«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов

Отчет о работе учебно-организационного отдела ММА им. И.М.Сеченова за 2007-2008 учебный год

Работа учебно-организационного отдела в отчетный период проводилась согласно задачам, поставленным в отчете ректора ММА им. И.М.Сеченова академика РАМН М.А.Пальцева 8 июня 2007 г. «О работе ММА им. И.М.Сеченова в 2002-2007 учебных годах». Деятельность отдела осуществлялась в соответствии с календарным планом, составленным на основе Положения об учебно-организационном отделе.

В свете реализации Болонской декларации в соответствии с приказом ректора № Р-051 от 13 марта 2006 г. балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов как элемент ECTS начиная с 1 сентября 2006 г. используется на всех факультетах и курсах высшего профессионального образования ММА им. И.М.Сеченова. Следует отметить активное участие во внедрении БРС большинства кафедр, деканатов и Учебно-организационного отдела Академии.

Вместе с тем на отдельных кафедрах отмечалось недостаточно полное понимание характера и значения БРС в рамках Болонского процесса, что потребовало усиления работы по разъяснению положений и значения БРС со стороны Учебно-организационного отдела Академии как на кафедрах, так и среди студентов.

В июле 2008 года в УОО был успешно проведен внешний аудит по СМК. В соответствии с Планом мероприятий по достижению целей в области качества и Мероприятиями по разработке и внедрению балльно-рейтинговой системы (БРС) оценки успеваемости студентов, одобренными внешним аудитом по СМК, были намечены и осуществлены следующие мероприятия:
- Подготовить материалы для статьи в газету «Медицинская академия» об использовании БРС в ММА им. И.М.Сеченова (июль 2007 г.), по содержанию которых была опубликована статья (октябрь 2007 г.);
- Разработать макет журнала успеваемости и посещаемости студентов и Инструкцию по его заполнению с учетом БРС, отпечатать в типографии в необходимом для Академии количестве (июль-август 2008 г.);
- Обсудить итоги внедрения БРС на учебно-методическом совете по специальности «Стоматология» (сентябрь 2007 г.);
- Провести анализ внедрения балльно-рейтинговой системы по результатам летней экзаменационной сессии 2006-2007 учебного года и доложить полученные данные на заседании ЦМС (октябрь 2007 г.);
- Обсудить итоги внедрения БРС на учебно-методическом совете по специальности «Лечебное дело» (декабрь 2007 г.);
- Обобщить результаты внедрения БРС и подготовить «Положение о балльно-рейтинговой системе ММА им. И.М.Сеченова» (декабрь 2007 г.);
- Провести совещание с завучами по вопросам внедрения БРС, о заполнении журналов успеваемости и посещаемости студентов, зачетных и зачетно-экзаменационных ведомостей (сентябрь 2007 г.);
- Информировать студентов о значении оценки успеваемости студентов по БРС и результатах ее использования (сентябрь-октябрь 2007 г.);
- Провести анализ использования балльно-рейтиноговой системы по результатам обучения студентов в осеннем семестре 2007-2008 учебного года и зимней сессии 2008 г. Представить отчет на заседании ЦМС до мая 2008 г. апрель 208 г.).

Одновременно в течение сентября-декабря 2007 года начальником УОО Н.И.Прохоровым было посещено большинство кафедр ММА им. И.М.Сеченова, где были проведены консультации для преподавателей и студентов по использованию БРС в учебном процессе.

Как показал текущий контроль, БРС способствует регулярной систематической работе студентов в течение учебного года, активизируется самостоятельная работа студентов, повышается их активность в процессе обучения, увеличивается объективность оценки успеваемости как в течение обучения, так и на экзаменах. У студентов появляется возможность регулировать свою успеваемость в процессе обучения.

Проведенный сравнительный анализ успеваемости студентов всех факультетов за 2004-2005, 2005-2006 и за осенний и весенний семестры 2—6-2007 учебных годов показал, что
1. Как в осеннем, так и в весеннем семестрах 2006-2007 учебного года по всем специальностям отмечено существенное снижение отличных оценок по сравнению с предыдущими годами, количество которых приблизилось к европейским стандартам.
2. В основном, уменьшение отличных оценок произошло за счет увеличения хороших оценок.
3. В целом динамика текущей успеваемости и экзаменационных оценок в 2006-2007 учебном году отражают соотношение итоговых баллов.
4.Наиболее выраженная связь отмечается между уровнем текущей успеваемости и итоговой успеваемостью, особенно по отличным оценкам. В меньшей степени на итоговую успеваемость влияют оценки, полученные студентами на экзамене.

