«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
11.12.2007

Итоговый отчет по реализации проекта «Центр по отработке практических навыков студентов лечебного факультета»

Отчет
о выполнении проекта
«Центр по отработке практических навыков студентов лечебного факультета»

Высшая медицинская школа с самого начала своего существования выгодно отличалась от высших школ других направлений близостью к будущей профессиональной жизни – все выпускающие кафедры работали на клинических базах или сами являлись клиниками, обучение студента профессиональной деятельности (так называемая «практическая подготовка») сразу начиналось у постели больного.

Несмотря на бурное развитие техники, некоторые манипуляции (как диагностические, так и лечебные) остаются незаменимыми даже на современном этапе развития научной и практической медицины. Одним из направлений повышения профессиональной компетентности врачей-выпускников является совершенствование обучения студентов мануальным действиям, которые должен уметь выполнять каждый врач. В высшей медицинской школе под термином «практическое умение» понимается умение выполнять конкретное простое действие (мануальное, сенсорное, умственное), которое входит в состав более сложного профессионального действия врача. Например, практическими умениями являются проведение внутримышечной инъекции, выявление методом пальпации определенных симптомов, определение шумов при аускультации и пр. Под навыком понимается автоматизированное умение.

Правила биоэтики и принципы деонтологии ограничивают взаимодействия студентов с пациентами в учебном процессе. Решение этой проблемы стало возможным с развитием техники – некоторые профессиональные умения врача могут отрабатываться предварительно на тренажерах. Современные тренажеры, оснащенные электронной аппаратурой, позволяют моделировать не только простые мануальные действия, но и имитировать различные симптомы (шумы сердца и легких, наличие опухолей в различных органах и пр.). Они демонстрируют проявления патологических состояний, требующие экстренных действий бригады врачей по оказанию комплексной врачебной помощи, моделируют изменения состояния пациента после проведенных лечебных мероприятий.

Преимущества обучения на фантомах, муляжах и тренажерах очевидны.

Во-первых, появляется возможность моделировать клинические ситуации, максимально приближенные к реальным, но безопасные для пациентов;

Во-вторых профессиональное действие может быть неоднократно повторено для выработки умения и ликвидации ошибок;

В-третьих, создаются условия для выработки и поддержания навыков профессиональных действий в редких ситуациях, необходимых каждому врачу (например, сердечно-легочная реанимация).

Согласно Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15.01.07г. № 30 «Об утверждении Порядка допуска студентов высших и средних медицинских учебных заведений к участию в оказании медицинской помощи гражданам» «к участию в оказании медицинской помощи гражданам допускаются студенты высших и средних медицинских учебных заведений, успешно прошедшие необходимую теоретическую подготовку, имеющие практические навыки, приобретенные на муляжах (фантомах)».

Поэтому часть средств, полученных по линии Национального проекта «Образование» в Московской медицинской академии им. И.И.Сеченова была направлена на приобретение оборудования и создание учебного центра обучения на фантомах, муляжах и тренажерах.

Перед разработкой проекта Учебного центра был непосредственно изучен европейский опыт создания и функционирования аналогичных организаций. Делегация сотрудников академии посетила факультет медицинских наук университета Копенгагена (Дания), медицинский факультет университета Лунда (Швеция), Датскую организацию медицинских сестер, Европейское бюро ВОЗ. Члены делегации участвовали в проведении специально для них организованных семинарах, подробно ознакомились с работой центров клинических умений. Также был изучен опыт Новгородской медицинской академии и Казанского медицинского университета.

При создании Учебного центра были определены три задачи его деятельности.

Первая - формирование практических профессиональных навыков у студентов на муляжах (фантомах) и тренажерах в соответствии с утвержденными планами и программами специальностей высшего профессионального образования, реализуемыми академией.

Вторая - оптимизация и контроль качества процесса формирования и совершенствования практических профессиональных навыков студентов

Третья- изучение и внедрение передового опыта работы кафедр академии и других медицинских вузов по повышению качества обучения практическим профессиональным навыкам студентов.

После изучения опыта и определения задач создаваемого центра были проведены организационно-технические мероприятия по расширению учебной базы и созданию Центра по совершенствованию практических навыков студентов в структуре академии для студентов II – VI курсов (приказ Р-195 от 31.07 2006 г.).

