«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
05.06.2008

Долг и мужество

В нашей стране всегда гордились российской военной медицинской школой. А как сегодня?

В этом учебном году российские высшие учебные заведения лишатся более двух третей расположенных на их территории военных кафедр - из существующих 232 под закрытие подпадает 165. Приказ о ликвидации уже подписан в Правительстве РФ. Место закрытых кафедр займут учебные центры, которые Минобороны России намерено создать в крупнейших федеральных вузах страны. О массовом сокращении кафедр еще в 2005 г. говорил вице-премьер Сергей Иванов. Именно тогда было объявлено, что ликвидация произойдет как раз в 2008-2009 гг. Согласно плану Минобороны России, военные кафедры останутся только в 67 вузах. Медицинские вузы не исключение.

Как же будет дальше развиваться военная медицина, которой в стране очень гордились? Вспомним хотя бы, что в годы Великой Отечественной войны 72,3% раненых возвращались в строй после лечения в госпиталях. И это был очень серьезный вклад военных медиков в победу над врагом.

Кроме того, год 2008-й еще и особенный для факультета военного обучения Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова. Здесь готовятся к первому выпуску военных врачей, часть из которых уже выразила желание продолжить свою профессиональную карьеру в Вооруженных силах РФ. Это событие совпало с 250-летием прославленной альма-матер.

О проблемах обучения специальности военного медика корреспондент «МГ» беседует с проректором академии по учебной работе, членом-корреспондентом РАМН, в свое время возглавлявшим Главное военно-медицинское управление Минобороны России, генерал-полковником Иваном ЧИЖОМ.

- Иван Михайлович, факультет военного обучения создан не так давно в ММА им. И.М.Сеченова. В этом году Правительство РФ приняло решение о закрытии военных кафедр во многих вузах. А с каким настроем «военный» факультет ММА смотрит в будущее?

- За время своего существования военная медицина доказала свое высокое назначение не только для армии и флота, но и для всего государства в целом, во многом способствуя прогрессу отечественной медицинской науки и практики. Поэтому я думаю, что Постановление Правительства РФ № 152 от 06.03.08 «Об обучении граждан РФ по программе военной подготовки в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования» будет выполнено без перекосов. В результате только повысится качество подготовки военных медиков. В Минобороны России понимают, что качественная подготовка офицеров медицинской службы позволяет поддерживать боеготовность не только медицинской службы Вооруженных сил РФ, но и в определенной степени обороноспособность страны.

Уточним, что по вышеназванному постановлению на базе ММА им. И.М.Сеченова, Ростовского и Владивостокского государственных медицинских университетов, а также в Московском государственном медико-стоматологическом университете создаются учебные военные центры. На мой взгляд, это правильный подход. Он позволяет использовать научный и педагогический потенциал ведущих медицинских вузов России для подготовки медиков по военным дисциплинам. Такая форма дает и ощутимый экономический эффект, способствует рациональному использованию бюджетных средств, выделяемых на базовую и последипломную подготовку военно-медицинских специалистов.

Есть и такая особенность. В настоящее время подготовка студентов по программе офицеров запаса прекращена во всех медицинских вузах страны. Тем не менее, чтобы совершенствовать подготовку студентов высших медицинских учебных заведений к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и военного времени, в 2008 г. начинает работать типовая программа для медицинских вузов и медицинских факультетов «Экстремальная и военная медицина».

Таким образом, реорганизация факультета военного обучения будет осуществлена в контексте задач по обучению студентов, во-первых, по программе военной подготовки и, во-вторых, по учебной дисциплине «Экстремальная и военная медицина», предусмотренной государственными образовательными стандартами по высшему профессиональному медицинскому и фармацевтическому образованию. Хочу успокоить молодых людей, мечтающих поступить на факультет военного обучения. Последние новации только улучшат подготовку как будущих офицеров медицинской службы, так и специалистов гражданской системы здравоохранения за счет единого понимания целей и задач не только военной, но и экстремальной медицины. А вовсе не упразднят военную медицину...

- Есть ли особенности в обучении врачей, которые решили связать свою судьбу с армией? И можно ли стать военным врачом, окончив вуз Минздравсоцразвития России или медицинский факультет Рособразования?

