоящее время для подготовки высококвалифицированных специалистов необходимо использование модульной и бально - рейтинговой системы.

     Необходимо совершенствовать систему итоговой государ­ственной аттестации выпускников фарма­цевтических образовательных учреждений. Особое внимание при подготовке специалиста следует обращать на практическую составляющую. Совершенствовать систему отработки практических навыков и умений у выпускников с использованием учебно – производственной аптеки и баз практики (аптеки, фармацевтические предприятия, контрольно-аналитические лаборатории).

    Шире практиковать для хорошо и отлично успевающих выпускников в качестве третьего этапа ИГА –защиту дипломной работы как стимул для участия их в научных разработках ( сейчас до 30% выпускников в качестве третьего этапа ИГА выбирают защиту дипломной работы).

     Послевузовское образование включающее в себя обучение на сертификационных циклах, интернатуру, аспирантуру, докторантуру и соискательство требует также дальнейшего совершенствования.

        Выпускник фармацевтического вуза (факультета) владеет лишь начальным опытом применения знаний и умений в практической фармации, поэтому после окончания вуза должен пройти одногодичную интер­натуру, чтобы быть допущенным к самостоятельной работе.

Интернатура по фармации введена в вузах по следующим специальностям:

— "управление и экономика фармации" ;

— "фармацевтическая химия и фармакогнозия";

— "фармацевтическая технология".

Однако в настоящее время часто на работу в аптечные учреждения принимаются выпускники с дипломом, не имеющие сертификата, что является грубейшим нарушением законов. Кстати сертификация предусмотрена практически во всех странах Европы. Очевидно, над этим вопросом в дальнейшем также предстоит поработать.

          Необходимо чтобы все выпускники фармацевтических вузов в обязательном порядке проходили обучение в интернатуре с последующей сертификацией. (В настоящее время из 300 выпускников фармацевтического факультета ММА в годичной интернатуре проходят обучение только 20 - 30 выпускников).

Докторантура, аспирантура и соискательство ученой степени доктора и кандидата фармацевтических наук кроме того являются основными формами подготовки и повышения квалификации научно-педагогических и научных кадров. Необходимо в дальнейшем делать упор на подготовку этих кадров в основном на комерческой основе. Лишь для особо одаренных студентов оставить бюджетную форму подготовки, с условием, что они останутся работать в вузе, где проходили послевузовскую подготовку.

 

- Организация научных исследований и разработок.

 

         Одной из основных задач фармацевтической науки является создание, введение в медицинскую и фармацевтическую практику и анализ высокоэффективных и малотоксичных лекарственных препаратов. В первую очередь должны стимулироваться и финансироваться научные разработки, связанные с применением методов генной инженерии, биотехнологии и использованием нанотехнологий. В современных условиях не обойтись без разработки и внедрения в фармацевтическую практику   высокоэффективных инструментальных методов анализа, а именно: масс – спектроскопии, ядерно-магнитного резонанса, высокоэффективной жидкостной хроматографии, газожидкостной хроматографии, рентгено-структурного анализа и др. (В ММА имени И.М. Сеченова в рамках реализации национального проекта «Образование» создана и функционирует контрольно-аналитическая лаборатория на базе которой проходит обучение студентов и проводят научные изыскания дипломники аспиранты, соискатели и докторанты. Лаборатория как раз и оснащена практически всем перечисленным оборудованием).

Большое значение в современных условиях имеет разработка и внедрение высокочувствительных экспресс – методов количественного и качественного анализа лекарственных препаратов. Эти работы должны идти под контролем Фармакопейного комитета, работу которого необходимо возобновить.    По всей видимости эти направления создания и анализа лекарственных препаратов должны в первую очередь финансироваться из федерального бюджета либо за счет заинтересованных организаций и промышленных предприятий.   

         Для вузовской фармации можно выделить следующие направления, связанные с наукой и образованием.

Научно-производственные:

·        Создание учебно-производственной аптеки, как основной базы практики студентов.

·        Создание и развитие комплекса «производственные базы - вуз».

·        Создание специализированных учебных лабораторий, например, по изготовлению гомеопатических препаратов, по изготовлению лечебно-косметических препаратов, по изготовлению ветеринарных лекарственных форм, по диагностике и контролю качества лекарственного растительного сырья, токсикологическая лаборатория, контрольно-аналитическая лаборатория и др.

·        Внедрение в производство научных разработок преподавателей факультетов (вузов), в том числе выполненных при участии студентов.

Научно-исследовательские:

·        Организация учебного процесса на базе лабораторий НИИФармации и других профильных НИИ.

·        Расширение количества дипломных работ как формы Итоговой Государственной Аттестации.

·        Привлечение студентов к научной работе (через систему СНО).

·        Организация учебно-исследовательской работы в учебном процессе. Включение этого вида работы в бально- рейтинговую систему факультетов.

 

- Механизмы инновационного развития отрасли

 

              Подготовку высококвалифицированных специалистов в области фармации для Российской Федерации и конкурентоспособных на международном уровне, способных к деятельности в условиях системы непрерывного послевузовского образования невозможно осуществить без применения новых информационных образовательных технологий, которые бы обеспечивали создание и развитие условий дистанционного обучения и контроля и создания компьютерных классов, подключенных к системе «Internet». 

