«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
Курс на конкурс 25.08.2008

Курс на конкурс

Высшую школу России ждут радикальные перемены

России должно остаться всего 150-200 высших учебных заведений. Об этом заявил министр образования и науки Андрей Фурсенко на совещании о развитии сети научно-образовательных центров России, прошедшем на днях в Московском инженерно-физическом институте (МИФИ). В заседании принимал участие Президент РФ Дмитрий Медведев.

А.Фурсенко обозначил свою позицию, касающуюся сокращения количества вузов в России. По его словам, в ходе конкурса, проводимого в рамках Национального проекта “Образование”, выяснилось, что большинство наших высших учебных заведений не конкурентоспособны. Поэтому серьезной финансовой поддержки государства на сегодняшний день достойны всего 15-20% из них. Остальные, по мнению министра, либо могут стать филиалами оставшихся университетов, либо должны быть преобразованы в профессиональные средние учебные заведения, либо вообще должны закрыться.

Радикальная перестройка высшей школы была предложена министром не случайно. В частности, к озвученному А.Фурсенко сокращению большего числа вузов страны как раз может привести современная государственная политика в этой области, о принципах которой говорил на совещании Д.Медведев. Президент назвал пять основных актуальных задач научно-образовательной сферы.

“Первое - это всемерное содействие развитию конкурентоспособных научных школ”, - сказал глава государства. Для этого он призвал “более широко внедрять принцип конкурсного распределения государственных финансов. Причем на основе незаангажированной, неаффилированной экспертизы”. Для того чтобы этот механизм заработал, президент предложил сформировать государственную программу фундаментальных исследований для академических институтов, университетов и других научных организаций. Второй важнейшей задачей глава государства назвал подготовку и закрепление в России нового поколения научных кадров. Один из способов ее решения, по его словам, предложен в только что принятой Федеральной целевой программе “Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы”.

Третьей задачей Медведев назвал дальнейшее формирование и развитие грантовой системы поддержки интеграции деятельности научных и образовательных организаций.

Четвертая задача - это создание системы мер для привлечения в нашу страну преподавателей и ученых из ведущих научных и образовательных центров мира. “Потому что достаточно долго получалось так, что у нас была обеспечена научная мобильность в одну сторону. Из нашей страны уезжали, к нам никто не приезжал. Пора эту ситуацию поменять. Контакты должны быть. Мобильность должна присутствовать, но во всех направлениях”, - подчеркнул глава государства.

Пятая важная задача, по словам Медведева, это формирование сети новых научных и научно-образовательных центров, к числу которых относятся и федеральные университеты. Он сообщил о том, что “нужно окончательно определиться с площадками для организации таких университетов в округах”. К двум существующим ныне федеральным университетам (ЮФУ и СФУ) вскоре добавится еще один - Дальневосточный. Кроме того, отметил Медведев, в ближайшее время будет рассматриваться возможность создания таких университетов на Урале (в Екатеринбурге), в Поволжье (на базе казанских учебных заведений) и в Калининграде.

Д.Медведев подчеркнул, что в сеть новых научно-образовательных центров могут войти и традиционные национальные университеты, которые можно также назвать исследовательскими центрами. “Им как центрам концентрации российской науки мы тоже будем оказывать приоритетную под­­держку”, - заметил он. Причем придать такой статус, по мнению президента, уже сегодня можно МГУ им М.В.Ломоносова, Санкт-Петербургскому госуниверситету, Московскому физико-техническому институту. Кроме того, по словам Медведева, необходимо развивать и специализированные университеты. Такими, на его взгляд, могут стать Ядерный университет на базе МИФИ и Технологический университет на базе Московского института стали и сплавов.

А.Фурсенко в своем выступлении одним из важных инструментов повышения эффективности качества научно-образовательной деятельности назвал проектный подход. “Этот подход успешно зарекомендовал себя при реализации, в частности, существующих федеральных целевых программ, и в полной мере его преимущества проявились при проведении в рамках нацпроекта “Образование” конкурса инновационных вузов”, - сказал он.

Так же, по его мнению, можно действовать и в науке. “По аналогии с конкурсом инновационных вузов, на наш взгляд, действенными мерами в научной сфере могли бы стать конкурсы программ развития научно-исследовательских институтов вне зависимости от их административной подчиненности”, - подчеркнул А.Фурсенко. По его словам, эти конкурсы помогут лидерам совершить скачок в развитии, приобрести современное оборудование, привлечь ведущие научные кадры. Министр отметил, что необходимый комплект соответствующих документов разработан и представлен в Правительство РФ.


Исходная статья: ПОИСК
Авторы:  Снежана ЮЖНАЯ