«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
СМЕНА ОРИЕНТИРОВ 22.10.2008

СМЕНА ОРИЕНТИРОВ

Обстоятельное рассмотрение перспектив фармотрасли невозможно без анализа ситуации с профессиональной подготовкой тех, кто, собственно, и призван определять особенности развития этой отрасли в будущем. В рамках данного материала мне бы хотелось остановиться на тех мерах, которые предпринимает фармфакультет ведущего медицинского вуза страны — ММА им. И.М.Сеченова — для совершенствования и актуализации знаний и навыков своих студентов.

Иван КРАСНЮК, проф., декан фармфакультета ММА им. И.М.Сеченова

В условиях динамичных изменений «фармацевтической реальности» вопросы «как учить?», «что учить?», «кого получать на выходе?», «с какими объемом знаний выпускать студентов?» служат предметом серьезных обсуждений не только в России, но и во всем мире. Среди глобальных факторов, которые в настоящее время обусловливают изменение ориентиров при подготовке фармспециалистов во всем мире, главными являются следующие:

  • быстрое увеличение числа ЛС и интенсивный обмен ими в международных масштабах;
  • существенные расходы на фармацевтические нужды (10—20% от бюджета здравоохранения в странах Европы);
  • изменение экономических условий, установление рыночных отношений, стоимость лекарств;
  • смещение акцента в деятельности аптечной службы с приготовления на приобретение, хранение и распределение лекарств, а также на пациента (информационно-консультативная работа);
  • проблема рационального использования ЛС;
  • интеграция деятельности больничных (клинических) провизоров в рамках системы медицинского обслуживания;
  • возрастающая в международном масштабе доступность новых и сложных по действию лекарств, обусловливающая повышение требований к контролю качества.

ТРИ ЭТАПА И ПУТЬ ИНТЕГРАЦИИ

Если сосредоточиться на России и посмотреть, как в ее новейшей истории менялись задачи обучения фармспециалистов в зависимости от требований «внешней среды», то здесь можно выделить 3 больших этапа (табл. 1).

 Табл. 1 (Смена ориентиров)

Как видим, за последние 30 с лишним лет сфера фармдеятельности заметно расширилась, что потребовало совершенствования высшего фармобразования. Для нашего факультета магистральными направлениями на пути к этому совершенствованию являются:

  • интеграция образовательного процесса на разных уровнях;
  • создание системы непрерывного образования;
  • развитие постдипломной специализации.

В рамках этой статьи хотел бы наиболее подробно остановиться на многоуровневой интеграции образовательного процесса.
Первый уровень — региональный. Чтобы привести отечественное высшее фармобразование к единому знаменателю, ежегодно проводится Координационный совет, в котором принимают участие представители 47 вузов и фармфакультетов из разных областей России.
Второй уровень — международный. Органичное врастание отечественной системы фармобучения в общеевропейское образовательное пространство является для нас особенно важным в свете присоединения России к Болонской декларации, т.е. мы должны сделать так, чтобы наш выпускник по окончании Академии был способен выйти и на международный уровень. Что же именно для этого делается?
Для начала позволю себе коснуться ряда моментов общего, фундаментального характера. Так, задаваясь вопросом «каким должен быть специалист?»,мы уже сегодня ориентируемся на положения надлежащей практики фармобразования (FIP), разработанной ВОЗ.
Эти положения, содержащие круг характеристик, которым должен отвечать фармспециалист, рассматриваются сегодня как обязательный минимум для выпускников фармвузов во всем мире (табл. 2).

Табл. 2 (Смена ориентиров)

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ЕЕ ПРЕДПОСЫЛКИ

Теперь о наших конкретных шагах по модернизации, «европеизации» учебного процесса. Несколько лет назад мы рассмотрели учебные планы многих стран Старого Света. Поначалу мы полагали, что Болонская декларация четко унифицировала программу подготовки специалистов во всей Европе, однако, побывав в командировках, увидели, что общего плана пока нет. Практически в каждой стране есть своя образовательная специфика. В итоге мы пришли к выводу, что больше других нам подходит учебный план Германии (университетов Бонна и Марбурга), из которой вышло все мировое фармобразование. Но подчеркну, что мы взяли его лишь за основу, введя свои дополнения с учетом отечественных особенностей и традиций.
Следующим важным шагом, позволившим нам непосредственно приступить к внедрению современных преобразований системы фармобучения в федеральных масштабах, стало участие и победа в конкурсе учебных заведений, внедряющих инновационные программы, который прошел в рамках нацпроекта «Образование». По нацпроекту у нас было разработано несколько направлений:

  • разработка проекта содержания нового федерального фГОСТа по специальности «Фармация», в т.ч. создание проекта нового учебного плана с учетом принципов создания единого европейского образовательного пространства. Это очень важное направление, ведь хронологически последний ГОСТ был утвержден еще в 2000 г.
    На данный момент наш проект уже одобрен учебно-методическим объединением (УМО) высших учебных заведений РФ и передан в Министерство образования и науки РФ. Сейчас мы ждем детального рассмотрения разработанных нами новшеств со стороны министерства и последующей закупки им обновленного фГОСТа и учебного плана.
  • создание медиатеки по фармации;
  • создание учебно-методического комплекса, посвященного маркетинговым исследованиям в фармации;
  • подготовка предложений по формированию практических навыков и умений обучаемых с использованием базы учебно-производственной аптеки;
  • разработка методического обеспечения учебного процесса, организованного на базе учебно-производственной аптеки.