Под руководством проректоров Николаева А.П. и Бартоша Н.О., декана лечебного факультета Подчерняевой Н.С. заведующие кафедрами, осуществляющие обучение по клиническим дисциплинам специальности «Лечебное дело» (общей хирургии, факультетской хирургии № 1 и № 2; пропедевтике внутренних болезней, клинической фармакологии и пропедевтики внутренних болезней, факультетской терапии № 1 и № 2, акушерства и гинекологии № 1 и № 2, анестезиологии и реаниматологии) составили перечень и определили количество фантомов муляжей и тренажеров, необходимых для обучения студентов, согласовав их с ГОС ВПО специальности «Лечебное дело», рабочими программами дисциплин и количеством обучающихся студентов. Работа проводилась в рамках реаклизации одного из направлений Национального проекта «Образование». Был проведен анализ учебных программ специальности «Лечебное дело» по профильным клиническим дисциплинам: общей хирургии и хирургическим болезням с принципами оказания первой медицинской помощи, пропедевтике и внутренним болезням, акушерству и гинекологии, реанимации и неотложной терапии. Также было проанализировано имеющееся в продаже отечественное и зарубежное медицинское и учебное оборудование (медицинской мебели, в том числе, функциональных кроватей, медицинских кушеток, шкафов, медицинских столов для размещения тренажеров). Для обеспечения наглядности в обучении были рассмотрены варианты установки демонстрационного оборудования (DVD-плейеров, жидкокристаллических видеопанелей, персонального компьютера и мультимедийного проектора). После этого составлен перечень необходимого специального медицинского и учебного оборудования для оснащения Учебного центра и разработан план его размещения в учебных комнатах.

Для центра было освобождено помещение 5 этажа здания Центральной научной медицинской библиотеки ММА им. И.М. Сеченова, расположенного по адресу: Нахимовский проспект, д.49 общей площадью 583,4 м2. Под руководством проректора Рязанцева И.И. к 01 июня 2007 г. была завершена реконструкция и капитальный ремонт этого помещения.

Было приобретено на средства Национального проекта «Образование» оборудование в соответствии с утвержденным перечнем и установлено в выделенном помещении в количестве более 100 наименований.

Восемь учебных комнат оборудованы для обучения студентов диагностическим и лечебным манипуляциям.

3 комнаты предназначены для проведения отдельных занятий по дисциплине «Общий уход за больными»

1 комната для занятий по дисциплине «Анестезиология и реаниматология», а также для отработки основных навыков первой помощи

1 комната для дисциплины «Пропедевтика внутренних болезней»

1 комната для проведения занятий по дисциплинам: «Общая хирургия» и «Хирургические болезни»

1 комната для дисциплины «Акушерство»

1 комната для дисциплины «Гинекология»

При желании тренажеры могут быть перемещены для проведения междисциплинарных занятий. Есть тренажеры для выполнения манипуляций по программам отдельных специальных клинических дисциплин.

Параллельно с материальным оснащением Учебного центра клиническими кафедрами академии проводилась реализация проекта «Разработка комплексного программного и методического обеспечения Центра по отработке практических навыков студентов по профильным клиническим дисциплинам специальности «Лечебное дело», выполняемого в рамках Национального проекта «Образование». Разработка проводилась поэтапно с использованием методики составления сквозной программы обучения и принципов модульного обучения. На первом этапе был уточнен перечень практических профессиональных умений, которые необходимо выработать у врача-выпускника. Коллективы клинических кафедр, преподающих дисциплину, в конечных целях изучения определены профессиональные умения, привели их список в соответствие с современными требованиями медицинской науки и практического здравоохранения, Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования специальности «Лечебное дело» с учетом ограниченности сроков вузовского обучения и наличия технических средств обучения.

На втором этапе была разработана сквозная технология формирования каждого умения с использованием существующих методов (на моделях – фантом, манекен, муляж, и пр.; на человеке – стандартизованный пациент, больной и пр.), места освоения (Учебный центр по совершенствованию практических навыков студентов; учебная комната для проведения практических занятий на кафедре; учреждение практического здравоохранения, где проходит производственная практика) и средств (технические средства – приборы, муляжи, фантомы и пр., предметы медицинского назначения – шприцы, хирургические инструменты и пр.). На основе этой технологии и с учетом материалов модульных программ клинических дисциплин, составленных ранее, была составлена модульная программа обучения практическим умениям. При этом было выделено время для отработки каждого умения на тренажерах, если это было необходимо, и созданы условия для повторения выполнения действий при изучении последующих клинических дисциплин.

