«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
«СПЕЦИАЛИСТ ДОЛЖЕН СООТВЕТСТВОВАТЬ РЫНКУ ТРУДА» 23.10.2008

«СПЕЦИАЛИСТ ДОЛЖЕН СООТВЕТСТВОВАТЬ РЫНКУ ТРУДА»

Елена НЕВОЛИНА, исполнительный директор Российской Ассоциации Аптечных Сетей (РААС)

Вопрос подготовки квалифицированных кадров на сегодняшний день остается наиболее актуальной и острой проблемой фармотрасли в целом. Необходимость создания современных профессиональных стандартов с описанием перечня должностей и соответствующего объема профессиональной компетенции становится одной из главных задач ведения грамотного и успешного бизнеса.
Учитывая огромную важность подготовки современного образовательного стандарта по профильным дисциплинам, РААС считает, что он предварительно должен быть представлен для широкого обсуждения всем субъектам фармрынка, включая заинтересованные вузы и работодателей, которые, в конечном итоге, являются основными потребителями того «продукта», подготовленного вузом. Оче- видно, что именно работодатель является основным заказчиком подготовки компетентного специалиста, который, благодаря освоению соответствующей «вузовской» программы, сможет быстро и квалифицированно адаптироваться к требованиям современного рынка. К сожалению, на практике взаимоотношения вузов и работодателей выглядят совсем иначе. Большинство вузовских программ, претендуя на статус образовательных стандартов, очень далеки от реальных потребностей рынка труда.
РААС располагает разработанным ММА им. И.М.Сеченова учебным планом при дневной форме обучения с указанием количества часов по различным дисциплинам в рамках специальности «Фармация». Анализ представленного документа вызывает недоумение и закономерный вопрос: «Для кого собираются готовить специалистов наши вузы?».
Примером может служить подход к деятельности рецептурно-производственных отделов аптеки (РПО). В современной аптеке это, скорее, экзотика и анахронизм, чем основная функция. Конечно, речь не идет о тотальном закрытии РПО, которые по всей стране составляют не более 1% от общего количества аптечных предприятий. И все же при составлении учебных программ необходимо учитывать не только социальные аспекты и перспективы РПО в аптечном секторе современного фармрынка. Любой собственник, будь то государство или частник, задумаются об экономической целесообразности введения РПО в структуру каждой аптеки.
Аналогичные вопросы возникают по поводу лекарственного растительного сырья, которое поступает в аптеку в запечатанных заводским способом упаковках, на которых подробным образом дана инструкция по приготовлению отваров и настоев из этого сырья. Сегодня актуальным является лишь вопрос правильного хранения этого сырья в аптеках и рекомендаций по приему.
В упомянутом выше учебном плане мы видим, что распределение учебных часов никак не соответствует практическим нуждам как самого фармспециалиста, так и потребителя ЛС в аптечных учреждениях. Имеется явный перекос в сторону теоретической и практической фармтехнологии. Вопрос места прохождения практики студентов по фармтехнологии и контролю качества лекарственного растительного сырья, не считая учебной базы, остается открытым.
Ни для кого не секрет, что при посещении аптеки мы зачастую сталкиваемся с абсолютной безграмотностью фармработников в отношении объема и качества оказываемых фармконсультаций. Часто причиной конфликта в аптеке является неправильное поведение персонала, нежелание выслушать претензию и т.д. К сожалению, сотрудники Инспектората РААС имеют в своих архивах значительное число таких фактов.
Незнание основных действующих нормативных актов, таких как Постановление Правительства РФ №55, Отраслевого стандарта, требований Феде- рального закона №86-ФЗ «О лекарственных средствах» приводит к необоснованным жалобам потребителей и появлению некомпетентных замечаний от различных проверяющих инстанций.
Практически все сотрудники аптек, опрошенные РААСом, откровенно высказались о недостаточной базе знаний по экономике, маркетингу, управлению, психологии, юридическим основам кадрового менеджмента. То есть это те знания, которые они получают на кафедре управления и экономики фармации.
Что же получается? С одной стороны, мы имеем «самодостаточные» вузы с устаревшими программами, которые выдаются за образовательный стандарт, с другой стороны, мы видим работодателя и потребителя, которые совершенно не удовлетворены уровнем знаний и компетенций выпускников фармвузов как в аптечном секторе, так и в производстве.
Очевидно, наступает пора начать диалог между вузами, работодателями и профильными общественными организациями для того, чтобы выпускник мог быть уверен: он своей компетентностью полностью удовлетворяет рынок труда и запросы каждого потребителя.


Исходная статья: журнал "Российские аптеки" 11 2008