«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
09.04.2008

Доверие аптечному работнику должно быть обоснованным

Одна из задач сотрудника аптеки - умение правильно сориентироваться в огромном массиве информации о тысячах лекарственных средств. На основании результатов проведенного анкетирования аптечных работников новую форму повышения их фармакологических знаний предлагают д.ф.н., профессор ММА им. И.М. Сеченова Роза ЯГУДИНА и заместитель руководителя отдела образовательных программ и повышения квалификации ФГУ НЦЭСМП Росздравнадзора, к.м.н., доцент Лидия ОВЧИННИКОВА.

По целому ряду причин россияне все чаще обращаются за советами по выбору и рациональному использованию лекарственных средств непосредственно к «первостольнику», минуя консультации врача. Проведенное нами анкетирование, включающее 480 пациентов из 68 городов и населенных пунктов России показало, что 59,1% из них принимают лекарственные средства в основном по рекомендации врача, а 23,3% следуют рекомендации фармацевтического работника. При этом около 70% респондентов уверены, что сотрудники аптек более информированы о действии ЛС, и поэтому доверяют провизору больше, чем врачу.

Уровень доверия, которое испытывают пациенты к знаниям провизоров, подтвердили и следующие цифры.

На вопрос, кто чаще виноват в развитии нежелательных реакций лекарств, 36,5% опрошенных сказали - врач, 39,6% - фармацевтические компании, 11,9% считают что «виноват» сам препарат и 11,9% - пациент. Но ни один респондент не сказал,

что побочное действие развилось по вине аптечного работника, что еще раз подчеркивает высокий уровень доверия к нему со стороны пациентов.

Это приводит к возрастанию роли и ответственности фармацевта и провизора, а особенно работников «первого стола», которые непосредственно контактируют с посетителями, ибо от профессиональных знаний, компетентности и коммуникативных навыков аптечных сотрудников зависит не только эффективность работы самой аптеки, ее товарооборот и общая прибыль, но и потребительская лояльность и здоровье самих пациентов. Что, в свою очередь, накладывает высокую ответственность на аптечных работников и требует от них постоянного совершенствования своих знаний.

В первую очередь речь идет об информированности провизоров (фармацевтов) в отношении препаратов безрецептурного отпуска, поскольку именно препараты этого ряда могут рекомендовать пациентам работники «первого стола».

Однако не секрет, что в настоящее время почти в каждой аптеке можно купить рецептурное средство безо всякого рецепта. Это красноречиво подтвердили результаты того же анкетирования. 68,5% респондентов сказали, что они покупают в аптеке рецептурные препараты без рецепта. И это касается только тех случаев, когда пациенты информированы заранее, что препарат, который они хотят приобрести, относится к средствам рецептурного отпуска.

Но существует еще много вариантов, когда пациенты подобной информацией не обладают, а, просто придя в аптеку и знакомясь с препаратами, представленными на витринах, выбирают то или иное лекарственное средство, совсем не спрашивая, могут ли они его приобрести без рецепта врача. Да и на витринах аптек часто безрецептурные препараты выложены вместе с рецептурными средствами по принципу их одинакового типа действия или клинического использования.

Например, ранитидин и фамотидин относятся к средствам безрецептурного отпуска. А омепразол или лансопразол должны отпускаться только по рецепту врача (Приказ Минздравсоцразвития от 26.07.2007 № 493 «Перечень ЛС, отпускаемых без рецепта врача»). Но во многих аптеках можно приобрести без рецепта любое их этих средств! Не представляет труда приобретение эналаприла или амлодипина подобным же образом, хотя и эти препараты относятся к средствам рецептурного отпуска. Некоторые врачи не оформляют рецепты должным образом. На листочке они лишь указывают препараты, которые пациент должен приобрести в аптеке. А раз так обстоят дела, то это заставляет провизоров владеть исчерпывающей информацией и о препаратах рецептурного списка.

В соответствии с приказом Минздравсоцразвития (12.02.07 года № 110), «ЛС, отпускаемые льготным категориям больных, могут выписываться как по международным непатентованным наименованиям (МНН), так и по торговым и иным названиям». Это требует от провизоров/фармацевтов, помимо знаний о действии лекарств, формах отпуска, особенностях дозирования, нежелательных эффектах, еще и информированности о современном ассортименте дженериков и их сравнительной стоимости.

При отпуске рецептурных препаратов, в случае отсутствия в аптеке выписанного врачом лекарства, провизор с согласия пациента может осуществлять синонимическую замену препарата. Такая ситуация заслуживает особого внимания. Ведь здесь задача работника аптеки усложняется. Необходимо не только дать пациенту обычную информацию о препарате, но и объяснить ему возможность замены на один из его дженериков. Сложившаяся ситуация требует от работника аптеки не только основательной базовой подготовки в учреждении высшего или среднего профессионального образования, но и знаний в области фармакологии.

Опрос 445 сотрудников аптек относительно того, требуются ли им курсы повышения квалификации, а если да - то какие именно, показал, что все эти специалисты единодушно (100%) ответили, что они нуждаются в пополнении знаний по фармакологии. Прежде всего, это относится к работникам «первого стола». Именно они непосредственно контактируют с пациентами. Особенностью современной подготовки фармацевтов и провизоров в вузах России является то, что они получают хорошие знания в области химии, фармакогнозии, технологии лекарственных препаратов. Но при этом недостаточно информированы по основным, клиническим дисциплинам. Поэтому аптечные работники (особенно «первостольники») нуждаются в дополнительных знаниях по фармакологии с основами патологии.

