«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
Страну обуют в наноноски 29.05.2008

Страну обуют в наноноски

Хотите верьте, хотите нет, но нанотехнологии выходят в массы. Московский предприниматель Владимир Родионов открывает производство носков с добавлением частиц серебра — сильнейшего антисептика, способного убить сотни видов бактерий. Опытная партия продукции уже сошла с конвейера.

Задолго до появления «Роснанотеха», не жалеющего миллионы на развитие нанотехнологических производств, директор небольшой трикотажной фирмы «Мэр» Владимир Родионов задумал производить носки с добавлением наночастиц серебра. — самого сильного естественного антибиотика, способного уничтожить более 650 видов бактерий.

«Я физик по образованию, и когда-то активно занимался наукой, — объясняет Владимир свой интерес к новейшим технологиям. — Только в конце 90-х годов, когда государство совсем перестало поддерживать учёных, забросил исследования и ушёл в бизнес, развивать производство чулочно-носочных изделий. В это время за рубежом начался настоящий нанотехнологический бум. Самые авторитетные журналы стали печатать статьи о новых результатах в изучении материалов; Владимир Родионов: «В конце 90-х годов, когда государство совсем перестало поддерживать учёных, забросил исследования и ушёл в бизнес, развивать производство чулочно-носочных изделий» интернет заговорил, правда, только на английском языке, о великом будущем зарождающейся nanoscience. Я просто не мог остаться равнодушным...».

В поле зрения вчерашнего физика попала и статья китайских учёных, в которой говорилось о возможности производить текстиль с применением нанотехнологий. «Никакой конкретики в публикации не было, — вспоминает Владимир. — Просто написали, что наверное, будет неплохо обработать трикотажные изделия наночастицами серебра — сильнейшего антисептика, убивающего большинство известных бактерий. Но этого оказалось достаточно. Я загорелся идеей применить нанотехнологический подход к производству носков, возобновил все научные связи и наладил сотрудничество с учёными Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева».

Так началась работа над созданием отечественной технологии нанесения наномембран благородного металла на обычный текстиль. В результате появились носки, которые, если верить инструкции, обеспечивают благоприятную среду ногам их носителя, препятствуют образованию неприятных запахов и сохраняют свои уникальные свойства после длительного использования и многократных стирок.

Отечественные носки отличаются от заграничных
И всё же раньше «серебряные» носочки появились на американском и европейских рынках. В 2005 году в США была запатентована технология изготовления серебряных нитей, изначально предназначавшихся для производства армейских носков. В прошлом году таллинская фирма SUVA по американской лицензии наладила выпуск «гражданского» нанотрикотажа, который довольно быстро завоевал сердца, или точнее, ноги прибалтов, и вышел из Эстонии на рынки Финляндии и Швеции. В Таллине настолько гордятся этим фактом, что изготовленные по американской технологии носки на полном серьёзе называют «эстонской нокией».

Но ознакомившись с продукцией конкурентов, Владимир Родионов сделал вывод, что избранный им технологический путь отличается от заграничного. «Иностранцы серебром обрабатывают синтетику, а мы — хлопок, — уточняет он. — В первом случае „серебряной“ получается только часть носка (искусственные нити, как правило, присутствуют только в пяточной и носочной части, и составляют не более десяти процентов продукта), во втором — благородный металл равномерно распыляется по всей поверхности изделия».

Отечественный рецепт «облагораживания» хлопкового волокна держится в строгом секрете. «Технология находится в стадии патентования, — поясняет Родионов. — Разработка методики нанесения серебра на ткань и поиск оборудования, с помощью которого можно реализовать эту идею, заняли более двух с половиной лет, и если я открою сейчас хотя бы некоторые карты, меня догонят максимум через полгода».

Впрочем, происки вездесущих конкурентов — далеко не единственная головная боль предпринимателя, работающего над продвижением нанотоваров. Прежде чем поставить на этикетке модную маркировку «нанотехнологии», Владимиру пришлось доказывать, что в составе его продукции присутствуют частицы размером в миллиардную долю метра. А доказывать это было непросто, поскольку российские органы сертификации ещё не научились распознавать наноразмерные молекулы. Экспертизу проводило закрытое государственное ведомство, название которого наш герой в печати решил не разглашать. Наличие в носках серебра было подтверждено результатами наукоёмких анализов и выдачей соответствующего сертификата.

