«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
07.04.2008

Московская медицинская академия: традиции, инновации.

ММА имени И.М. Сеченова приблизилась к своему 250-летнему юбилею. Сегодня академия - крупнейший комплекс по подготовке, аттестации и повышению квалификации медицинских и фармацевтических кадров. С образованием здесь тесно связаны научные исследования и лечебный процесс. Академия является колыбелью большинства отечественных медицинских школ и научных обществ. Сотни тысяч врачей подготовлены в стенах академии за годы ее существования, миллионами исчисляется количество пациентов, чье здоровье было сохранено благодаря знаниям и умениям ее выпускников.

Родоначальником ММА был медицинский факультет Императорского Московского университета, открытого в 1755 г. по предложению великого русского ученого М.В.Ломоносова и графа И.И.Шувалова. Занятия на медицинском факультете начались в 1758 г. Первым получившим «для подачи в Московский университет» синодский указ и расписавшимся в его получении был Семен Герасимович Зыбелин, известный профессор медицинского факультета.

В то время факультет располагался в доме у Воскресенских ворот, построенном в XVII столетии. В 1793 г. факультеты Университета были переведены в здание на Моховой улице.

Преподавание на медицинском факультете Московского университета в XVIII веке ограничивалось чтением лекций. При изучении анатомии трупный материал не использовался, больные, находившиеся в больницах, служили только для показа студентам симптомов болезней и для указания применяемой при различных заболеваниях терапии.

За первые полвека своего существования медицинский факультет Московского университета стал крупнейшим в стране центром отечественной медицинской науки. По уставу Московского университета 1835 г. было образовано 10 кафедр и большое число дополнительных курсов, установлен пятилетний срок обучения. Первая половина XIX века, названая историками серебряным веком отечественной медицины, славится многими научными достижениями, выпускниками и преподавателями: Н.И.Пироговым, А.М.Филомафитским, Ф.И. Иноземцевым, С.П.Боткиным. В последующие десятилетия на факультете преподавали такие выдающиеся деятели медицины, как Г.А.Захарьин, А.А.Остроумов, Н.В.Склифосовский, А.Я.Кожевников, С.С.Корсаков, И.М.Сеченов, А.И.Бабухин, Ф.Ф.Эрисман, В.Ф.Снегирев, Г.Н.Габричевский, Н.Ф.Филатов и др. В это время появились новые кафедры, были введены лекционные и практические курсы по клиническим дисциплинам. Бурное развитие медицинской науки и активная деятельность факультета потребовали расширения клинической базы. В сентябре 1884 г.

Московская Городская Дума передала университету в полную его собственность городские пустующие земли на Девичьем поле. К 1897 г. благодаря частным пожертвованиям и государственному финансированию медицинский факультет располагал 12 клиниками, амбулаторией и научными подразделениями.

До 1930 г. медицинский факультет находился в составе МГУ, а затем был преобразован в Первый Московский медицинский институт.

Великая Отечественная война не обошла ведущий медицинский вуз стороной. В первые же дни войны ушли на фронт более половины его преподавателей и студентов, многие из них не вернулись. В тяжкие военные годы вуз продолжал готовить врачей.

В 1955 г. институту было присвоено имя И.М.Сеченова, а в 1990 г. он был преобразован в Московскую медицинскую академию имени И.М.Сеченова.

Сегодня учебный процесс академии обеспечивается 14 факультетами (лечебным, военного обучения, фармацевтическим, медико-профилактическим, стоматологическим, высшего сестринского образования, подготовки научно-педагогических кадров, иностранных учащихся, послевузовского профессионального образования врачей, педиатров, провизоров, специалистов медико-профилактического дела, управления здравоохранением и дополнительного профессионального образования преподавателей. Особенностью Московской медицинской академии является сочетание образования, исследовательской деятельности и лечебного процесса. В ней работают более 100 членов академий, имеющих государственный статус, преподают две тыс. педагогов и обучается более десяти тысяч студентов из России и 85 зарубежных стран.

Академия располагает Клиническим центром с 18 разнопрофильными клиниками на три тысячи мест с Центральной клинико-диагностической лабораторией, Научным центром с 21 лабораторией, пятью научно-исследовательскими институтами: молекулярной медицины, фтизиопульмонологии, фармации, общественного здоровья и управления здравоохранением, медицинской паразитологии и тропической медицины имени Е.И.Марциновского. В состав академии входят Центральная научная медицинская библиотека, Музей истории медицины, ботанический сад, стадион, спортивно-оздоровительный лагерь «Сеченовец», студенческие общежития.