- Новейшая история мировой медицины показывает, какое разнообразие форм и методов существует в организации медицинского обеспечения боевых действий и чрезвычайных ситуаций. Ни один самый подготовленный в своей области врач не сможет быть полезным в этих условиях без знания неотложных (критических) состояний, основ военно-полевой хирургии и терапии, эпидемиологии и других специальных дисциплин, а главное - без знания и опыта организации медицинского обеспечения в экстремальных условиях при массовых потоках раненых, пораженных и больных. Это положение актуально для всего врачебного состава - от рядового врача до руководителя медицинской службы любого ранга. Поэтому главным условием успешного решения задач военной медицины в боевых действиях и при чрезвычайных ситуациях остается наличие высококвалифицированных специалистов. Можно говорить, что это крайне важно как для Министерства обороны РФ, так и для МВД, МЧС России и всей системы здравоохранения в целом.

Хочу подчеркнуть, что опыт подготовки военных врачей на базе гражданских вузов в нашей стране складывался десятилетиями и отказываться от него просто неразумно. В 70-е годы прошлого столетия были открыты военно-медицинские факультеты в Куйбышеве, Саратове, Томске. Выпускники этих факультетов составили 65% личного состава врачей Сухопутных войск, Ракетных войск стратегического назначения и других родов войск. Думаю, все медики знают, что перевестись туда можно было, окончив четыре курса мединститута.

- Будущих военных готовят в ММА - сугубо мирном вузе. На ваш взгляд, сказывается ли это на качестве подготовки офицеров медицинской службы?

- Факультет военного обучения был создан именно для реализации додипломного образования. Сюда можно поступить, подписав контракт с Минобороны России и выдержав экзаменационные испытания. И это хорошее сочетание, когда клинические дисциплины будущие медики изучают в ведущем медицинском вузе страны, а военно-специальную подготовку получают в лучших госпиталях и ЛПУ Минобороны России. 

- В последние дни возникла бурная дискуссия о планах Минобороны при проведении военной реформы лишить военных врачей, юристов, журналистов и тыловиков права носить погоны. Как это может сказаться на престижности профессии военного медика? И какой конкурс сегодня на факультет военного обучения самого известного медицинского вуза страны?

- Мне как военному человеку трудно комментировать даже не приказы, а только намерения министра обороны. На мой взгляд, целью такого реформирования (если оно произойдет) станет приведение количественных и качественных параметров системы военного образования в соответствие со структурой, численностью и задачами военной организации государства.

Интерес абитуриентов к новому факультету говорит сам за себя. Начиная с 2003/2004 учебного года ежегодный прием студентов на факультет составляет 150 человек, и конкурс был всегда не меньше 1:2.

- Куда после окончания факультета устраиваются ваши выпускники? Насколько востребована их специализация и сколько вообще молодых врачей нужно военному ведомству и другим силовым структурам?

- В первую очередь наши выпускники готовятся для войскового звена (часть, соединение) медицинской службы ВС РФ... Что касается второй части вопроса, ответ на него зависит, какой будет в ближайшем будущем наша армия.

- Сейчас многое говорится о переходе к единому государственному экзамену. Как вы считаете, можно ли вводить такую форму испытания для абитуриентов, выбравших для себя медицинские вузы?

- Действительно, такая форма вступительных испытаний вводится с этого года. Вскоре должен поступить перечень предметов по ЕГЭ по Москве и Московской области. В то же время руководство академии считает, что даже после перехода к ЕГЭ в медицинских вузах должны остаться дополнительные испытания, которые могли бы показать, что абитуриент в будущем способен отвечать за жизнь и здоровье людей.

- Где проходят обучение ваши студенты? Что называется, «у постели больного»? Как решается проблема клинических баз для факультета военного обучения?

- На факультете военного обучения ММА им. И.М.Сеченова преподают известные в России и за рубежом медики. Кроме того, мы обладаем уникальной учебно-методической инфраструктурой за счет использования лечебно-диагностических мощностей ведущих ЛПУ Министерства обороны РФ. Это и Главный военный клинический госпиталь им. Н.Н.Бурденко, 2-й Центральный военный клинический госпиталь, консультативно-диагностические центры МО РФ № 9, № 52, № 17, Центральная поликлиника МО РФ. Всё это позволяет готовить военных врачей в соответствии с самыми высокими мировыми стандартами.

- В этом году исполняется 250 лет ММА им. И.М.Сеченова. Как готовятся отметить эту знаменательную дату на факультете военного обучения?

- Конечно же, мы не хотим быть в стороне от организации и проведения праздничных мероприятий, посвященных 250-летию академии. Можно назвать только часть запланированного: спортивный праздник «Быстрее, выше, сильнее!», спортивно-театрализованный праздник «Виват академия!», фестиваль искусств «Весна на Пироговской» и другие...

Беседу вел Павел АЛЕКСЕЕВ.

Москва.


Исходная статья: газета "Медицинская газета" №41 от 04.06.2008