Главной составляющей на пути внедрения новых образовательных программ является выпуск медиатек, электронных учебников, пособий, справочно-информационных материалов, учебно-методических материалов, соответствующих современному мировому уровню, создание электронных библиотек, своего рода энциклопедии, по специальности «Фармация».

Материал, представленный на CD и DVD – дисках должен быть максимально структурирован, логичен, удобен в использовании, содержать большой объем информации, включать большие блоки обучающих и контролирующих заданий в тестовой форме и ситуационных задач, использовать оригинальные формы подачи информации.  Такая медиатека создана на фармацевтическом факультете ГОУ ВПО ММА имени И.М. Сеченова в рамках реализации национального проекта «Образование».

Обучающая программа включает подготовку электронных версий лекций в виде презентаций (программа POWER POINT), использование мультимедийной техники в лекционном процессе и на семинарах, что повышает познавательный интерес студентов, позволяет в ограниченное число часов лекций и занятий представить максимально обобщенный материал в интересной наглядной форме изложения. Эта форма обучения также может быть представлена в «Internet».

Важной составляющей работы по подготовке специалиста является совершенствование содержания и системы организации элективных курсов для студентов, которые вызывают повышенный интерес у студентов. При организации этой работы особое значение приобретает дистанционный характер обучения, общение через «Internet». Дальнейшее развитие системы новейших информационных технологий и программ позволит существенно повысить эффективность учебного процесса и подготовку специалиста. Система дистанционного общения имеет большое значение и для решения организационных вопросов деканата.

При подготовке специалиста необходимо использовать активные методы обучения такие как деловые игры. В рамках реализации национального проекта «Образование» создана учебно-производственная аптека, на базе которой оттачиваются практические умения студентов с использованием деловых игр. Работа в этом направлении способствует улучшению и активизации самостоятельной работы студентов.

         Интеграция образования, науки и инновационной деятельности предусматривает приглашение крупных ученых, работающих в области фармации и смежных наук для проведения элективных курсов, чтения лекций. Факультет работает в комплексе НИИ – вуз, так как в состав Академии входит НИИ «Фармации». Кафедры тесно сотрудничают с ВИЛАРом, институтом антибиотиков, Научно-исследовательским институтом фармации и др. НИИ.

 

 

Подготовка кадров для промышленности.

 

Выпускники фармацевтического факультета успешно работают не только у нас в стране, но и за рубежом (Германия, Норвегия, Дания, Швеция, Финляндия, Италия, Израиль, США, Канада). Нареканий на качество подготовки специалистов со стороны как государственных так и коммерческих организаций и предприятий в ММА не поступало. Наши выпускники работают и на фармацевтических предприятиях. В проекте федерального Государственного образовательного стандарта (фГОСа) заложены все необходимые компоненты для подготовки специалиста высокого класса для фармацевтической промышленности.

Фармацевтическая технология и биотехнология согласно проекта фГОСа нового поколения изучаются в течение пяти семестров и завершается практикой в том числе и на промышленных предприятиях. В часах это выглядит следующим образом.

Фармацевтическая технология  (Аптечное, малосерийное и промышленное производство) ---------------- 907 часов.

Биотехнология ----------------------------- 162 часа.

 

Практика:

Промышленное и малосерийное производство------------ 432 часа

Ознакомительная практика ------------------------------------ 108 часов.

 

 БАЗЫ ПРАКТИК студентов фарм. факультета ММА им. И.М. Сеченова.

 

 

ООО «Компания «Фармпрепараты»

ЗАО «Верофарм»,

ОАО Московская фармацевтическая фабрика, ЗАО «Минмедпром», ПО «Биотехнология», ГУ ВИЛАР.

Аптеки 36,6 «Ригла», «Доктор Столетов».

Более 170 аптек Москвы и Московской области различных форм собственности и подчинения, в том числе в аптеках лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ).   

Ботанический сад ММА им. И.М. Сеченова.

 

Больше часов чем на фармацевтическую технологию не отводится не на один предмет.

В 2009 году сдается в эксплуатацию новый корпус фармацевтического факультета в Тропарево. Корпус будет оснащен всем необходимым оборудованием по самым современным требованиям. Совместно со строящимся рядом корпусом НИИ молекулярной медицины будет налажено опытно - промышленной производство и контроль лекарственных препаратов с использованием современного оборудования.   

          Большое внимание в подготовке специалиста уделяется контролю качества лекарственных препаратов аптечного и промышленного изготовления. Так на изучение предмета фармацевтическая химия где изучаются все существующие методы анализа лекарственных препаратов отводится 750 часов ( четыре семестра). Количество часов отводимых на практику составляет 324.

         На базе фармацевтического факультета ГОУ ВПО ММА имени И.М. Сеченова может осуществляется и подготовка менеджеров фармацевтического производства. Такой специалист готовится на кафедре Организации и экономики фармации. Для изучения выделяется 479 часов и количество часов выделяемых на практику достигает 324. 

        

 

 

Количество специалистов выпускаемых на фармацевтическом факультете ММА имени И.М. Сеченова за год.

 

Дневное отделение   около 250 человек

Вечернее отделение -- 50 человек

Заочное отделение --- 50 человек.

В ММА могут готовится специалисты и за рубеж, т.к. у нас обучается на каждом курсе порядка 50 студентов иностранцев (обучение ведется на русском и французском языках). 

 

 

 

 

 

 

 

Декан фармацевтического факультета,

 профессор                                                                                 И.И. Краснюк