Действующая сегодня система тренингов и семинаров направлена в основном на освоение технологии продаж. В то же время Российское законодательство («Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 № 5487-1; ред. от 07.03.2005) относит фармацевтические предприятия, а также аптечные учреждения к государственной системе здравоохранения, основное предназначение которых - обеспечение мер по охране здоровья граждан.

Большое влияние на аптечных работников оказывают представители фармацевтических фирм. Нередко это приводит к тому, что у провизоров и фармацевтов складывается неправильное мнение о ЛС. Так, 48,3% аптечных работников сказали, что информацию о лекарствах они в основном получают от представителей фармацевтических фирм и 29,3% - из материалов, представляемых фармацевтическими компаниями. Однако аптечные работники должны получать и объективную и независимую информацию.

Для решения этого вопроса мы сделали первый шаг - создали «Фармакологический справочник с международными и торговыми названиями лекарственных средств». Основная цель справочника - представить фармакотерапевтическую информацию о действующем веществе препарата, а также привести перечень синонимов, разрешенных к использованию в нашей стране, с указанием государства-производителя. В отличие от других подобных изданий, в нем дается групповая характеристика препаратов, объединенных согласно классификации АТС по фармакотерапевтическому принципу, описываются механизмы действия, эффекты и типичные нежелательные реакции. Еще одной особенностью нашего справочника является описание патофизиологических основ заболеваний, при которых рекомендуется назначать данный прапарат. Тем самым, справочник может расцениваться, по словам ведущего клинического фармаколога академика РАМН, профессора В.Г. Кукеса, как первый справочник по клинической фармакологии для фармацевтических работников, способствующий формированию у специалистов фармакотерапевтического подхода к выбору лекарства.

Для облегчения работы сотрудников «первого стола» необходимо помочь им восполнить недостаток знаний по медицинским дисциплинам, представить в доступной форме информацию по тем заболеваниям или симптомам болезней, по поводу которых максимально часто к ним обращаются пациенты. Это с одной стороны. С другой стороны, они нуждаются в информации о рациональной фармакопрофилактике, фармакокоррекции или фармакотерапии этих патологий, а, следовательно, в необходимости владения информацией о лекарствах, используемых при той или иной патологии.

К сожалению, работники «первого стола» почти всегда в цейтноте. За короткое время беседы с посетителем они должны выяснить основные симптомы заболевания, методы применявшегося лечения и т.д. Все осложняется нехваткой у аптечного работника медицинских знаний, а также тем, что часто за «первым столом» работают специалисты, имеющие лишь среднее специальное образование.

Чтобы решить эту проблему, в 2006 году мы создали «Алгоритмы выбора и предложений лекарственных средств». В рамках этой постоянно развиваемой программы уже разработано 22 раздела, охватывающие различные патологии. Это, например, грипп, мигрень, бронхит, конъюнктивит, травмы, диарея и т.д.

Отправной точкой при создании «Алгоритмов» служит та или иная патология, по поводу которой пациенты чаще всего обращаются в аптеку. Подобную информацию мы чаще получали на семинарах по фармакологии для аптечных работников, проводимых в рамках конференций «Медфармконвенция», а также на семинарах аптечных работников, проводимых сотрудниками ФГУ НЦЭСМП Росздравнадзора. Таким образом, мы выбирали ту проблему, которую нам чаще всего подсказывали сами фармацевты и провизоры.

Выбрав ту или иную патологию, мы даем ей характеристику, останавливаясь на семи основных вопросах: определение данного заболевания, частота распространения, этиология, патогенез, клиническая картина, основные подходы к лекарственной терапии, меры предосторожности и профилактики.

Информационный блок по каждой патологии к тому же содержит алгоритмы выбора ОТС-препаратов, а также рецептурных лекарств.

Представляя в алгоритмах эти две группы препаратов, мы отдаем себе отчет в том, что фактически аптечный работник может рекомендовать пациенту только препараты безрецептурного отпуска. Но поскольку он может осуществлять синонимическую замену рецептурного препарата (при его отсутствии в аптеке), мы приводим также группу препаратов рецептурного отпуска.

Таким образом, если в отношении безрецептурных препаратов действия провизоров и фармацевтов носят рекомендательный характер, то в отношении рецептурных средств - главным образом информационный. Блок-схемы предлагаемых алгоритмов содержат информацию для оптимального подбора ЛС, которая обеспечит рациональную терапию, удовлетворит ожидания пациента по таким параметрам, как способ приема препарата, лекарственная форма, стоимость препарата.

Характеристика ОТС-препаратов включает информацию о фармакодинамике ЛС, фармакокинетике, способах применение и дозировке, формах выпуска, побочных эффектах, ценовых сегментах и противопоказаниях.

Многим МНН, фигурирующим в алгоритмах, соответствует большое количество торговых наименований. Перечислить все их подчас крайне сложно. В подобных случаях нам приходилось проводить «селекцию» препаратов-синонимов (оставляя в схеме не более 5-6 наименований), в основе которой лежали следующие принципы. Отбирались лишь препараты, имеющие действующую регистрацию на территории РФ. По возможности, выбирались синонимы из разных ценовых сегментов. В ряде случаев при выборе торговых наименований мы стремились указать максимально возможное число лекарственных форм препаратов с одним МНН.

Надеемся, что подобные материалы помогут сотрудникам «первого стола» повысить компетентность, поддержат социальную направленность аптек, учитывающих, прежде всего, интересы потребителя, нуждающегося в эффективной и безопасной терапии, и в целом будут способствовать развитию фармацевтического бизнеса.


Исходная статья: журнал "Фармацевтическая служба" №12 2007