«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
11.12.2007

Итоговый отчет по реализации проекта «Cоздание центра по экспертизе и признанию документов об образовании, полученных за рубежом»

ИТОГОВЫЙ ОТЧЕТ
ПО ПРОЕКТУ: "
СОЗДАНИЕ ЦЕНТРА ПО ЭКСПЕРТИЗЕ И ПРИЗНАНИЮ ДОКУМЕНТОВ ОБ ОБРАЗОВАНИИ, ПОЛУЧЕННЫХ ЗА РУБЕЖОМ"

 

1. Актуальность проекта

1.1. ММА им. И.М. Сеченова является старейшим и ведущим медицинским Вузом страны, в котором получили образование тысячи иностранных граждан. В настоящее время здесь обучается более 2 тысяч иностранных студентов и аспирантов из 83 стран мира, действует более 100 международных соглашений с образовательными и научными учреждениями 65 стран. В структуре ММА им. И.М. Сеченова вот уже 60 лет функционирует деканат по работе с иностранными учащимися (ныне факультет иностранных учащихся). Опыт данного факультета послужил основой для создания целостной системы обучения иностранных граждан в Российской Федерации. За долгие годы работы факультетом накоплен уникальный опыт работы с иностранными гражданами, в том числе с их личными делами и документами об образовании. Остро возросшая необходимость в проведении экспертизы и установлении эквивалентности иностранных документов об образовании продиктована прежде всего значительным расширением географического ареала претендентов, желающих продолжить свое обучение в России и прежде всего стран СНГ, где в последние годы были открыты более 30 коммерческих медицинских Вузов, качество подготовки в которых не соответствует государственным образовательным стандартам.

В процессе реализации более 300 договоров об обмене студентами и преподавателями с зарубежными университетами осуществляется работа по сравнительному анализу образовательных программ и практически реализуется взаимное признание учебных курсов, периодов обучения и полученных квалификаций.

В процессе своей деятельности Центр будет оказывать консультационные услуги в сфере подтверждения, признания и установления эквивалентности документов об образовании, полученных за рубежом, а также проводить образовательные мероприятия для подготовки и переподготовки сотрудников международных служб Вузов, позволяющие обеспечить академическую мобильность.

Продукцией Центра являются заключения по результатам проведения экспертизы иностранных документов об образовании и сертификаты по подготовке и переподготовки специалистов международных служб Вузов, а также выпуск учебно-методической литературы по основным направлениям его деятельности.

Описание

Центр по экспертизе и признанию документов об образовании будет создан на базе факультета иностранных учащихся, и будет осуществлять свою деятельность в сфере подтверждения, признания и установления эквивалентности документов об образовании, полученных за рубежом в соответствии с действующим Федеральным законодательством, Уставом Академии, Положением о Центре и другими нормативными актами.

Область и направления деятельности

  1. Экспертиза иностранных образовательных документов с целью установления их эквивалентности государственным образовательным стандартам России. Разработка единых требований, предъявляемых к различным уровням образования полученного за рубежом.
  2. Обучение сотрудников международных служб Вузов, с целью повышения уровня их компетенции в данном вопросе и достижения максимальной академической мобильности. Создание учебно-методической продукции и разработка программ семинаров.

В результате реализации проекта создана правовая основа деятельности Центра по экспертизе и признанию документов об образовании, полученных за рубежом, (разрешения, лицензии, прочее):

  • Приказ Ректора ГОУ ВПО ММА им. И.М. Сеченова Росздрава на создание Центра;
  • Договор о создании Центра на базе факультета иностранных учащихся ММА и внесении его в перечень федеральных образовательных учреждений.
  • Устав Академии;
  • Положение о Центре.
  • Проведена работа по информированию общественности о создании Центра.

1.2. На письмо-ходатайство на открытие Центра, направленное в Рособрнадзор, был получен ответ: «В настоящее время в Правительстве Российской Федерации находится на рассмотрении проект административного регламента о признании иностранных документов об образовании…Рособрнадзор предлагает вернуться к рассмотрению Вашего обращения о создании на базе ММА экспертного центра о признании иностранных документов об образовании после утверждения административного регламента». Таким образом, открытие Центра по экспертизе и признанию документов об образовании, полученных за рубежом, возможно только после утверждения соответствующего административного регламента.

1.3. Перспективы развития

Центр имеет блестящие перспективы развития в случае реализации данного проекта.

B ближайшие 3–4 года – охват 30–40% рынка образовательных услуг в сфере подтверждения, признания и установления эквивалентности иностранных документов об образовании за счет накопленного Академией опыта по работе с документами об медицинском образовании, а также квалифицированности и целеустремленности коллектива Центра.

Создание современной аналитическо-информационной базы данных образовательных стандартов различных регионов мира.

