«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов

Актуальные проблемы фармацевтического образования. Взгляд ректора ММА имени И.М. Сеченова

Пальцев Михаил Александрович - Академик РАН и РАМН, ректор Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова. Автор более 400 научных работ, в том числе 59 монографий и учебников, 19 изобретений.

Лауреат Государственной премии СССР (1991), лауреат премии Правительства Российской Федерации (2000) за учебник "Общая патология человека", премии Президента РФ (2002) в области образования за труд по истории высшего медицинского образования. Также М.А. Пальцев награжден орденами: "За заслуги перед Отечеством" IV степени, "Знак Почета", "Дружбы народов"; орденами Русской православной церкви.

В последние годы в России происходят изменения в фармацевтической отрасли. Они связаны с возникновением в стране в начале 2000-х годов "свободного" рынка лекарств, что, в свою очередь, привело к созданию центров по исследованию и разработке новых лекарственных средств с привлечением смежных отраслей: биотехнологической, химико-фармацевтической и микробиологической. Для поступательного развития фармацевтической отрасли наряду с техническим оснащением остро стоит вопрос подготовки квалифицированных кадров.

- Насколько, на Ваш взгляд, эффективна современная система подготовки кадров для фармацевтической промышленности в нашей стране? Соответствует ли она европейскому уровню?

- В настоящее время в стране имеется сложившаяся в начале 2000-х годов (период утверждения предыдущих государственных      образовательных стандартов) система подготовки и переподготовки специалистов различного профиля и уровня для фармацевтической   промышленности.   Государственные и негосударственные образовательные учреждения системы высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования ведут подготовку и переподготовку кадров в рамках одно- и двухуровневой образовательных систем по различным специальностям. Но доминирующей по количеству выпускаемых специалистов, безусловно, является "Фармация" (квалификация "Провизор"). Такой специалист компетентен в профессиональной деятельности в сфере обращения лекарственных средств, включая исследования, разработку, производство, упаковку, хранение, перевозку, государственную регистрацию, сертификацию, стандартизацию и контроль качества, продажу, рекламу, применение и уничтожение пришедших в негодность лекарственных средств.

Анализ структуры и содержания учебных планов показывает, что обучение студентов по специальности "Фармация" в России практически не отличается от подготовки фармацевтов в ведущих высших учебных заведениях Европы. Базовое высшее профессиональное фармацевтическое образование в европейских странах включает 5-летний срок обучения, в том числе изучение не менее четырех лет теоретических дисциплин и не менее 6 месяцев производственной практики.

Большинство стран Европы по срокам обучения студентов следуют рекомендациям Европейской ассоциации фармацевтических факультетов (EAFP), предусматривающей не менее чем 5-летнюю программу университетского обучения и практическую подготовку в течение 6 месяцев в аптечном учреждении, промышленности или больнице. Так, например, в Бельгии, Дании, Испании, Италии, Германии - 5 лет; Франции, Нидерландах - 6 лет; Великобритании - 4 или 5 лет. Пятый курс, как правило, посвящается приобретению практических навыков и выполнению дипломной работы.

- Отвечают ли требованиям современного фармацевтического рынка в России принятые сегодня государственные образовательные стандарты?

-   Современное фармацевтическое предприятие - сложный механизм. Все его звенья находятся в тесной связи и должны работать максимально эффективно. А это зависит от ответственности и квалификации каждого сотрудника. Требования к специалисту любого производственного участка повысились. Помимо профессиональных компетенций, специалистам необходимы способность к освоению смежных профессий, коммуникативные навыки, умение ориентироваться в мировых рыночных механизмах.

В настоящее время высока востребованность не только близких к фармации специалистов (медицинских химиков, химиков-аналитиков, микробиологов, специалистов по валидации, биотехнологии, токсикологии), фармацевтические предприятия также остро нуждаются в менеджерах фармацевтического инжиниринга, специалистах по контролю качества, аудиторах, а также управленцах и экономистах фармацевтического предприятия. Расширение спектра специалистов, получающих образование для работы на фармпредприятиях России, возможно за счет совершенствования существующих государственных образовательных программ.