На последнем этапе были созданы методические пособия. Для формирования каждого практического умения, определенного программой, составлены методические рекомендации с общей структурой, в которых давались (1) определения, цель и сущность выполняемого действия, (2) материальное оснащение и (3) последовательность операций в выполнении действия – алгоритм действия с объяснениями.

Разработка программ велась заведующими кафедр (В.К.Гостищев, В.Т.Ивашкин, А.И.Ищенко, А.Н.Стрижаков, А.Д.Макацария, Н.М.Федоровский, В.Г.Кукес, Н.А.Мухин, В.А.Сулимов, А.Ф.Черноусов, А.М.Шулутко) и заведующими учебными частями кафедр (С.С.Фруктов, В.И.Лещенко, Л.С.Александров, Т.Ф.Тимохина, О.С.Аляутдина, Е.Ю.Халикова, А.И.Абросимов, М.В.Лебедева, Н.С.Морозова, Г.Х.Мусаев, В.И.Семиков)

Результатом этой работы явился пакет модульных программ выработки практических умений по дисциплинам «Общий уход за больными», «Общая хирургия», «Пропедевтика внутренних болезней», «Факультетская терапия», «Факультетская хирургия», «Акушерство и гинекология», «Реанимация и интенсивная терапия».

Учебный процесс в Учебном центре начался 26 июня 2007 г. В целях совершенствования образовательного процесса и исполнения приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15.01.07г. № 30 «Об утверждении Порядка допуска студентов высших и средних медицинских учебных заведений к участию в оказании медицинской помощи гражданам» ректором был издан приказ «О проведении фантомного курса для студентов 3 курса факультетов лечебного, медико-профилактического, военного обучения и иностранных учащихся в Учебном центре по совершенствованию практических навыков студентов в весеннем семестре 2006/2007 учебном году» в сроки с 26 июня по 03 июля 2007 года.

На основании программно-методических материалов кафедр и с использованием опыта других аналогичных центров были подготовлены программы и методические рекомендации для студентов по проведению медицинских манипуляций на муляжах (фантомах), тиражированы и розданы студентам во время сессии. Так как было необходимо в короткие сроки (6 дней) провести зачет по навыкам на тренажерах у более 700 студентов к этому мероприятию были привлечены дипломированные медицинские сестры - студенты 3 курса дневного отделения факультета высшего сестринского образования (декан – А.Ю.Бражников, зав.кафедрой управления сестринского дела – Н.Н.Камынина) в период их производственной практики в качестве помощников преподавателей. Были также приняты меры по обеспечению сохранности оборудования, инвентаря и другого имущества Учебного центра.

С сентября 2007 года в Учебном центре проводятся по расписанию занятия со студентами 2-6 курсов специальностей «Лечебное дело», «Медико-профилактическое дело» лечебного, медико-профилактического и факультета военного обучения. Занятия проводятся преподавателями 11 кафедр по 7 дисциплинам.

Опыт создания и функционирования Учебного центра, выявил, что обучение в фантомных центрах имеет некоторые ограничения. Прежде всего оно требует больших материальных затрат, т.к. тренажеры стоят дорого из-за технической сложности. Кроме этого учебный процесс в них требует использования комплексных методик обучения, которые могут реализовываться командой преподавателей с высокой педагогической и клинической компетентностью.

Основные проблемы, возникшие на начальном этапе функционирования Учебного центра, связаны, прежде всего, с этими ограничениями.

Требуется совершенствование самой методики преподавания, разработки сценариев ситуаций, их техническое воплощение и для этого необходимо организовывать специальные курсы для преподавателей типа «мастер-класс».

Первые месяцы функционирования выявили, что пропускная способность Учебного центра недостаточна для выработки устойчивого умения (навыка), т.к. в рамках основного расписания возможно  только одно занятие в Учебном центре по определенной дисциплине в  семестр.

Преподаватели, приезжающие в Учебный центр со своими группами, связаны со спецификой лечебного процесса на клинических базах и возникают ограничения - технические трудности их перемещения в Учебный центр.

