Грибки нейтрализуют обеднённый уран 08.05.2008

Грибки нейтрализуют обеднённый уран

Во многих зонах военных конфликтов, в которых в последние годы ведутся боевые действия, почва и вода загрязнены радиоактивными элементами, в частности обеднённым ураном. Для временной изоляции подобных веществ учёные из университета Данди (University of Dundee), что в Великобритании, предлагают использовать так называемые микоризные грибы.

Микориза – это симбиотическое сосуществование мицелия гриба с корнями высших растений. Микоризные грибы (mycorrhizal fungi) получают от растений углерод, а сами делают доступными для них неорганические соединения, кроме того, гриб обеспечивает дерево большей поверхностью всасывания.

Британские учёные знали (по предыдущим исследованиям в этой области), что некоторые микроорганизмы живут за счёт радиоактивных руд и даже способны переваривать токсические вещества без вреда для собственной жизни. Поэтому в лаборатории они попытались "скормить" грибам обеднённый уран.

Этот материал представляет собой в основном 238U, то есть то, что осталось после извлечения из природного урана двух других его изотопов — 235U и 234U. Обеднённый уран в два раза менее радиоактивен, чем природный, но, тем не менее, он остаётся таким же токсичным, как ртуть или свинец.

Самое известное применение обеднённого урана — сердечники для бронебойных снарядов (при сплавлении с молибденом и титаном металлический уран становится твёрже и прочнее стали). Во время разрыва оболочки снаряда вредные вещества распыляются вокруг, именно поэтому их так много, например, на территории бывшей Югославии и Ирака.

Но вернёмся к результатам эксперимента. Через несколько месяцев после его начала микологи выяснили, что грибки "переводят" (изолируют) металлический уран в стабильную форму (фосфат уранила), которая имеет значительно меньше шансов попасть в пищевую цепочку.

"Более того, такая трансформация происходит как с обеднённым, так и с природным ураном и даже продуктами его коррозии", — добавляет ведущий исследователь проекта Марина Фомина (Marina Fomina). Более подробно о происходящих при этом процессах читайте в пресс-релизе университета.

В теории грибки можно использовать и для очистки сточных вод, отмечают в своей статье в журнале Current Biology авторы открытия.

Кстати, одна команда американских учёных придумала, как при помощи бактерий бороться с коррозией, а другая обнаружила, что грибки способны разрушать пластик.

Источник: Science