Исходя из приобретенного опыта по внедрению БРС в декабре 2007 года было отмечено, что БРС была апробирована в Академии в 2006/2007 учебном году. Но для внедрения БРС в учебный процесс необходима ее доработка и создание новой правовой базы.

В связи с этим в 2007/2008 учебном году необходимо:
1. Провести анализ результатов эксперимента по использованию БРС для оценки успеваемости студентов с целью ее доработки.
2. Для регистрации итоговой успеваемости в зимнюю и весеннюю сессии 2007/2008 учебного года использовать зачетно-экзаменационные ведомости (Форма № 21, утверждена приказом Минвуза СССР от 6 апреля 1983 г., № 429).
3. В зачетно-экзаменационную ведомость и зачетную книжку в качестве итоговой оценки в 2007/2008 учебном году вносить только оценку по пятибалльной шкале, полученную на экзамене.
4. До внесения соответствующих изменений в Устав Академии не применять БРС при выставлении итоговой оценки за экзамен.

Учитывая вышеизложенное, итоговая оценка за осенний семестр и зимнюю сессию 2007-2008 учебного года выставлялась как экзаменационная оценка за сессию без учета текущей успеваемости в семестре.

Дальнейший сравнительный анализ итоговых оценок за последние 4 года показал, что вновь, как и в 2004-2005 и 2005-2006 учебных годах, резко возросло число отличных оценок и снизилось число удовлетворительных по сравнению с осенним и весенним семестрами 2006-2007 учебного года, когда итоговая оценка являлась результирующей оценки за текущую успеваемость в семестре и экзаменационной оценки.

Так, к примеру, по специальности «лечебное дело» отличные оценки в 2004-2005 и 2005-2006 учебных годах составляли 37 и 43% соответственно. При использовании БРС % отличных оценок снизился до 26,4%, что полностью отражает текущую успеваемость студентов. В 2007-2008 учебном году в зимнюю сессию % пятерок вновь поднялся до 40,6%.
Сходная картина складывается и по остальным специальностям.

Это позволяет сделать следующие выводы:
1. Без учета баллов БРС за текущую успеваемость итоговая оценка успеваемости не является достаточно объективной, т.к. именно текущая успеваемость в медицинском вузе служит важной составляющей усвоения дисциплины.
2. С целью объективизации балльно-рейтинговой оценки в Академии разработана и внедряется автоматизированная БРС, что позволит снизить субъективный фактор при выставлении итоговой оценки по дисциплине.

Следует отметить, что согласно детальному плану реализации автоматизированной БРС в Академии совместно с сотрудниками факультета военного обучения организованы и проведены два обучающих семинара для всех завучей кафедр высшего профессионального образования, выданы диски с программами и методическими указаниями к освоению программного обеспечения, подготовлено более 10 тезисов для сборника статей ежегодной научно-методической конференции Академии.

Подготовка к проведению летней производственной практики осуществлялась согласно приказу ректора Ст 1472 от 12 декабря 2007 г. «О летней производственной практике студентов в 2007/2008 учебном году», Плану мероприятий по организации и проведению летней производственной практики студентов в 2008 г. и приказу ректора № Р 0126 от 3 апреля 2008 г. «О назначении руководителей летней производственной практики студентов в 2007/2008 учебном году».

Совместно с профильными кафедрами, учебно-методическими советами по специальностям и деканатами были разработаны, утверждены и изданы программы производственной практики и бланки дневников прохождения практики, которыми обеспечены все студенты и преподаватели - руководители практики. В соответствии с приказом ректора из состава преподавателей профильных кафедр для руководства производственной практикой были выделены 104 руководителя практики, с которыми 21 мая проректором по лечебной работе И.В.Лентищевым, начальником УОО профессором Н.И.Прохоровым и заместителями деканов, ответственными за проведение производственной практики, проведено собрание и дан инструктаж.