Подготовка в структуре Академии квалифицированного персонала, способного профессионально и мобильно решать поставленные перед ним задачи в данной сфере деятельности

Завоевание приоритетных позиций в вышеуказанном сегменте рынка по медицинскому и фармацевтическому образованию.

Расширение рынка образовательных услуг в сфере подтверждения, признания и установления эквивалентности иностранных документов об образовании; создание современной аналитическо-информационной базы данных образовательных стандартов различных регионов мира.

2. Цель и задачи проекта

Цель проекта – создание в структуре факультета иностранных учащихся Центра по экспертизе и признанию документов об образовании, полученных за рубежом.

Центр создается с целью обеспечения безопасности образовательного пространства России посредством использования признанных мировым образовательным сообществом норм признания и подтверждения документов об образовании и содействия развитию международной академической мобильности, в том числе для проведения необходимого комплекса работ по экспертизе и оценке зарубежных и российских документов об образовании с целью их подтверждения, признания и установления эквивалентности.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

  • Разработать пакет нормативно-правовой документации Центра, позволяющей обеспечить его функционирование в соответствии с действующим законодательством;
  • Создать материально-техническую базу Центра;
  • Разработать и подготовить к изданию справочную и учебно-методическую литературу по вопросам подтверждения, признания и установления эквивалентности документов об образовании необходимую для обеспечения практической деятельности в сфере консультационных услуг, а также переподготовки и повышения квалификации сотрудников образовательных учреждений;
  • Обеспечить проведение экспертизы, оценки и подготовки заключений документов об образовании с целью их академического признания;
  • Разработать типовые проекты экспертных заключений, содержащих перевод трудоемкости изученных предметов и полученных по ним оценок, используемых в зарубежных системах образования, в российскую;
  • Разработать программы и организовать проведение учебно-информационных семинаров для переподготовки и повышения квалификации сотрудников международных служб Академии и других Вузов.

3. Сотрудники академии, принимающие участие в реализации проекта

Маркарян Артем Александрович – Заведующий кафедрой фармации с курсом социальной фармации факультета послевузовского профессионального образования провизоров, заместитель декана факультета иностранных учащихся ГОУ ВПО ММА им. И.М. Сеченова Росздрава, доцент, доктор фармацевтических наук;

Григорьева Виктория Юрьевна – старший преподаватель кафедры аналитической, физической и коллоидной химии фармацевтического факультета ГОУ ВПО ММА им. И.М. Сеченова Росздрава, кандидат фармацевтических наук;

Попков Владимир Андреевич – Заведующий кафедрой общей химии стоматологического факультета ГОУ ВПО ММА им. И.М. Сеченова Росздрава, Академик РАО, профессор, доктор фармацевтических наук, доктор педагогических наук.

4. Этапы выполнения работ по проекту

1) Разработка пакета нормативно-правовой документации Центра

2) Разработка письма-ходатайства на открытие Центра

3) Направление в Рособрнадзор письма-ходатайства на открытие Центра

4) Разработка проекта договора между ММА и Рособрнадзором о двустороннем сотрудничестве

5) Информирование общественности о создании Центра

5. Результаты проекта

5.1. Этап «становления проекта»

В структуре ММА им. И.М. Сеченова вот уже 60 лет функционирует деканат по работе с иностранными учащимися (ныне факультет иностранных учащихся). Опыт данного факультета послужил основой для создания целостной системы обучения иностранных граждан в Российской Федерации. За долгие годы работы факультетом накоплен уникальный опыт работы с иностранными гражданами, в том числе с их личными делами и документами об образовании. Остро возросшая необходимость в проведении экспертизы и установлении эквивалентности иностранных документов об образовании продиктована прежде всего значительным расширением географического ареала претендентов, желающих продолжить свое обучение в России и прежде всего стран СНГ, где в последние годы были открыты более 30 коммерческих медицинских Вузов, качество подготовки в которых не соответствует государственным образовательным стандартам.

Для достижения основной цели проекта – создания в структуре факультета иностранных учащихся Центра по экспертизе и признанию документов об образовании, полученных за рубежом – были проведены исследование и анализ мирового рынка образовательных услуг, процессов международной академической мобильности, действующих в этой области национальных и международных правовых актов.

5.2. Развитие проекта

В процессе реализации проекта был разработан пакет нормативно-правовой документации Центра, позволяющей обеспечить его функционирование в соответствии с действующим законодательством. Также были выявлены единые требования, предъявляемые к различным уровням полученного за рубежом образования, разработаны типовые проектов экспертных заключений; подготовлена к печати справочная и учебно-методическая литература по вопросам подтверждения, признания и установления эквивалентности документов об образовании.

