Под защитой микрофлоры 03.09.2008

Под защитой микрофлоры

Результаты недавних исследований позволяют утверждать: влияние микрофлоры кишечника на общее состояние организма человека недооценено. Так, выяснилось, что она играет одну из самых главных ролей в обеспечении иммунитета.

Как показывают исследования, бактериальный штамм Bifidobacterium infantis 35624, относящийся к пробиотикам, позволяет улучшить противовоспалительную и противопатогенную защиту организма. Положительное воздействие пробиотической микрофлоры на работу желудочно-кишечного тракта давно доказано и хорошо изучено. Теперь можно говорить о благотворном воздействии пробиотических микроорганизмов на весь организм. Этой теме посвящена статья, опубликованная в августовском выпуске издания PLoS Pathogens. Автор научного исследования Лайам О`Махони работает в Университетском колледже Корка.

Воспалительная реакция — один из основных этапов иммунного ответа. Обычно этот процесс идёт быстро и позволяет организму эффективно справляться с заражением, не вызывая при этом сильного дискомфорта. Но бывают такие ситуации, когда при иммунном ответе развивается воспаление, повреждающее и здоровые ткани.

По словам О`Махони, «воспаление может быть хроническим. Миллионы людей по всему миру страдают от того, что при иммунном ответе затронуты не только заражённые участки, но и здоровые ткани». Проведённое исследование показало, что Bifidobacterium infantis 35624 может усилить иммунную защиту организма. Это подтверждает гипотезу о том, что эффект от симбиотической микрофлоры желудочно-кишечного тракта проявляется не только на уровне пищеварительного тракта, но и всего организма.

Воспалительная реакция, пишет автор статьи, сопровождает широкий спектр заболеваний, например, воспалительную болезнь кишечника (ВБК), артриты, бактериальные колиты, диабет 1-го типа, заболевания, вызванные негативными последствиями трансплантации органов, другие. В проведённых ранее клинических исследованиях Bifidobacterium infantis 35624 продемонстрировал способность ослаблять интенсивность воспаления у пациентов с ВБК. Полученные данные позволяют говорить о том, что за снижение интенсивности воспаления ответственен именно штамм Bifidobacterium infantis 35624.

В опубликованной научной работе исследовалось влияние Bifidobacterium infantis 35624 на иммунитет к сальмонелле (Salmonella typhimurium), опасному микроорганизму, вызывающему кишечные инфекции, которые практически всегда сопровождаются воспалением. Взятый из человеческого кишечника штамм Bifidobacterium infantis 35624 был введён мышам в виде замороженной смеси. Это было сделано за три недели до того, как мышей заразили сальмонеллой. Животные, получившие Bifidobacterium infantis 35624, имели гораздо больше специализированных иммунных клеток, контролирующих ответ иммунной системы на патогены (в данном случае на сальмонеллу), чем животные, не получившие этот микроорганизм.

Активность Bifidobacterium infantis 35624 вызывает индуцирование Т-регуляторных клеток, которые защищают хозяина от сильной воспалительной реакции, которая имеет место во время инфекции или при аутоиммунном заболевании. Исследователи пришли к следующему выводу: введение Bifidobacterium infantis 35624 приводит к усилению защиты от инфекции. Также отмечается снижение интенсивности воспалительного повреждения тканей, которое происходит из-за чрезмерной активности врождённой иммунной системы.

Для более подробного описания проблемы мы обратились к Александру Олескину, возглавляющему сектор биосоциальных проблем на биологическом факультете МГУ. Профессор Олескин склонен рассматривать аспекты микробной организации через призму биополитики, не забывая при этом и о физиологии микроорганизмов.

— Микрофлора человека как чуткий камертон отзывается на изменения в физиологическом и даже психологическом самочувствии её хозяина. Реагируя на изменения состояния организма человека, она, в свою очередь, влияет на хозяина. В частности, она может облегчить стресс, и это есть функция многих полезных микроорганизмов, например, бифидобактерий и лактобацилл. Эти микроорганизмы давно известны человеку как неотъемлемые «спутники» кисломолочных продуктов, а ныне входят в состав специальных лекарственных препаратов (пробиотиков), призванных улучшить здоровье и психику пациентов путём преодоления дисбактериоза и заселения кишечника нормальной микробиотой. Микроорганизмы снабжают наш организм ценными химическими веществами, включая аминокислоты, белки, а также ферменты, витамины группы В, карбоновые кислоты, циклические нуклеотиды (цАМФ, цГМФ). Микробные продукты обеспечивают кишечные клетки энергией, повышают местный иммунитет, активируя, в частности, работу иммунных клеток крови — фагоцитов, а также принимают участие в регуляции работы кишечника. В целом микрофлору полости кишечника и его пристеночной биоплёнки можно рассматривать как особый «микробный орган», напоминающий печень по своей массе (в среднем 1—1,5 кг) и многообразию функций.

В то же время сошлёмся на положение Мечникова о «неоптимальности» микробиоты человека. Её компоненты могут и усугубить стресс, вызвав инфекционное заболевание. Так, патогенная бактерия Helicobacter pylori активируется в условиях стресса, вызывая язвенную болезнь. В экспериментах с мышами продемонстрировано, что социальный стресс влияет на поведение многих симбиотических микроорганизмов: микробы кишечника и кожи начинают мигрировать в лимфатические узлы. Важно то, что стресс и другие психофизиологические изменения, влияющие на микрофлору, могут порождаться эмоциональными и даже политическими факторами. Это актуально для нашего времени обострения политических конфликтов, международной напряжённости, которая может переживаться людьми как угроза войны. Перемены в поведении симбиотических микроорганизмов (вплоть до агрессии по отношению к хозяину, обнаруживающие себя в виде инфекций) могут рассматриваться как биополитически значимые индикаторы, отражающие эмоциональный фон и влияющие на поведение людей.

В литературе предложено несколько объяснений эффектов стресса на микрофлору человека:

• стресс влечёт за собой повышение рН (снижение кислотности) желудочного содержимого, нарушение кишечной моторики, увеличение концентрации бикарбоната в двенадцатиперстной кишке; всё это ухудшает условия для нормальной микрофлоры типа лактобацилл, и освободившиеся ниши заполняются менее желательными микроорганизмами;

• стресс ведёт к снижению содержания иммуноглобулина А (IgA) в организме человека, что ослабляет иммунную защиту против потенциально болезнетворной микрофлоры.

В наши дни нарастание числа дисбактериозов, безусловно, связано с частым применением антибиотиков и гормональных препаратов, ухудшением состояния окружающей среды, накоплением в ней разнообразных загрязнителей и особенно радиоактивных веществ, неполноценным и неправильным питанием, а также стрессами. Отдельные продукты питания, рекламируются сегодня как высокоэффективные пробиотические препараты, способные помочь справиться с этими факторами. Однако для терапевтического эффекта требуется такое количество бактерий, которое содержится в 150—200 упаковках «чудодейственных кисломолочных продуктов».

• Исходная статья: STRF.ru