С целью координации учебно-воспитательной работы в течение года на факультетах проводились производственные совещания с деканами и сотрудниками деканатов всех факультетов Академии, проверен порядок ведения и хранения документации. Работа с деканатами и контроль их работы осуществлялся постоянно. Регулярно проводились посещения кафедр, в том числе и в период экзаменационных сессий, с целью контроля за ведением документации, оформлением информационных стендов, за трехэтапным проведением экзаменов, использованием балльно-рейтинговой системы во время семестра и в период экзаменов (кафедры авиационной и космической медицины, факультетской хирургической стоматологии, глазных болезней, эндокринологии, патологической анатомии, патологической физиологии, общей гигиены, общественного здоровья и здравоохранения, эпидемиологии, экологии человека и гигиены окружающей среды, биологической химии и др. Всего более 50 кафедр.).

За отчетный период при участии сотрудников отдела – членов ЦМС подготовлено и проведено 8 заседаний ЦМС, посвященных таким важным учебным и учебно-методическим вопросам, как «Задачи педагогического коллектива на 2007/2008 учебный год в связи с внедрением системы менеджмента качества образовательного процесса в Академии», «Результаты использования балльно-рейтинговой системы контроля в учебном процессе Академии в 2006/2007 учебном году», «Обучение профессиональным мануальным умениям студентов по специальности «лечебное дело» и др. По анализу результатов использования балльно-рейтинговой системы контроля подготовки студентов два сообщения (октябрь и апрель) сделано начальником УОО профессором Н.И.Прохоровым.

Сотрудники Учебно-организационного отдела приняли активное участие в выполнении национального инновационного проекта «Образование» в качестве членов Дирекции инновационной образовательной программы (Прохоров Н.И. – начальник отдела, профессор, секретарь комиссии по приемке работ; Фомин Б.А. – зам начальника отдела, руководитель рабочей группы по проведению первичной оценки документации, подготовленной ВТК).

Особое место в работе учебно-организационного отдела занимала работа по подготовке и проведению научно-методической конференции сотрудников Академии на тему «Итоги реализации программы формирования инновационного образовательного пространства ММА им. И.М.Сеченова». Тезисы конференции изданы в виде сборника в издательстве «Русский врач». Конференция была успешно проведена при организационном обеспечении сотрудников Учебно-организационного отдела в Центральном клиническом корпусе Академии 11 декабря 2007 г. В течение апреля-мая 2008 года проведена подготовка к очередной научно-методической конференции преподавателей Академии на тему «Система менеджмента качества и оптимизация образовательного процесса». В ходе подготовки к конференции в соответствии с приказом ректора и планом его реализации было собрано, рецензировано и отредактировано более 180 тезисов сотрудников Академии. Сборник тезисов сдан в печать в издательство «Русский врач». Конференция состоится 14 октября 2008 года.

Созданный в 2005 г. сотрудниками отдела электронный информационный блок учебно-организационного отдела в портале ММА им.И.М.Сеченова в Интернете регулярно пополняется новой информацией (расписания занятий, экзаменов, ИГА и др.).

Сотрудники отдела принимают постоянное активное участие в подготовке и проведении итоговой государственной аттестации выпускников (составление расписания испытаний, заказ сборников тестовых заданий, заказ, закупка и доставка вариантов тестовых заданий, участие в проведении экзаменов).

В отчетном году в отделе было проведено архивирование документов в соответствии с приказом ректора. Кроме того, Н.И.Прохоров и Б.А.Фомин приняли участие в проведении информационных семинаров по проведению архивирования документов в Академии.

Сотрудниками отдела осуществлялась подготовка сборника календарных планов ЦМС, УМС по специальностям, подготовка материалов для печати учебной документации для кафедр; материалов по представлению к награждению выпускников-отличников медалью «Преуспевшему».

Сотрудники отдела принимали участие в подготовке выпуска студентов, посвящения в студенты, в работе аттестационной комиссии.

Участие в издательской деятельности Академии. При организационном обеспечении сотрудников отдела за 2007 год в ММА издано 205 учебника, учебных пособия и внутривузовских изданий. Уменьшение выпуска издательской продукции по сравнению с 2006 годом (354 единицы издания) обусловлено уменьшением внутривузовской издательской продукции с 144 единиц в 2006 г. до 80 в 2007 году. Составлен календарно-тематический план издания учебной и учебно-методической литературы на 2009 год.

