«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
26.08.2008

Для разработки параметров федерального бюджета на 2009—2011 годы Минэкономразвития предлагает инновационный вариант прогноза социально-экономического развития РФ на этот период

Минэкономразвития РФ разработало прогноз социально-экономического развития РФ на период до 2011 года по двум основным вариантам и двум дополнительным вариантам. В качестве основного для разработки параметров федерального бюджета на 2009—2011 годы. предлагается второй вариант прогноза — инновационный. Об этом сообщает ПРАЙМ-ТАСС со ссылкой на материалы, подготовленные к сегодняшнему заседанию правительства РФ.

Так, в основных вариантах прогноза заложены одинаковые прогнозные оценки мировых цен на нефть — умеренное снижение средней цены на нефть Urals с 112 долл/баррель в 2008 г до 88 долл/баррель в 2011года. Различия по вариантам объясняются, прежде всего, изменением динамики конкурентоспособности российского бизнеса и эффективностью реализации правительственных мер по усилению инновационного характера российской экономики и ее диверсификации.

Первый вариант — инерционный — отражает развитие российской экономики в условиях замедления роста экспорта углеводородов при относительном ухудшении конкурентоспособности отечественной продукции на фоне нарастающих кризисных процессов на рынке ипотеки в США и мировых финансовых рынках. Это проявляется в торможении инвестиционной активности, значительном снижении темпов роста банковского кредитования и относительно более высоком вкладе импорта в удовлетворение внутреннего спроса. Темпы роста ВВП снижаются с 8,1 проц в 2007 г до 5,4—5,9 проц в 2010—2011 годах.

Второй вариант — инновационный — ориентируется на относительное улучшение конкурентоспособности российского бизнеса, сохранение высокой инвестиционной активности и осуществление ряда крупных инфраструктурных проектов, устойчивое развитие банковской системы и повышение ее вклада в рост экономики. Темпы роста ВВП в 2009—2011 годы прогнозируются на уровне 6,2—6,7 проц.

В инновационном варианте предусматривается увеличение затрат на НИОКР, образование и здравоохранение и повышение эффективности этих сфер, что влияет не столько на текущие темпы роста экономики, сколько на качество экономического роста и разворот российской экономики к инновационному социально-ориентированному типу развития.

Дополнительно проработаны варианты, учитывающие различные сценарии развития ситуации на мировом рынке нефти и мировой экономической конъюнктуры.

Фактор внешнеэкономической конъюнктуры, в значительной степени определявший высокие темпы роста в предшествующие годы, заметно снижается. Если в 2004 г 42 проц роста экономики обеспечивалось внешними факторами, то в 2007 г их вклад в структуру роста не превысил 26 проц. На протяжении последующих лет прогнозного периода вклад внешних факторов в прирост экономики стабилизируется на уровне 1,3—1,5 процентных пункта прироста ВВП. Доля внешних факторов будет обеспечивать лишь 22—26 проц прироста ВВП.

Рост стоимостного объема экспорта будет определяться сдержанной динамикой цен на нефть и другие топливно-энергетические товары российского экспорта. Таким образом, в отличие от прошлых лет, рост экономики будет опережать динамику экспорта и не сможет поддерживаться на прогнозируемом уровне внешнеэкономическими факторами.

Внутренние факторы все в большей степени будут определять как уровень, так и устойчивость темпов экономического роста. В связи с этим значительно возрастает роль инвестиционного климата и государственной экономической политики.

В рамках первого варианта развития ухудшение внешнеэкономических условий не компенсируется соответствующим улучшением качества экономического роста и конкурентоспособности российского бизнеса. Это ведет к снижению темпов роста до 5,4—6 проц в 2009—2011 годах.

Для стабилизации траектории экономического роста на уровне не ниже 6—7 проц в год, соответствующей второму варианту развития, необходимо существенное увеличение эффективности и конкурентоспособности экономики и усиление инвестиционной составляющей экономического роста.

Инновационный сценарий предполагает, во-первых, более активное поведение компаний по повышению конкурентоспособности своей продукции, снижению издержек, внедрению эффективных технологий, завоеванию рынков и участию в совместных с государством инновационных и структурных проектах. Повышение конкурентоспособности выражается в более высоких темпах роста частных инвестиций, более динамичном наращивании экспорта, особенно обрабатывающей продукции, и относительно более низкой эластичности импорта по внутреннему спросу.

Второе — формирование элементов национальной инновационной системы и повышение инвестиций в развитие человеческого капитала.

Третье — проведение более активной социальной политики, в т. ч. в бюджетном секторе, что сдерживает увеличение дифференциации доходов.

Четвертое — эффективное использование инструмента госинвестиций для развития энергетической и транспортной инфраструктуры, реализации высокоэффективных инновационных проектов и приоритетных отраслевых стратегий и программ /в т. ч. реализации программ развития гражданской морской техники, гражданской авиации, федеральной космической программы, программы производства стратегических материалов и др.