Время диктует новые требования и традиционные подходы в обучении студентов сменяются инновационными. ММА имени И.М.Сеченова - единственная среди медицинских вузов - выиграла в 2006 г. конкурс инновационных образовательных программ на получение государственного гранта в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Программа Академии предполагала комплексное развитие наиболее важных направлений модернизации высшего медицинского и фармацевтического образования: повышение его доступности и качества, совершенствование содержания и управления образовательной деятельностью. Для ее реализация были использованы современные компьютерные системы, медицинская аппаратура и оборудование, образовательные технологии. Программа направлена на формирование в вузе конкурентной образовательной среды, что позволит максимально приблизить качество обучения к реальным потребностям экономики и общества. При этом сохраняется баланс между знаниями, ориентированными на практику, и фундаментальными науками. В ходе педагогического процесса выпускников обучают не только современным медицинским технологиям, но и технологиям завтрашнего дня. В рамках Программы в академии создан Центр по информатизации учебного процесса и Центр по отработке практических навыков на специальных тренажерах. Уже приобретено около 500 различных фантомов - имитаторов либо полностью человеческого тела, либо отдельных его органов, на которых студенты смогут отрабатывать приемы оказания неотложной помощи и ухода за пациентом.

Во время занятий преподаватель с пульта дистанционного управления может смоделировать любую патологическую модель, а студент, применив соответствующие методы, имеет возможность в широком диапазоне освоить практические навыки и диагностировать заболевание. Представлены также фантомы для отработки профессиональных манипуляций в акушерстве и гинекологии — от наглядных пособий по развитию плода до имитатора родов. Есть фантом, моделирующий различные патологические состояния новорожденного. Стоматологические фантомы способны имитировать звуки и слюноотделение, челюсти оснащены съемными зубами на которых можно изучать патологические процессы и осуществлять лечебные процедуры.

После отработки навыков на фантомах студенты гораздо увереннее чувствуют себя у постели больного. Такой способ обучения позволяет сохранять приверженность главному принципу российской высшей медицинской школы «лечить не болезнь, а больного». По атому же пути идет современная наука, исследуя особенности больного на клеточном уровне. Понимание глубинных процессов должно стать основой и главным направлением в системе медицинского образования. В этих целях на базе Научно-исследовательского института молекулярной медицины ММА имени И.М. Сеченова создается специальный GMP-центр, где будут разрабатываться и испытываться новейшие клеточные технологии. Планируется, что Центр станет базой для научной работы студентов и преподавателей, местом, где осваиваются новые методики .

Кроме того, в рамках Программы реализуется проект «виртуальная операционная». Благодаря техническим средствам и современным информационным технологиям появилась возможность проведения заочного консилиума у операционного стола. В случае необходимости хирург во время операции может проконсультироваться, например, с цитологом, врачом-лаборантом, клиническим фармакологом. Наблюдать за манипуляциями хирургов, действиями анестезиологов и других участников операции в режиме реального времени смогут и студенты. Более того, преподаватель имеет возможность контактировать с оперирующим хирургом, с лабораториями Все это позволяет студентам не только учиться, но и почувствовать реальную обстановку во время операции.

Одной из составляющих Программы является создание на фармацевтическом факультете учебно-производственной аптеки и аналитической лаборатории, в которых студенты могут своими руками по прописям составить порошки, изготовить микстуру, провести анализ различных лекарств, определить возможные примеси.

Основной принцип современной высшей школы — это доступность информации, ее поиск и оценка, умение работать с большими объемами полученных сведений. Поэтому наиболее важной частью инновационной программы является создание единой информационной структуры. Для ее реализации строятся компьютерные сети, бумажные источники информации переводятся на электронные носители, меняются и частично создаются заново системы управления Академией и учебным процессом. По завершению ее создания преподаватели и студенты получат доступ к электронным библиотекам, справочным материалам, у них появится возможность виртуального общения.

Особенностью программы Московской медицинской академии имени И.М.Сеченова является ее разнообразие и разносторонность. Она, по сути дела, включает все аспекты деятельности высшей школы. В качестве составных частей в Программе содержатся проекты по информатизации учебного процесса, а также совершенствованию управления вузом,

Внедрение инновационных образовательных технологий невозможно без системного подхода. Поэтому было принято решение в первую очередь создать систему управления качеством образования в соответствии с международными стандартами. Сейчас идет активная стадия обучения сотрудников и подготовка к проведению сертификационного аудита системы менеджмента качества Академии , но уже очевидна готовность вуза к внедрению системы. В настоящее время Академии получила сертификат соответствия стандарту ISO 9001:2000. В будущем система менеджмента качества будет развиваться и постоянно совершенствоваться.

Реализация Программы формирования инновационного образовательного пространства ММА имени И.М. Сеченова позволила создать модель современного высшего медицинского учебного заведения, которая может быть использована и другими медицинскими и фармацевтическими вузами страны.

По мнению академика Михаила Пальцева, не может быть эффективной медицинской помощи населению без качественного медицинского образования.

В декабре 2007 года под председательством министра здравоохранения и социального развития РФ Татьяна Голиковой состоялось заседание организационного комитета по подготовке и празднованию юбилея академии.

Открывая заседание, Татьяна Голикова дала высокую оценку деятельности научно-педагогического коллектива Академии по подготовке высококвалифицированных врачебных и провизорских кадров и заверила, что со стороны министерства будет оказана соответствующая материальная помощь в подготовке к празднованию юбилея.

По материалам пресс-службы


Исходная статья: газета "Вузовский вестник" №2(50) январь 2008