«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
03.06.2008

КОМНАТА ЗАБЫТЫХ РУК И НОГ

Я в комнате инъекционных процедур фантомного центра Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова. На полимерных частях человеческого тела или муляжах, воспроизводящих его целиком, студенты осваивают навыки врачебного мастерства.

В этой аудитории учатся делать уколы. На столиках - пластиковые руки, ноги, ягодицы. В США и Германии их изготовили изумительно похожими на естественные образцы.

На локтевом сгибе синеют вены, проступают знакомые мускулы. Телесный цвет воспроизведён настолько правдоподобно, что невольно ищешь взглядом волоски и родинки. Кажется, какие-то растяпы забыли здесь свои части тела, и вот-вот за ними вернутся!

Внутривенные введения на локтевом сгибе, кисти и стопе мне постепенно удались. Получилось шприцем взять из вены жидкость, имитирующую кровь. Справился и с внутрикожной инъекцией, судя по тому, что в «кожице» муляжа образовалась «пуговка». А вот внутримышечная инъекция в ягодицу не состоялась.

Руководитель фантомного центра, кандидат медицинских и доктор педагогических наук Мария Александровна МЕЩЕРЯКОВА шутит, что столь «меткого» попадания в седалищный нерв она не видела давно... Вместо верхненаружного квадранта ягодицы я нацелил шприц в ее середину. Мою ошибку мне объяснили на другой ягодице, где можно откинуть силиконовую кожу и увидеть нервы, кровеносные сосуды. Многие фантомы здесь представлены как бы парой близнецов. Один - это цельная часть тела, а внутрь другого можно заглянуть.

В следующей комнате студенты отрабатывают приёмы общего ухода за больными. Розовым манекенам ставят клизмы, промывают с помощью зондов желудок. Затем я попадаю в зал, где старшекурсники учатся реанимации. Передо мной на кушетке лежит пластиковый юноша в шортах и футболке. Это уже не муляж, а тренажёр, поскольку в него встроены электронные устройства, контролирующие, как студенты проводят искусственную вентиляцию лёгких (дыхание изо рта в рот или в нос), делают наружный массаж сердца. Я тоже пытаюсь его сделать. Мне далеко не сразу удается подобрать усилия нажимов, найти для них точное место на груди. Наконец, на пульте загорелась зеленая лампочка-индикатор правильных действий! И всё же получаю двойку, не уложившись в необходимое время.

Зато мне удалось «помочь» другому «пострадавшему». Обхватив сзади фантом, я надавливаю на область живота под диафрагмой. Изо рта моего пациента вылетает шарик, имитирующий предмет, которым он мог подавиться. На столике рядом муляжная шея, поперёк которой я попробовал сделать скальпелем надрез. Оказывается, он может спасти жизнь человека, погибающего от удушья. Тут же понимаю, почему эта операция доверяется только врачам. Мой надрез вышел слишком большим, задета щитовидная железа.

В красном спортивном костюме раскинулся на кушетке ещё один «юноша». Среди всех фантомов ему выпадают самые тяжкие испытания. Он предназначен для обучения травматологов и хирургов. Его «врачуют» всевозможными шинами, повязками. Прикрепляют выпуклые накладки, изображающие ожоги, отморожения, переломы, всевозможные раны. Вот на живот пластикового бедняги прикрепляют самую впечатляющую накладку. Она напоминает бледного осьминога - так имитируется выпадение части кишечника в случае ранения живота. Что делать? Пытаюсь вправить кишки, но мне советуют остановиться. Если такое несчастье случается на самом деле, нужно закрыть рану бинтом или любым подручным куском ткани, а затем оставить больного до приезда врачей.

- В России есть два центра, аналогичных этому, - рассказывает Мария Мещерякова, - в Нижнем Новгороде и в Казани. Кстати, в столице Татарстана студентов учат также с помощью профессиональных актёров, имитирующих поведение пациентов при различных болезнях, в ответ на разные действия врача.

Планируется развивать материально-техническую базу таких центров по образцу западных стран. Там уже используются тренажёры нового поколения. Есть роботы, имитирующие реакции оживающего и умирающего человека при сердечно-лёгочной реанимации и оперативных вмешательствах; «тренажёры-роженицы», которые автоматически воспроизводят все этапы родов.

Фантомные центры необходимы, потому что обучение врача должно быть не только теоретическим, но и практическим. Будущий врач должен обладать навыками «рукоделия», доведёнными до автоматизма. А ещё такие центры поддерживают в студентах мотивацию к образованию. Преподаватели других кафедр нам завидуют: «К вам студент приходит с горящими глазами, к нам бы так ...»

На начальных курсах многие студенты устают от лекций, учебников, микроскопов. Им не терпится поработать с больными своими руками, разобраться в своих сомнениях - «ту ли профессию я выбрал?». Однако допустить для обучения студентов к современному пациенту становится всё труднее, прежде всего по причине повышения его юридической грамотности и благосостояния. В этой ситуации фантомные центры оказываются просто незаменимыми.


Исходная статья: газета "Столетник" №9 (041) май 2008 г.
Авторы:  Александр РЫЛОВ