Определенный вклад в повышение спроса окажет и более высокий рост доходов населения, прогнозируемый по второму варианту. За счет этого и других социальных факторов активизации роста экономики будет обеспечено до 0,2 процентных пункта прироста ВВП.

Важнейшим условием повышения эффективности функционирования экономики будет увеличение вложений в развитие инновационной системы России и в человеческий капитал. В 2009—2011 годах предполагается увеличение бюджетного и частного финансирования секторов НИОКР, образования и здравоохранения, а также повышение показателей инновационной активности.

В секторах здравоохранения и образования в среднесрочной перспективе предполагается рост частного финансирования в меру роста ВВП при некотором опережающем росте бюджетных расходов. Расходы на образование повышаются с 4,8 проц в 2008 г до 5,6 проц в 2009—2011 годах. Этот рост связан с началом реализации системы преобразований, в том числе инновационных программ в образовании, развитии исследовательских вузов, программ поддержки талантливой молодежи и детей, образования инвалидов, непрерывного образования и начала модернизации системы подготовки и переподготовки профессиональных кадров. В полной мере предусмотренные преобразования в сфере образования требуют увеличения расходов на образование в 2011 году до 5,6—5,8 проц ВВП.

Учитывая понижающуюся динамику добычи нефти, она может составить в 2008 г 492 млн т. В условиях ухудшения структуры и качества разведанных запасов и перехода на позднюю стадию эксплуатации месторождений западносибирской провинции в первом варианте в 2009—2011 годах добыча нефти стабилизируется на уровне 497—500 млн т. Предполагается, что в данном варианте принятые ранее налоговые новации не окажут существенного влияния на увеличение добычи нефти в новых нефтедобывающих провинциях — таких, как Восточная Сибирь и Республика Саха /Якутия/, и высокий общий уровень налоговой нагрузки будет оказывать негативное влияние на инвестиции в освоение новых месторождений.

Во втором варианте в 2009 г добыча нефти прогнозируется в объеме 503 млн т /102,2 проц к уровню предыдущего года/, а к 2011 г она достигнет уровня 518 млн т /100,8 проц к предыдущему году/.

В результате более интенсивного влияния принятых и намечаемых дополнительных налоговых новаций предполагается наращивание вклада в совокупные показатели российской добычи нефти со стороны новых провинций — таких, как Восточная Сибирь и Республика Саха /Якутия/. Предполагается сглаживание падающей динамики добычи в западносибирской нефтяной провинции за счет совершенствования организации добычи и перехода на меньшие, более сложные в освоении объекты, а также начало добычи нефти в российском секторе Каспийского моря.

В рамках данного варианта учитывается возможность соединения трубопроводной системы ОАО «Транснефть» (TRNF) с нефтепроводом Каспийского трубопроводного консорциума /КТК/ и расширение пропускной способности системы КТК.

Экспорт нефти в первом варианте увеличивается с 253 млн т в 2009 г до 256 млн т в 2010—2011 годах. Во втором варианте экспорт нефти увеличивается с 255 млн т в 2009 году до 262 млн т в 2011 году. Это обусловлено спросом на нефть на европейском рынке и дополнительным экспортом нефти на рынок АТР по трубопроводной системе Восточная Сибирь — Тихий океан. Замедление темпов роста экспорта нефти связано с увеличением объемов переработки нефти и снижением темпов роста добычи нефти.

В первом варианте предполагается тенденция снижения экспорта нефтепродуктов, связанная со стабилизацией объемов добычи нефти и возрастанием потребностей внутреннего рынка в нефтепродуктах. В период 2009—2011 гг прогнозируется снижение экспорта нефтепродуктов с 111,7 млн тдо 107 млн т.

Во втором варианте предполагаемые мероприятия по реконструкции действующих нефтеперерабатывающих предприятий, увеличению производства качественных нефтепродуктов, реализации строительства новых нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств создадут условия для роста экспорта нефтепродуктов с 115,4 млн т в 2009 г до 117,8 млн т в 2011 году.

Для снижения инфляции принимаются меры, направленные на стабилизацию продовольственных рынков: снижение импортных пошлин и повышение экспортных пошлин на ряд инфляционно опасных товаров, меры по стимулированию конкуренции. С учетом снижения цен на зерно и другие товары на мировых рынках в текущем году, во 2-м полугодии 2008 г прогнозируется снижение роста внутренних цен на продукты до 2 проц против 8,9 проц год назад. Вместе с тем в 2008 г в инфляции повысилась монетарная составляющая в связи высоким ростом денежного предложения в прошлом году и высокими инфляционными ожиданиями.

В среднесрочной перспективе на снижение инфляции нацелена комплексная программа, включающая в себя две группы мер.

Во-первых, меры по стимулированию предложения товаров и развитию конкуренции, особенно на продовольственных и сельскохозяйственных рынках; развитию инфраструктуры торговли, и мер по сдерживанию роста издержек, в том числе путем создания новых рыночных инструментов ограничения роста тарифов естественных монополий в условиях расширения масштабов дерегулирования и борьбы с рынками олигополии и развития конкурентной среды /на рынках нефтепродуктов, других материальных ресурсов/.