 Разумеется, что весь этот «капитальный ремонт» был затеян нами не на голом месте. В течение 2000-х гг. программа обучения на фармфакультете ММА им. И.М.Сеченова планомерно пополнялась новыми формами и методами обучения, новыми дисциплинами, курсами и циклами (табл. 3), призванными привести это обучение в соответствие с современными требованиями динамично развивающегося рынка труда. В качестве примера приведу хотя бы курсы гомеопатии и косметологии, которые были введены потому, что несколько студентов каждого выпуска идут работать в гомеопатические аптеки, а некоторые — в косметологические центры и салоны. Иными словами, были подготовлены необходимые предпосылки для обновленного учебного плана, предложенного нами Минобразования РФ.

Табл. 3 (Смена ориентиров)

ИЗМЕНЕНИЯ ПЛАНА

Что же именно изменено в этом плане по сравнению с его «предшественником»? Не изменив общее количество учебных часов (8802), мы в целях рационализации обучения урезали время, отведенное под гуманитарные дисциплины — с 1758 до 702 ч. Здесь мы объединили изучение истории отечества, культурологии и социологии, сократили часы, отданные под философию и физкультуру, перенесли на 8-й семестр психологию, перевели в постдипломное обучение педагогику, сделали элективными курсы иностранного языка. Может показаться, что последнее из указанных изменений идет вразрез с заявленным стремлением к общеевропейской интеграции. Однако этот шаг сторицей компенсируется тем, что в Академии создается специальный центр по изучению иностранного языка, где студентам, прошедшим курс обучения, будут выдавать диплом по специальности «фармация — переводчик».
«Сократив» гуманитарные науки, мы смогли перенести основной «центр тяжести» обучения на другие блоки дисциплин. Так, время, отданное под естественнонаучные и математические дисциплины, увеличено с 1962 до 2079 ч, под медико-биологические дисциплины — с 881 до 1188 ч, под профессиональные дисциплины — с 3909 до 4347 ч.
Затронули наши нововведения и «сессионный аспект»: число экзаменов сократилось с 28 до 24, а количество зачетов с 27 до 19.
Особо хотел бы остановиться на новых курсах, дополнивших программу фармфакультета. Едва ли не во всех европейских фармвузах студенты изучают клиническую фармацию. Посчитав, что в нынешних условиях это направление весьма актуально и для России, мы ввели в новый план обучения такие курсы, как «Патобиохимия», «Иммунология» и «Заболевания», которые позволят нашим учащимся по окончании Академии консультировать пациентов в вопросах лечения и самолечения, работать вместе с врачом. Еще одной новой дисциплиной стала «Фармацевтическая информация». В целях ее углубленного освоения мы в рамках нацпроекта оборудуем сейчас специальный класс с 12-ю компьютерами на Никитском бульваре. Кроме того, у нас уже есть учебник по фармацевтической информации, который студенты смогут использовать как базу для изучения этой дисциплины.

МЕДИАТЕКА

В развитие темы «фармация и информация» не могу не добавить, что одной из главных составляющих работы нашего факультета по нацпроекту является создание электронных учебников, пособий, справочно-информационных материалов, создание электронной библиотеки — своего рода «энциклопедии по фармации». Помимо этого, программа деятельности факультета включает также подготовку электронных версий лекций и создание элективных курсов для студентов. При создании электронной библиотеки мы учитывали время, которое занимает самоподготовка у студентов различных отделений факультета (табл. 4).

Табл. 4 (Смена ориентиров)

Данная работа была поручена фармфакультету во многом потому, что ее плоды особенно необходимы для наших вечерних и заочных отделений. Все это очень важно для достижения одной из главных целей, которую преследует фармфакультет — подготовка компетентных специалистов в области разработки, производства, маркетинга, фарманализа, независимо от формы обучения. На сегодня нами выпущено уже 34диска с материалами по самым разным дисциплинам. Отмечу, что эти диски используют не только студенты фармфака, но и учащиеся лечебного, медико-профилактического и стоматологического факультетов. Более того, их у нас охотно приобретают другие вузы.
Безусловно, внедрение в обучение новых технологий имеет большое значение и для решения организационных вопросов в работе деканата, например, таких как передача контрольных работ по электронной почте на кафедры через деканат.

