«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
Татьяна Голикова ответила на самые острые социальные вопросы 11.07.2008

Татьяна Голикова ответила на самые острые социальные вопросы

Изменения в пенсионном законодательстве, величина материнского капитала, права инвалидов, лекарственное обеспечение - все эти наболевшие темы прозвучали на встрече министра здравоохранения и соцразвития Татьяны Голиковой и российского омбудсмена Владимира Лукина. Вопросы главному социальному министру задавали уполномоченные по правам человека в российских регионах.

Планирует ли Россия подписать в ближайшее время Конвенцию ООН о правах инвалидов?

- Такое решение фактически принято. В понедельник на заседании президиума правительства было решено, что уже в ближайшее время председатель правительства Владимир Путин внесет документ на подпись президенту. Минздравсоцразвития активно работает с общественными организациями инвалидов, которые выступали двигателем такого решения.

Но подписать документ мало. После этого начнется второй, более сложный этап ратификации. Нам предстоит гармонизировать российское законодательство с требованиями Конвенции. Начинать придется с понятийного аппарата, чтобы привести нашу нормативно-правовую базу и международные требования "к общему знаменателю". Соответствующий законопроект готовится и будет рассмотрен депутатами, вероятно, уже в осеннюю сессию.

Будет ли меняться порядок проведения освидетельствования граждан на предмет установления инвалидности и степени ограничения трудо способности, закрепления более четких критериев при проведении медико-социальной экспертизы (МСЭ)?

- Два постановления правительство уже приняло. Первое - направлено на упрощение процедуры прохождения медико-социальной экспертизы. Инвалидам, имеющим необратимые заболевания или увечья (перечень таких показаний утвержден в соответствии с международной классификацией), теперь достаточно пройти процедуру переосвидетельствования только один раз, и инвалидность им будет устанавливаться бессрочно, без регулярных и бессмысленных повторных процедур. Постановление это готовилось долго, общественные организации инвалидов его одобрили.

Второе постановление вступит в силу с 1 октября 2008 года, оно упростит выдачу средств индивидуальной реабилитации инвалидов. Соответствующий приказ мин здравсоцразвития уже на "выходе", до конца июля он будет доведен до всех учреждений МСЭ.

Что предпринимается для того, чтобы улучшить работу учреждений МСЭ, сократить очереди и, кроме того, дать людям возможность обжаловать не устраивающие их решения?

- При утверждении новой структуры правительства функции и полномочия по организации работы МСЭ возложены на Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА). Это не случайно. У ФМБА имеется собственная медико-социальная экспертиза, соответственно, хороший опыт по ее организации, подготовленные кадры. Поэтому есть все основания полагать, что в рамках передачи полномочий работу учреждений МСЭ в регионах удастся серьезно улучшить. Тем более что будет усилена их материально-техническая база: и в части нового оборудования, и обновления помещений, и подготовки персонала. Есть соответствующее поручение председателя правительства, и сегодня минздравсоцразвития проводит консультации с минфином о выделении средств в том числе и для повышения зарплаты сотрудникам учреждений МСЭ.

Что касается действующего порядка обжалования решений МСЭ, то надо серьезно думать, как улучшить положение. Случай из реальной жизни: для того чтобы ребенку, лишившемуся глаза, была установлена инвалидность, его отцу пришлось дойти до федерального учреждения МСЭ, потому что на местном и региональном уровне ему несколько раз отказывали.

Налаживая работу МСЭ, нужно исходить из того, чтобы, с одной стороны, не расширять аппарат, а с другой - приблизить эту социальную услугу к гражданину. Руководству ФМБА дано поручение проработать концепцию модернизации работы МСЭ. Когда появятся конкретные предложения - они обязательно будут вынесены на Общественный совет при министерстве для обсуждения.

По закону, на сегодняшний день выплата материнского капитала предусмотрена в случае рождения второго, третьего или последующего ребенка единственный раз в жизни. Обсуждается ли возможность изменения законодательства с тем, чтобы стимулировать матери рождение каждого следующего ребенка? Предполагается ли расширить варианты использования полученного капитала родителями?


- Эта тема обсуждалась многократно: и по расширению направлений использования материнского капитала, и по поощрению рождения каждого последующего ребенка. Решение принято такое: до 2010 года, когда начнется практика по реальному использованию этих денег семьями, исходные условия получения материнского капитала и правила его использования меняться не должны. Надо посмотреть и проанализировать, как будет работать закон в реальной жизни. Вся нормативная база для этого принята.Уже сейчас величина материнского капитала индексируется в зависимости от инфляции.

Когда в 2010 году появятся первые результаты, после их анализа можно будет делать выводы и, если возникнет необходимость, корректировать закон.

Много обращений от льготников по поводу предоставления им возможности выбора между ежемесячной денежной выплатой (ЕДВ) и набором социальных услуг (соцпакетом) не один, как сейчас, а два раза в год. Считают ли в минздравсоцразвития такие изменения целесообразными?

- По действующему законодательству ежегодно до 1 октября гражданин имеет право письменно заявить о выходе из программы, и в этом случае в следующем году ЕДВ ему будет выплачиваться с учетом стоимости соцпакета. Через год, если он по-прежнему хочет получать деньги, он снова должен писать заявление, что для многих льготников достаточно неудобно. Поэтому есть предложение ввести право "по умолчанию": пока человек не заявил письменно о своем выборе - лекарства или деньги, за ним сохраняется прежний порядок оказания государственной поддержки.

Что делается для того, чтобы улучшить обеспечение лекарствами?

- Надо признать, принцип "свободного выбора" - бесплатные лекарства или деньги создал серьезные трудности для выполнения программы ДЛО, поскольку в ней остались люди, которым лекарства требуются постоянно и в большом объеме. Средняя стоимость рецепта растет. Финансирование на лекарственное обеспечение увеличилось многократно (до 2005 года в год тратилось порядка 13 млрд рублей, на 2008 год только по семи дорогостоящим нозологиям выделено более 33 млрд рублей, и еще более 27 млрд - для остальных льготников). Тем не менее количество проблем не убывает, и к нам постоянно обращаются из регионов с просьбами об увеличении финансирования.

Но при этом ситуация достаточно парадоксальная: есть регионы, в которых средняя стоимость рецепта 300 рублей (укладывается в подушевой норматив), и при этом жалоб нет. Но есть и прямо противоположные примеры: стоимость рецепта намного выше, а жалоб много. Кроме того, по данным проверок Росздравнадзора в первом полугодии 2008 года, в некоторых регионах на складах остаются большие остатки одних лекарств, а других не хватает. Все это говорит о том, что мы пока так и не научились как следует администрировать программу, управлять финансами, грамотно составлять заявки.

Стоимость соцпакета индексировалась с 417 рублей до 427. Но только увеличением финансирования эту проблему не решить. Хотя в этом году решено дополнительно выделить регионам 10 млрд рублей.

Есть поручение председателя правительства Владимира Путина вернуться к обсуждению идеологии предоставления льготникам соцпакета услуг. Дело в том, что первоначально лекарственное обеспечение, входящее в пакет социальных услуг, обозначалось как один из видов социальной поддержки. Сейчас же складывается понимание того, что обеспечение лекарствами должно быть привязано к процессу лечения. Это не столько социальная, сколько медицинская услуга. Но такой подход требует изменения оргганизационных механизмов программы.


Исходная статья: www.remedium.ru