«Наноноски готовы покупать 700 000 россиян»
Наукоёмкие проекты, как правило, и завершаются получением сертификата или, в лучшем случае, патента. Но Владимир Родионов на этом останавливаться не собирается. Он изучает спрос и готовится представить «серебряные» носки на рынке.

Уже выпущены опытные партии в двух ценовых категориях — по 350 и 60 рублей за пару. Разница в цене обуславливается не количеством серебра, которое составляет ничтожно малую часть — не более пяти миллионных долей от веса продукта, а качеством основы носочного изделия. Собственно приставка «нано» даёт наценку всего лишь в 30—50 рублей.

На первый взгляд, это совсем немного. Но Родионов отмечает, что даже небольшое удорожание простого товара из-за каких-то невидимых невооружённому глазу частиц поймёт далеко не каждый покупатель. Спрос на нанотехнологии нужно формировать. «Очередь за „серебряными“ носками выстроится только тогда, когда по “Первому каналу” через каждые полчаса будут говорить об их преимуществах, — уверен изобретатель. — Пока народ не понимает, о чём идёт речь. Попробуйте спросить в элитном магазине о нанотрикотаже! Хорошо, если вас не обругают!».

В тоже время предприниматель считает, что и без больших затрат при грамотном маркетинговом подходе в обществе можно пробудить небольшой стабильный интерес к нанотехнологичным товарам. Он провёл такой эксперимент: в одном московском магазине выставил на продажу пробную партию носков, предварительно устроив часовой ликбез по нанотехнологиям смене продавцов. В итоге покупатели, которых обслуживала просвещённая смена, приобрели продукции в три раза больше, чем те, кого отоваривали не сведущие в «нано» продавцы.

Был произведён и примерный анализ спроса, согласно которому в России ежегодно покупать по 10 пар наноносков готовы по меньшей мере 700 тысяч человек. Однако обеспечить этими трикотажными изделиями даже минимум «нуждающихся» относительно небольшое частное предприятие не в состоянии. «Чтобы носков хватило всем, нужно вовлечь в процесс их производства ещё несколько чулочно-носочных фабрик, — замечает Родионов. — Но прежде я должен полностью описать процесс нанесения серебра на хлопок, чтобы он стала понятна любому технологу, и производить носки по нашей лицензии могли другие предприятия».

В настоящее время Владимир Родионов работает над описанием технологии, и почти не беспокоится о необходимых инвестициях на расширение бизнеса. Говорит, что наноносками уже интересовались владельцы крупного капитала. Впрочем, пока контракты не подписаны, и массовый потребитель не оценил в полной мере достижений современной нанонаучной мысли, предрекать великое будущее отечественному «серебряному» текстилю, наверное, преждевременно.

Проверено на себе
И, наконец, самое интересное — проверка на практике уникальной отечественной технологии нанесения серебра на трикотаж. Первым испытал носочки сам производитель Владимир Родионов: носил их, не снимая, две недели. В результате носки испачкались, но не излучали специфического аромата и не создавали вопиющего дискомфорта ногам. Вывод: в них можно идти в поход, ехать на охоту или рыбалку. Потом Владимир злонамеренно постирал носки 11 раз подряд, и убедился, что они сохраняет свои чудесные свойства и после многократных стирок.

После этого партия из 100 пар была отправлена в серьёзное, уже упоминавшееся в этой статье «засекреченное» ведомство на экспериментальную носку. Заключение об эксперименте я не видела, но, судя по тому, что ведомство сертифицировало наноноски, продукция прошла проверку.

Ну и, конечно, собирая материал, я не могла отказать себе в удовольствии устроить свою, на мой взгляд, наиболее независимую экспертизу первому отечественному нанотехнологичному трикотажу. И была горько разочарована: пока фирма «Мэр» выпускает только мужские наноноски, минимум 40-го размера. Правда, обещает расширить ассортимент.


Исходная статья: STRF.ru
Авторы:  Наталья Быкова