«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
28.04.2008

Внедрение модульной системы обучения по специальности "Стоматология"

 

Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального

образования МОСКОВСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ имени И.М.Сеченова

ОТЧЕТ О РЕАЛИЗАЦИИ

мероприятия          программы          формирования          инновационного

образовательного    пространства   Московской   медицинской   академии имени И.М. Сеченова

март - апрель 2008

2. ВНЕДРЕНИЕ МОДУЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СТОМАТОЛОГИЯ»

1. Актуальность проекта

Особенностью развития стоматологического образования в настоящее время является тенденции к созданию единого образовательного пространства Европейских государств в соответствии с требованиями документов Болонской Декларации. С одной стороны, этот процесс призван обеспечить возможность свободного перемещения специалистов в европейском регионе, в другой стороны - необходимы значительные усилия по гармонизации систем обучения, образовательных программ, документов, разрешающих и регламентирующих медицинскую деятельность специалистов - стоматологов.

Более глубокий анализ состояния стоматологического образования в России в настоящее время позволяет сделать ряд выводов. Прежде всего, в сложившихся исторических условиях существует необходимость создания образовательной программы дисциплин специальности, гармоничной по отношению к программам стоматологических факультетов университетов Европы. Установление соответствия между требованиями таких основополагающих документов, как ГОС по специальности 040400 - «Стоматология» и «Профиль и компетентность европейского стоматолога» предполагает не механическое копирование перечня знаний и манипуляций, а переработку, а соединение лучших достижений российской школы стоматологического образования с достижениями европейских школ:

Таким образом, перед  высшей стоматологической школой России встала задача обеспечения практического здравоохранения специалистами,         обладающими         глубокими         теоретическими общемедицинскими знаниями, владеющими современными материалами и технологиями, конкурентоспособными на современном рынке труда как в России, так и за рубежом.

Для сохранения достигнутых результатов преподавание на факультете ведется в соответствии с разработанными рабочими программами, имеющими модульную структуру.

В плане дальнейшего развития инновационного потенциала академии поле завершения проекта необходимо способствовать дальнейшему обязательному внедрению достижений науки и практики в учебный процесс, развитию системы интерактивного обучения, привлечению студентов к участию в создании мультимедийных материалов. Необходимо закрепить полученные результаты путем внедрения разработанных инноваций в Государственный образовательный стандарт.

Внедрение результатов работы и их дальнейшее расширение будет способствовать более успешному установлению соответствия между требованиями таких основополагающих документов, как ГОС по специальности 040400 - «Стоматология» и «Профиль и компетентность европейского стоматолога», что предполагает не механическое копирование перечня знаний и манипуляций, а переработку и соединение лучших достижений российской школы стоматологического образования с достижениями европейских школ.

2. Цель и задачи проекта

При организации профильных кафедр было учтено основное требование - обеспечение студентов рабочими местами для качественного освоения мануальных навыков и создание программ на основании модульных единиц.

Целью реализации проекта стало создание методической базы для воспитания         врача-выпускника,         владеющего         не          только
основополагающими мануальными навыками, но и осведомленного о достижениях    современной         стоматологии,     способного    к       их практическому использованию, к участию в научном поиске и изложению его результатов с применением компьютерных технологий. Необходимо было создание единой комплексной модульной программы как предклинической подготовки на фантомах-симуляторах, (включающей отработку мануальных навыков по всем направлениям стоматологии (терапия, хирургия, ортопедия, детская стоматология), акцентирующей внимание на центральном вопросе предклинического курса - биомеханике жевательного аппарата и позволяющей студенту осознать концепцию функциональной целостности зубочелюстной системы), так и клинических дисциплин специальности.

Для достижения поставленной цели были намечены следующие задачи:

  1. Создание единой комплексной программы предклинической подготовки на фантомах-симуляторах, включающей отработку навыков по всем направлениям стоматологии (терапия, хирургия, ортопедия, детская стоматология).

  2. Исключение из программы устаревших и не обеспечивающих качественного лечения методов и материалов.

  3. Введение в программу современных материалов и технологий.

  4. Формирование   разделов   программ   дисциплин   специальностей   наоснове модульных единиц.

 

В качестве путей решения профессорско-преподавательский состав факультета определил интеграцию научных достижений в учебный процесс и использование в работе образцов программ зарубежных факультетов.