Московская медицинская академия ведет эту работу, основываясь, в частности, на положениях "Надлежащей практики фармацевтического образования", разработанных совместно ВОЗ и МФФ. Уже созданы проекты федеральных образовательных стандартов по специальности "Фармация". Кроме того, Академия вышла с предложением расширить перечень образовательных программ дополнительного профессионального образования для получения специалистами-фармацевтами дополнительной квалификации.

- Почему не хватает научных кадров в фармации?

- Существующие механизмы кадрового обеспечения промышленности устарели еще в 80-е годы прошлого века, а количество сильных академических научных школ, выпускающих в свет квалифицированных специалистов, резко сократилось. В области научных    разработок    лекарственных средств ситуация с нехваткой кадров выглядит еще критичнее. Несмотря на то что химия, биология, биохимия, так или иначе, изучаются во многих вузах страны, выпускники также обладают недостаточной квалификацией. Более того, молодежь не остается работать в сфере научных исследований прежде всего из-за слабой экономической мотивации и низкой материально-технической обеспеченности научных лабораторий.

Сегодня в России в научных исследованиях и разработках занято 835,3 тыс. человек (по состоянию на январь 2008 г.), что составляет 1,7% от всех работающих в экономике. Доля ученых молодого возраста быстро сокращается. Средний возраст исследователей составляет 49 лет, кандидатов наук - 53 года, докторов наук - 61 год. При сохранении подобной тенденции к 2015 г. средний возраст российских кандидатов наук составит 56 лет, а докторов наук - 70 лет.

За период с 1990 по 2005 гг. общая численность персонала, занятого исследованиями и разработками в России, сократилась на 58%. Симметрично выглядит ситуация в области разработки лекарственных средств. Однако положение усугубляется отсутствием специальностей для подготовки междисциплинарных специалистов: медицинских химиков, фармакологов (со знанием GLP), клиницистов (со знанием GCP). Ввиду того, что за последние 20 лет произошли существенные изменения в методологии открытия новых лекарств, в стране недостаточно профессорско-преподавательского состава, владеющего современными подходами и методами.

Важным обстоятельством, затрагивающим работу по подготовке кадров и препятствующим ей, является продолжающаяся негативная тенденция, связанная с уменьшением притока молодых специалистов на промышленные предприятия страны в силу общего сокращения числа выпускников школ, поступающих в технические вузы, а также не вполне обоснованного снижения престижа занятости в секторе производства. Соответственно, заметно сужается и база для отбора и профессионального развития будущих ведущих специалистов.

- Какие первоочередные задачи необходимо решить для того, чтобы снять остроту кадровой проблемы?

- Установка на реализацию инновационного сценария является базовым элементом стратегии развития фармацевтической промышленности. В 2006 году она была инициирована государством, так как актуальность мероприятий обусловлена большим значением данной отрасли для социальной сферы, государственной безопасности и биологической безопасности общества.   Предусмотрено ускоренное   и масштабное техническое и технологическое перевооружение предприятий, создание новых мощностей, в том числе в рамках развития регионов (Восточная Сибирь, Дальний Восток, Северный Кавказ). Не менее важно и привлечение современных профессиональных кадров в систему высшей медицинской школы и фармацевтическую отрасль. Кое-что уже делается. Например, рассматривается вопрос реформирования системы труда, предоставление льгот для молодых специалистов, предусмотрены шаги по возвращению из зарубежа отечественных специалистов. Кроме того, необходимо сформировать в стране систему непрерывного профессионального образования. В Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова в рамках Инновационной программы создана модель такой системы, разработано нормативно-методическое обеспечение. Но полноценное внедрение этой системы возможно лишь при внесении некоторых изменений в законодательство образовательной системы России. Своевременна и инициатива министра образования и науки, который выступает за сокращение количества вузов. Предполагается оставить лишь сильнейшие высшие учебные заведения, способные выпускать элитные кадры, а остальные либо закрыть, либо перевести в ранг специальных профессиональных заведений.

Пресс-служба ММА им. И.М. Сеченова