НЕ РАСШИРЕНИЕ, А УГЛУБЛЕНИЕ

Говоря о современных реалиях высшего фармобразования, мы, конечно же, не можем ограничиваться одними лишь вопросами преддипломной подготовки студентов. Тема постдипломной подготовки выпускников не менее актуальна, ведь в последнее время часто приходится слышать о том, что трех существующих ныне видов постдипломной специализации (организация и экономика фармации, фармтехнология, фармхимия и фармакогнозия) уже недостаточно. В частности, высказываются мнения, что целесообразно обособить такие специальности, как биотехнолог (напомню, что биотехнология изучается у нас в рамках курса фармтехнологии) или семейный фармацевт (в ММА, опять же, есть соответствующая кафедра).
Однако я бы не стал делать столь поспешных видов, т.к., на взгляд руководства нашего факультета, 3 существующие специальности имеют широкий тематический охват и вмещают в себя все важнейшие направления современной фармнауки. Кроме того, не следует забывать, что системы распределения выпускников (т.е. 100% гарантированного устройства по специализации) сегодня нет, что на фармрынке имеет место активная миграция специалистов из одной области в другую. Если мы примем узкую специализацию, то тем самым невольно уменьшим поле деятельности студентов, и при переходе на новое место работы им придется каждый раз получать новый сертификат. Поэтому, с нашей точки зрения, сохранение трех главных квалификационных категорий, утвержденное приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.03.2008 г. №112н («О номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения РФ»), на данный момент вполне рационально.
В данном контексте не могу пройти мимо периодически появляющихся суждений о том, что существующая ныне цельная система подготовки специалистов устарела и должна уступить место поэтапной подготовке бакалавров/магистров. Считаю, что подобный подход в настоящее время неприемлем. Представим, что студент оставляет вуз после получения степени бакалавра. Что дальше? Бакалавр — это человек, прошедший всего 2 года обучения. У него еще нет необходимого минимума профессиональных навыков, а потому он не может заниматься какой-либо профильной деятельностью в фармацевтической сфере. Спрашивается: какой смысл государству тратить время и средства на подготовку такого недоучившегося специалиста? К слову, о различных мнениях, дискуссиях и поиске общественного согласия в вопросе учебных преобразований… Подчеркну, что все аспекты нашего нового проекта неоднократно выносились на обсуждение фармацевтической общественности, в частности на таких мероприятиях, как уже упоминавшийся Координационный совет, профессиональные конференции («Здоровье столицы», «Человек и лекарство») и др. Так что все принятые нами наработки и нововведения, равно как и «отбракованные» предложения, — плод профессионального консенсуса отечественной фармотрасли.

НА ПРАКТИКЕ

Ну и напоследок несколько слов о нынешней ситуации с прохождением на нашем факультете практики, которой, как известно, поверяется теория. В настоящее время наша база практик включает в себя широкий круг предприятий, с которыми фармфакультет заключил официальные договоры. Это такие известные компании и организации, как ООО «Компания «Фармпрепараты», ЗАО «Верофарм», ОАО МФФ, ЗАО «Минмедпром», ПО «Биотехнология», ГУ ВИЛАР, Ботанический сад ММА, аптечные сети «36,6», «Ригла» и «Доктор Столетов», а также около 170 аптек Москвы и области различных форм собственности, в т.ч. аптеки ЛПУ. Однако утверждать, что в этой сфере все безоблачно, я бы не стал. Главной проблемой для нас является стремительное сокращение по России числа упомянутых муниципальных аптек, которые традиционно служили для нас важным практическим плацдармом, прежде всего, при прохождении студентами практики по фармтехнологии и фармхимии. Для решения этой проблемы потребуется создание и постоянное совершенствование своей учебно-производственной аптеки. В этом направлении нами уже сделаны определенные шаги. В частности, на базе НИИ фармации уже запущена в действие учебно-производственная аптека с небольшой ассистентской комнатой, где студенты могут готовить лекарственные препараты. Есть в ней и небольшой конференц-зал с мультивизором, который связан с камерой в торговом зале; по монитору студент может следить за работой технологов, фиксировать свои наблюдения, чтобы потом разобрать и обсудить их с преподавателем. Весь процесс можно записать на DVD. Все это, несомненно, позволяет закрепить практические навыки, полученные ими в процессе обучения.
Вот, в целом, тот комплекс мер, которые фармфакультет ММА им. И.М.Сеченова разрабатывает и внедряет в целях совершенствования обучения, его гармонизации с процессами, происходящими в современной фармотрасли. Разумеется, что наша работа будет продолжаться и дальше. 4 сентября 2008 г. исполняется 50 лет с того дня, как наш факультет вошел в состав ММА им. И.М.Сеченова. Такая дата тоже ко многому обязывает.


Исходная статья: журнад "Российские аптеки" 11 2008