«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
03.04.2008

В интересах пациента

Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова и Национальная ассоциация медицинского права (НАМП) провели международный симпозиум "Образование врачей в сфере обеспечения прав пациентов". В работе симпозиума, состоявшегося в рамках "Российского медицинского форума—2007" под сопредседательством президента НАМП, заведующего кафедрой медицинского права ММА им. И.М. Сеченова, члена-корреспондента РАМН профессора Ю.Д. Сергеева и вице-президента НАМП, главного врача Новосибирского областного госпиталя № 2 ветеранов войн, доктора медицинских наук Л.В. Канунниковой, приняли участие представители Австрии и Германии.

В докладе "Права пациентов в современной России и система обучения врачей медицинскому праву" профессор Ю.Д. Сергеев детально осветил эту важную проблему, а также констатировал наличие дисбаланса между "европейским" уровнем разработки прав пациента в нашей стране и явно недостаточным законодательным обеспечением работы врача. Существует острейшая необходимость создания кафедр медицинского права в медицинских вузах, охвата правовой учебой практикующих врачей и среднего медперсонала. Эти и другие проблемы совершенствования медицинского права в России делают настоятельной потребностью изучение зарубежного опыта в данной области.

Разрешая конфликты до суда

Руководитель юридической службы Австрии по защите прав пациентов и инвалидов доктор Г. Бахингер в своем выступлении рассказал о ситуации в сфере прав пациентов в Европе, приводя немало примеров из жизни своей страны. Он сообщил, что его служба является государственным учреждением, полностью независимым в своей работе. Успеху ее деятельности благоприятствует также возможность заявлять свою позицию по назревшим вопросам на самом высоком официальном уровне. Служба имеет два основных направления деятельности. Во-первых, это рассмотрение жалоб и разрешение конфликтов, возникающих в ходе медицинского обслуживания, в сотрудничестве с юридическими органами. Во-вторых, у службы имеются важные задачи в образовательной сфере. Отметим, что Г. Бахингер — профессор в области медицинского права Венского университета, преподаватель курса "Права пациента в стоматологическом университете Австрии.

Докладчик отметил вклад его страны в развитие прав пациентов в Европе. "В Австрии, — сказал он в частности, — за последние 15—20 лет сложилась система методов и подходов, используемых при оказании помощи и поддержки пациентам. Путь, избранный нами, позволяет предотвращать развитие конфликтов в практическом здравоохранении, разрешая их до суда. Это очень тяжелая работа, берясь за которую, надо добиваться качественных результатов. Речь идет не о том, чтобы удовлетворять полностью все требования пациента, а также не о том, чтобы всегда защищать врачей. Это должно быть квалифицированное управление ситуацией!..".

Для студентов и практиков

— В 1997 г. на кафедре социальной гигиены и организации здравоохранения Новосибирского государственного медицинского университета было организовано преподавание курса основ медицинского права и медицинской этики врача, — сообщила в докладе доктор медицинских наук Л.В. Канунникова. — Задачи курса — обучить студентов ориентироваться в действующем законодательстве и применять его нормы в практическом здравоохранении, формировать у молодых специалистов интерес к развитию отечественного и зарубежного медицинского права. Важно также, что правовой всеобуч вошел в программы городских и районных конференций врачей нашего региона, помогая им подготовиться к выполнению тестовых заданий при аттестации на квалификационную категорию. Стати­стика профилактики правовых нарушений в области практического здравоохранения за 10 лет — убедительное свидетельство успеха новосибирцев.

Профессия "опасна и трудна"

По вопросам обучения врачей в области прав пациентов выступил руководитель Департамента страхования профессиональной ответственности медработников страховой компании "Винтертур и транс-атлантическое страхование АГ" П. Вайдинтер (Германия). Компания охватывает страхованием 300 тысяч врачей, договоры закрепляют их обязанность незамедлительно сообщать о возникновении конфликтных ситуаций с пациентами.

— На основе получаемых таким путем данных мы занимаемся прежде всего практическим обучением врачей в конкретных областях медицинского права, — сказал П. Вайдингер. — Надо считаться с тем, что из-за особенностей национального законодательства профессия врача в Германии опасна и трудна. При этом до самого последнего времени в стране отсутствовала система информирования врачей о правах пациентов. Приходится восполнять пробел в их обучении и информировании. Мы врачей страхуем, суммы страховки достигают 500 тысяч евро и более. Но и на них самих может быть наложена персональная ответственность: вплоть до запрета на профессию...

Компании удается улаживать на досудебном этапе 90% конфликтов в здравоохранении. Поскольку в Германии любые нарушения норм информирования пациентов квалифицируются как врачебные ошибки и за это налагается штраф, то такой показатель можно считать высоким. Во избежание подобных ошибок и штрафов нужно опять-таки тщательнее обучать врача медицинскому праву и страховать его ответственность за информирование.

Выступивший затем президент издательства PMI verlag AG, организатор и модератор ежегодного международного семинара "Права пациентов" П. Хоффманн представил доклад "Обучение врачей правам пациентов в Германии". Он отметил: сложность ситуации в том, что законодательная защита пациента обеспечивается прецедентным правом. Такое право хорошо знают юристы, но медработникам овладеть им непросто, многие же граждане и вовсе его не знают. При этом остро стоит задача уйти от патерналистских отношений врача и пациента, т.е. добиться равного понимания ими совместно принимаемых решений об избираемом пути лечения.

Сергей СМАГИН


Исходная статья: газета "Медицинский Вестник" № 34 (419) от 31 октября 2007