В соответствии с Уставом Академии и Положением об Учебно-организационном отделе сотрудниками за отчетный год выполнены также следующие виды работы:
- составление расписаний занятий в осеннем и весеннем семестрах;
- составление графика занятости лекционных аудиторий;
- обеспечение аудиториями конференций и конгрессов;
- подготовка квартальных отчетов Академии о движении контингентов студентов;
- расчет плановой часовой нагрузки преподавателей всех кафедр Академии;
- подготовка и представление информации о штатном расписании сотрудников кафедр;
- составление расписаний курсовых экзаменов и ИГА на всех факультетах;
- заказ бланков дипломов, оформление дипломов и приложений к ним, оформление и выдача дубликатов дипломов, проверка подлинности ранее выданных дипломов;
- участие в комиссии по трудоустройству выпускников;
- составление учетных форм 1-ВУЗ и 3НК для предоставления в статистическое управление и МЗ и социального развития и отчетов в бухгалтерию Академии.

Важным итогом материально-технического обеспечения отдела является приобретение трех комплектов компьютеров.
Вместе с тем в работе Учебно-организационного отдела имелись определенные трудности. Так, разработанное сотрудниками IBS в конце декабря 2007 года программное компьютерное обеспечение автоматизированного составления расписания занятий и экзаменов, а также программа для расчета часовой учебной нагрузки сотрудников по кафедрам имеют существенные недоработки, в связи с чем не могут быть внедрены в представленном виде, о чем имеется докладная записка за подписями членов комиссии.

Отдельным направлением работы Учебно-организационного отдела является деятельность сотрудников учебно-методического объединения, вошедших в состав Учебно-организационного отдела в порядке перевода в соответствии с приказом ректора № К-5223 от 17.12.2002 с сохранением прежних функций. За отчетный период была выполнена следующая работа:
УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России строит свою работу в соответствии с основными задачами деятельности Учебно-методических объединений Российской Федерации.

Проводится:

1) Методическая работа с учреждениями высшего и послевузовского профессионального образования
• по разработке проекта ФГОС и учебных планов третьего поколения по всем специальностям раздела Здравоохранение. Основная образовательная программа (ООП) подготовки специалистов предусматривает теперь изучение следующих учебных циклов: 1) Гуманитарный, социальный и экономический, 2) Математический и естественнонаучный, медико-биологический, 3) Профессиональный, и разделов: 1) Физическая культура, 2) Практика.
Структура каждого цикла состоит из базовой части (общей для всех вузов) и вариативной, определяемой рабочей частью ООП вуза. Содержание каждого цикла формулируется в виде конечных результатов его освоения (компетенций) по изучаемым дисциплинам.
Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам. Предусматривается увеличение самостоятельной работы студента, введение модульного принципа преподавания.
• по разработке и подготовке учебных планов и программ в соответствии с действующими образовательными стандартами высшего и послевузовского профессионального образования;

2) Экспертиза и утверждение стандартов, программ и учебных планов высшего и послевузовского медицинского и фармацевтического образования.

За отчетный период была проведена экспертиза 7 учебных планов по специальностям медицинского и фармацевтического профиля из государственных и негосударственных вузов. В Минобрнауки РФ представлены для утверждения 7 учебных программ: Травматология и ортопедия, Экстремальная и военная медицина, Первая доврачебная помощь, Эндокринология, Стоматология, Общая эпидемиология, Эпидемиология и военная эпидемиология, Нормальная физиология. Две программы (Иностранный язык и Латинский язык) находятся на рассмотрении в Минздравсоцразвития РФ.

Рассмотрены и утверждены 5 программ циклов тематического усовершенствования: Применение токсинов бутулизма типа А в эстетической медицине, Инновационные технологии в эхо-кардиографии, Бронхиальная астма у детей, Актуальные вопросы пульмонологии детского возраста, Функциональные методы обследования у детей с респираторной патологией.

Проведена экспертиза и согласование 147 учебных планов послевузовского профессионального медицинского и фармацевтического образования из 28 учреждений, реализующих программы данного уровня.