5.3. Результаты на каждом из этапов выполнения работ по проекту

1) Разработка пакета нормативно-правовой документации Центра

Разработан пакет нормативно-правовой документации Центра, включающий:

  • выписку из протокола заседания Ученого Совета ГОУ ВПО ММА им. И.М. Сеченова Росздрава с решением одобрить создание Центра по экспертизе и признанию документов об образовании, полученных за рубежом (проект);
  • Приказ ректора Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова, академика РАН и РАМН, профессора Пальцева М.А. о создании Центра по экспертизе и признанию документов об образовании, полученных за рубежом (проект);
  • Положение о Центре по экспертизе и признанию документов об образовании ГОУ ВПО ММА им. И.М. Сеченова Росздрава (проект).

2) Разработка письма-ходатайства на открытие Центра

Разработано письмо-ходатайство на открытие Центра по экспертизе и признанию документов об образовании, полученных за рубежом на имя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Болотова В.А.

3) Направление в Рособрнадзор письма-ходатайства на открытие Центра

Ректором ММА Пальцевым М.А. в Рособрнадзор направлен запрос о возможности открытия Центра на базе ММА им И.М. Сеченова № 09-12/61 от 19.02.2007.

Входящий номер Рособрнадзора 01-55/37 от 01.03.07.

При положительном рассмотрении запроса между ММА им И.М. Сеченова и Рособрнадзором возможно заключение договора о двустороннем сотрудничестве.

4) Разработка проекта договора между ММА и Рособрнадзором о двустороннем сотрудничестве

Разработан проект договора между ММА и Рособрнадзором.

Получен ответ на обращение ректора ММА им. И.М. Сеченова Пальцева М.А. от заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки № 01-55-37/02 от 29.03.2007.

5) Информирование общественности о создании Центра

Имеются публикации в сборнике материалов научно-методической конференции сотрудников академии «Инновационная программа ММА им. И.М. Сеченова: «От качественного медицинского образования к эффективному здравоохранению» и в журнале «Проблемы управления здравоохранением».

5.4. За период формирования Центра была проделана значительная работа по разработке нормативно-правовой документации и исходящих бланков экспертных заключений, а также учебно-методической литературы по основным направлениям его деятельности.

6. Дальнейшее развитие проекта

Для дальнейшего развития проекта, т.е. для открытия Центра по экспертизе и признанию документов об образовании, полученных за рубежом, необходимо утверждение соответствующего административного регламента в Правительстве Российской Федерации. На письмо-ходатайство на открытие Центра, направленное в Рособрнадзор, был получен ответ: «В настоящее время в Правительстве Российской Федерации находится на рассмотрении проект административного регламента о признании иностранных документов об образовании. На обсуждение выносится несколько практических схем организации процедуры признания иностранных документов об образовании на территории Российской Федерации. Рособрнадзор предлагает вернуться к рассмотрению Вашего обращения о создании на базе ММА экспертного центра о признании иностранных документов об образовании после утверждения административного регламента».

7. Проблемы в развитии проекта

Проблемы в развитии проекта связаны с необходимостью заключить договор между Московской медицинской академией и Рособрнадзором для открытия Центра по экспертизе и признанию документов об образовании, полученных за рубежом. В настоящее время соответствующий административный регламент в Правительстве Российской Федерации находится в стадии разработки.

8. Перспективы развития на ближайший год

При условии открытия Центр по экспертизе и признанию документов об образовании, полученных за рубежом, будет проводить успешную работу по экспертизе документов об образовании, полученных за рубежом.

Изучение динамики проведения экспертиз образовательных документов, позволяет рассчитывать на их значительное возрастание к 2008 году, что существенным образом увеличит пополнение бюджета Академии.

Предполагается расширение рынка образовательных услуг в сфере подтверждения, признания и установления эквивалентности иностранных документов об образовании; создание современной аналитическо-информационной базы данных образовательных стандартов различных регионов мира.

9. Мероприятия, в которых представлялась информация по проекту

Информация по проекту представлялась на научно-методической конференции сотрудников академии «Инновационная программа ММА им. И.М. Сеченова: «От качественного медицинского образования к эффективному здравоохранению», проводимой 12 декабря 2006 года в ГОУ ВПО Московская медицинская академия им. И.М.Сеченова.

Маркарян А.А., Попков В.А., Григорьева В.Ю., Коропченко А.А. Создание Центра по экспертизе документов об образовании, полученных за рубежом. – Материалы науч.-метод. конференции, М.: 2006. – С. 77 – 80.

10. Публикации

Маркарян А.А., Попков В.А., Григорьева В.Ю., Коропченко А.А. Создание Центра по экспертизе документов об образовании, полученных за рубежом. – Проблемы управления здравоохранением, 2006. – № 6 (31). – С. 44 – 46.

Руководитель проекта,
Заведующий кафедрой фармации
с курсом социальной фармации
факультета послевузовского
профессионального образования провизоров
,
доцент, доктор фармацевтических наук                              А.А. Маркарян

 


Исходная статья: Пресс-центр ММА имени И.М.Сеченова