Для сдерживания монетарной инфляции в среднесрочной перспективе необходимо ограничить как рост денежной массы, так и обеспечить повышение склонности населения к сбережениям. Для сдерживания немонетарной инфляции — обеспечить рост предложения товаров, развитие конкуренции, а также сдерживать рост издержек.

Во-вторых, меры бюджетной и денежной политики, направленные на снижение монетарной составляющей инфляции путем ограничения роста денежной массы, стимулирования сбережений населения и регулирования спроса.

В результате проведения антиинфляционной политики целевая инфляция в 2009 году снизится до 7—8,5 проц, в 2010 году — до 5,5—7 проц. В 2011 году инфляция снижается до 5—6,8 проц. Снижению инфляции будет способствовать прогнозируемое в рамках второго основного варианта падение мировых цен на нефть в 2009—2011 годах.

Предполагается, что в результате принятых мер и снижения темпов роста потребительского спроса и денежного предложения монетарная составляющая инфляции понизится. Более резкое подавление инфляции методами денежно-кредитной политики ограничено угрозой падения темпов роста потребления и инвестиций, и тем самым экономического роста в целом.

Валютные резервы возрастут в 2008 г примерно на 174 млрд долл и достигнут при прочих равных условиях 650 млрд долл. К 2011 г в результате сжатия сальдо счета по текущим операциям рост резервов может снизиться до 20—25 млрд долл.

Вариант 2а предполагает значительно более жесткие внешние условия для российской экономики, что проявляется в падении мировых нефтяных цен к 2011 г до 75 долл/баррель и ежегодном уровне чистого притока капитала, не превышающем 50 млрд долл. Дефицит счета текущих операций в этих условиях увеличится к 2011 г до 140 млрд долл, а притока валюты будет недостаточно для предотвращения сокращения валютных резервов. При этом номинальный курс рубля будет снижаться сильнее, чем во втором варианте.

Значение сальдо торгового баланса в последние годы определяется в большей степени изменениями «условий торговли», чем динамикой реальных торговых операций. Ускорение роста цен на нефть привело к значительному увеличению стоимостных объемов экспорта в 2008 г. Ожидается, что будет вывезено товаров на сумму 525 млрд долл. Номинальный рост экспорта составит более 48 проц, в то время как физический рост поставок не увеличится более чем на 3 проц. Стоимостной рост импорта /в долларах/ увеличится в 2008 г на 38 проц, однако, в отличие от экспорта, основной вклад в этот рост будет сделан реальным ростом поставок продукции, которые увеличатся на 23 проц.

В 2009—2011 гг прогнозируется, что «условия торговли» начнут ухудшаться вслед за снижением цены на нефть и к 2011 г будут на 13 проц хуже, чем в 2008 г. Это резко снизит значения положительного сальдо торгового баланса: к 2011 г профицит сократится до менее 20 млрд долл с 217 млрд долл в 2008 году.

Экспорт после сокращения в 2008 году будет находиться в 2009—2011 годах в диапазоне 502—510 млрд долл. При этом физический рост экспорта будет составлять 2—4 ghjw в год. Наиболее значительно к 2011 г по сравнению с 2007 г увеличится экспорт машин, оборудования и транспортных средств — в 1,6 раза, продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья — в 1,4 раза. После сокращения в 2008 г экспорт товаров ТЭК начнет несколько увеличиваться — на 1—2 проц в год.

Импорт вырастет с 223 млрд долл в 2007 г до 490 млрд долл в 2011 г. В период 2009—2011 гг физические темпы роста импорта будут постепенно замедляться — с 23 проц в 2008 г до 11,5 проц в 2011 г. Это замедление будет связано не только со снижением роста внутреннего спроса и темпов укрепления реального курса рубля, но и с динамикой импорта потребительской продукции, где существует потенциал переориентации внутреннего спроса на товары отечественного производства. Начало процессов импортозамещения можно ожидать в пищевой промышленности, производстве бытовой техники, автомобилестроении.

Таким образом, импорт потребительской продукции будет постепенно вытесняться с внутреннего рынка, его рост замедлится с 16 проц в 2007 году до 7 проц в 2011 году. Импорт будет ориентирован на приобретение высокотехнологичной продукции /доля инвестиционных товаров в структуре импорта вырастет с 27,6 проц в 2007 году до 31,4 проц в 2011 году и на товары промежуточного использования /рост доли с 34,7 проц до 37,7 проц/.

В 2008—2011 годах инвестиционная активность в экономике сохранится на высоком уровне. Среднегодовые темпы прироста инвестиций в основной капитал составят от 12 до 14 проц, в целом увеличатся в 1,6—1,7 раза к уровню 2007 годах в зависимости от варианта развития.


Исходная статья: STRF.ru