3.    Сотрудники академии, принимающие участие в реализации проекта

В педагогическом процессе на профильных кафедрах стоматологического факультета работают 55 преподавателей, из них - 11 профессоров, 4 доктора медицинских наук, 16 доцентов и 40 кандидатов медицинских наук. Из числа совместителей - 5 профессоров, 1 доцент, 3 старших преподавателя, 6 ассистентов. Все они активно участвуют в реализации результатов работы в рамках создания инновационных образовательных программ. Связь педагогической науки и практики, реализуемая в процессе работу на факультете, обеспечивается тем, то все преподаватели                 профильных                кафедр                 являются  высококвалифицированными врачами и делает возможным внедрение как теоретических, так и практических аспектов инноваций.

4. Мероприятия, выполненные по проекту в марте - апреле 2008 г:

• Разработка тематических планов практических занятий и лекций для модульных учебных программ по дисциплинам: стоматологическое          материаловедение,          пропедевтическая стоматология,    терапевтическая    стоматология,     ортопедическая стоматология,    стоматология   детского    возраста,    профилактика стоматологических   заболеваний,   хирургическая   стоматология -проведено в роки до февраля 2008 г.

        Разработка рабочих программ с модульной структурой по дисциплинам:                                    стоматологическое            материаловедение, пропедевтическая стоматология, терапевтическая стоматология, ортопедическая стоматология, стоматология детского возраста, профилактика стоматологических заболеваний, хирургическая стоматология - завершено в марте 2008 г.

        Утверждение рабочих программ с модульной структурой по дисциплинам:                                    стоматологическое            материаловедение, пропедевтическая стоматология, терапевтическая стоматология, ортопедическая стоматология, стоматология детского возраста, профилактика стоматологических заболеваний, хирургическая стоматология на заседании Учебно-методического Совета по специальности «Стоматология» - проведено в апреле 2008 г..

При создании единой комплексной программы клинической подготовки сотрудники факультета руководствовались аксиомой, что центральным вопросом деятельности современного врача-стоматолога должно являться не только лечение заболеваний, но и их профилактика. В связи этим потребовалось значительно расширить и углубить разделы программы, ориентированные на проведение стоматологического обследования пациента с применением всех необходимых клинических и эпидемиологических индексов ВОЗ; трактовать полученные результатов с использованием современного компьютерного программного обеспечения («ПериоТЕСТ», «Кариограмма»).

Учитывая, что интеграция научных достижений современной стоматологии и компьютерных технологий в учебный процесс невозможна без реализации возможностей дистанционного обучения, в рамках создания медиатеки проводилась работа с внуриротовыми камерами, использование обучающих программ компьютерной анимации, участие в дистанционных консилиумах, Интернет-конференциях, лекциях и мастер-классах ведущих представителей отечественной и мировой стоматологической науки и практики.

5. Результаты на этапе выполнения проекта

В процессе работы было создано методическое обеспечение процесса гармонизации системы высшего стоматологического образования в свете требований Болонской декларации. Созданы новая программа дисциплин специальности, проект номенклатуры стоматологических специальностей, методические рекомендации по использованию модульной технологии.

Предложен проект нового Государственного образовательного стандарта и методических рекомендаций по применению балльно-рейтинговой системы оценки знаний.

Создана и реализована концепция Универсального фантомного модуля и методическое обеспечение по его использованию. Заказано и закуплено необходимое оборудование.

Создан иллюстративный материал для системы дистанционного образования по специальности 040400 - стоматология: CD-диск «Некариозные поражения зубов» и DVD - диск «Оперативные вмешательства при лечении патологии пародонта».

В учебный процесс внедрены инновационные технологии. Созданы методические рекомендации по использованию нативных свиных голов, запланировано внедрение в учебный процесс оптической техники.

На факультете создана медиатека по профильным дисциплинам, включающая циклы лекций на основании мультимедийных презентаций, видео- или фоторяды наиболее сложных пациентов, обратившихся в клиники академии, созданы кафедральные видеотеки учебных фильмов, посвященных новым технологиям и стоматологическим материалам, в том числе на английском языке.

6. Информация по проекту была представлена:

1) Заседание ЦМС ММА имени И.М. Сеченова, апрель 2008 г.

2)   Заседание Ученого Совета стоматологического факультета ММА имени И.М. Сеченова, март 2008 г.

10. Публикации по тематике проекта:

1. Интеграция медицинского стоматологического образования в единое европейское пространство. (М.Я. Алимова, И.М. Макеева)//, Воронеж, 2007, стр. 10-15.

 

28.04.08

Руководитель проекта, декан стоматологического факультета,  профессор                                                                           И.М. Макеева