3) Рассмотрение документов о подготовленности вузов к открытию и возможности реализации образовательных программ высшего медицинского и фармацевтического профессионального образования (лицензирование).
Всего за отчётный период проведены экспертизы 11 образовательных программ, представленных к лицензированию, по специальностям: Лечебное дело (3), Фармация (5), Стоматология (1), Сестринское дело (1). Дано 8 положительных заключений. В трёх случаях документы переданы в вузы на доработку.

4) Экспертиза содержания образования, полученного выпускниками вузов ближнего и дальнего зарубежья, на соответствие требованиям, предъявляемым к выпускникам медицинских и фармацевтических вузов (факультетов) России, по документам, поступающим в установленном порядке. За отчетный период экспертизу прошли документы 77 лиц.

5) Работа по совершенствованию учебно-методического обеспечения учебного процесса в медицинских и фармацевтических вузах, методическая работа по подготовке учебной литературы в соответствии с разработанными УМО требованиями. Периодически уточняется и дополняется перечень основной учебной литературы, рекомендуемой УМО. В этот перечень включаются учебники и учебные пособия, содержание которых соответствует образовательным стандартам и примерным учебным программам и требованиям, предъявляемым к учебной литературе.

6) Экспертиза учебной литературы, представленной профессорско-преподавательскими коллективами учреждений высшего и послевузовского медицинского и фармацевтического профессионального образования, и решение вопроса о присвоении грифа УМО. За отчётный период подготовлено 915 заключений.

7) Консультативная помощь представителям учреждений высшего и послевузовского медицинского и фармацевтического профессионального образования и отдельным лицам по вопросам, находящимся в компетенции УМО.

8) Анализ статистических данных (по форме № 17 Минздравсоцразвития РФ) о наличии медицинских и фармацевтических кадров в Российской Федерации по 83 специальностям. Эти данные используются при рассмотрении вопросов сертификации и наличия врачебных квалификационных категорий, а также для оценки динамики общего количества врачей в Российской Федерации. Большинство врачей имеют сертификат специалиста (86% на 31.12.2007 г.). Врачебную категорию имеют 54,7% практикующих врачей: высшую квалификационную категорию - 27,8%, первую - 20,5%, вторую категорию - 6,4% врачей.

9) Участие в работе Президиума Координационного Совета учебно-методических объединений и научно-методических советов при Минобразнауки РФ.

УМО приняло участие в Совещании Министерства образования и науки Российской Федерации по формированию Общероссийского классификатора образовательных программ 2.11.2008. Внесло предложение об отнесении программ подготовки в интернатуре и ординатуре в рубрику послевузовского, а не дополнительного профессионального образования.

Сотрудники отдела в составе оргкомитета осуществляли подготовку материалов для проведения Совещания ректоров и президентов медицинских и фармацевтических вузов России 20.05.2008 г.
Участвовали:
- в конференциях, совещаниях Центральных проблемных учебно-методических комиссий Всероссийского учебно-научно-методического центра по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию Росздрава.
в заседаниях Ученого совета и Центрального методического совета ММА имени И.М. Сеченова.

Перспективы развития.

1. Важным направлением учебно-организационной деятельности отдела на ближайшую перспективу является участие в подготовке к введению новых ГОСов третьего поколения и учебных планов на всех факультетах Академии и составление расписания занятий на их основе.

2. Проведенный анализ использования разработанной сотрудниками Учебно-организационного отдела балльно-рейтиноговой системы оценки усвоения дисциплин студентами показал эффективность использования этой системы. В связи с этим необходимо дальнейшее планомерное внедрение балльно-рейтинговой системы контроля подготовки студентов как одного из направлений оценки качества обучения в Академии с последующим анализом эффективности ее применения.

3. Одной из ведущих задач Учебно-организационного отдела в предстоящем учебном году является участие во внедрении наиболее значимых результатов работ по национальному инновационному проекту «Образование» в учебный процесс.

4. Необходимым условием внедрения программного компьютерного обеспечения автоматизированного составления расписания занятий и экзаменов, а также программы для расчета часовой учебной нагрузки сотрудников по кафедрам является ее доработка разработчиками и адаптирование к условиям организации обучения в ММА им. И.М.Сеченова.

Начальник учебно-организационного
отдела, профессор Н.И.Прохоров
30.05.08 г.