Для решения этих проблем в настоящее время запланированы и проводятся следующие мероприятия.

Совместно с преподавателями, на основе методических разработок кафедр начата подготовка учебных видео-пособий по выполнению навыков на тренажерах в рамках реализации Национального проекта «Образование» по договору с предприятием «Кирилл и Мефодий». В настоящее время отснято около 30 сюжетов выполнения мануальных действий на фантомах с участием студентов, преподавателей кафедр и сотрудников Учебного центра.

Для лучшего формирования практических профессиональных умений необходимо создание элективных курсов для студентов на базе центра, чтобы студенты, не освоившие достаточно хорошо умения на практическом занятии, могли совершенствовать их, занимаясь на элективах.

С целью обеспечения контроля над выработкой умений и повышения качества их освоения целесообразно введение экзамена по программе практики 3 курса. Экзамен можно проводить на базе Учебного центра перед выходом студентов на производственную практику.

Последующее развитие Учебного центра возможно при наличии достаточных материальных средств.

Прежде всего, необходимо дооснастить учебный центр фантомами (муляжами) и тренажерами в соответствии с количеством (потоком) обучающихся студентов, а также расширить его учебную площадь. Для создания дополнительных учебных комнат возможно увеличение площадей центра на 150-160 кв.м за счет использования части помещения зала рекреации 5 этажа здания, что приведет к увеличению учебных помещений до 10 и в значительной степени повысит пропускную способность центра с учетом большого числа обучающихся студентов 2-6 курсов. Здесь можно оборудовать реанимационный зал и зал для оказания неотложной помощи

Все учебные помещения необходимо оснастить оборудованием, включающим проведение оптоволоконной оптики в учебные комнаты, установку персональных компьютеров, мультимедийных установок, экранов для демонстрации видеофильмов по обучению практическим навыкам и манипуляциям.

В перспективе предполагается расширить работу Учебного центра на послевузовский этап обучения врачей. Для этого необходимо разработать программы обучения послевузовского этапа (интернов, ординаторов, стажеров и пр.), приобрести необходимое оснащение. В частности, приобрести хотя бы один симулятор типа «Simmen» для приближения к европейскому уровню обучения врачей на послевузовском этапе.

Еще одним перспективным направлением является адаптация сквозной программы оказания экстренной медицинской помощи, разработанную кафедрой травматологии и ортопедии к условиям обучения в Учебном центре с использованием тренажеров и апробация её в учебном процессе в виде пилотного проекта. Для реализации этой программы в полном объеме необходимо подготовить специальных преподавателей, используя опыт МЧС и других служб оказания экстренной помощи.

Предполагается также создавать и реализовывать программы дополнительных образовательных услуг как для студентов академии, так и других организаций (медицинских образовательных, лечебных учреждений, общеобразовательных школ и пр.) на договорной основе. Это могут быть индивидуальные тренинги, тренинги неотложной помощи и экскурсии для школьников с целью их профориентации.

Для реализации этих мероприятий необходимо ввести в штат Учебного центра ставки преподавателей для повышения качества учебного процесса.

Ход работы над проектом Учебного центра и результаты первых месяцев деятельности обсуждались на конференциях Московской медицинской академии:

31 мая 2007 года интерактивная конференция «Качество медицинского образования в России - на уровень современных требований»;

25 октября 2007 года Интернет-конференция «Московская медицинская академия - системообразующий вуз нового поколения»;

21 ноября 2007 года Научно-методическая конференция «Пути модернизации подготовки специалистов по специальности «Лечебное дело»;

28 ноября 2007 года интерактивная конференция «Московская медицинская академия имени И.М.Сеченова- настоящее и будущее!».

11 декабря 2007 года Научно-методическая конференция сотрудников академии «Итоги реализации программы формирования инновационного образовательного пространства ММА им. И.М.Сеченова»

Публикации

  1. Обучение профессиональным мануальным умениям и оценка уровня их сформированности у студентов медицинских вузов (М.А.Мещерякова, Н.С.Подчерняева, Л.Б.Шубина), Врач № 7, 2007 г.
  2. Спасибо гранту. Вестник медицинских конкурсов 3, 2007, с.62

Руководитель учебного центра
по совершенствованию практических навыков студентов
доцент М.А.Мещерякова


Исходная статья: Пресс-центр ММА имени И.М.Сеченова