«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
11.12.2007

Итоговый отчет по реализации проекта «Подготовка предложений по формированию практических навыков и умений обучаемых с использованием базы Учебно-производственной аптеки»

ИТОГОВЫЙ ОТЧЕТ ПО ПРОЕКТУ, "ПОДГОТОВКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ У ОБУЧАЕМЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БАЗЫ УЧЕБНО - ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ АПТЕКИ", РЕАЛИЗУЕМОМУ В РАМКАХ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ МОСКОВСКОЙ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ

1. Актуальность проекта

Развитие образовательного процесса в ММА имени И.М. Сеченова предполагает создание в вузе условий для разработки и внедрения прогрессивных методов активного обучения студентов, к которым могут быть отнесены "деловые игры", используемые в учебном процессе кафедры технологии лекарственных форм; формирование и контроль практических умений непосредственно в условиях производственной аптеки. В случае проведения занятий в виде "деловой игры" (по сравнению с классической формой проведения занятия) у студентов повышается мотивация, отмечается более глубокое усвоение материала, исчезает фактор стеснения, боязнь ответа, повышается эффективность решения ситуационных задач. Проведение деловых игр на базе учебно-производственной аптеки наиболее эффективно, так как позволяет выработать и проверить у студентов способность к самостоятельной профессиональной деятельности и в период обучения, и в процессе производственной практики, и при итоговой Государственной аттестации.

Актуальность состоит в необходимости в современных условиях максимально интегрировать фармацевтическое образование, науку и практическое здравоохранение, повысить мотивацию студента к формированию практических умений и навыков в области экстемпорального изготовления препаратов, контроля их качества и лекарственного обеспечения населения.

Решая задачи интеграции фармацевтического образования, науки и практической фармации, повышения мотивации у студентов к формированию практических умений и навыков, коллектив кафедры технологии лекарственных форм подготовил теоретическую основу организации и проведения деловых игр, разработал сценарии по таким важным разделам курса, как: "Санитарный режим аптеки и создание асептических условий изготовления лекарственных препаратов"; "Работа рецептурно-производственного отдела аптеки", "Водные извлечения из лекарственного растительного сырья"; "Фармацевтическая несовместимость ингредиентов в современной рецептуре аптек", разработал документы учетно-отчетного характера для контроля практических умений и навыков студентов, выпускников и интернов в условиях производственной аптеки.

Таким образом, создана методологическая основа и нормативно-документальная база реализации основных задач образования с использования активных форм и методов обучения:

  • деловых игр,
  • контроля практических умений непосредственно на базе производственной аптеки с использованием реальной рецептуры баз аптек, таких как "Аптеки 36,6", "Ригла", "Доктор Столетов" (всего около 170 аптек г. Москвы и Московской области, различных форм собственности и подчинения, в том числе аптеки лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ).

В качестве учебно-производственной базы факультет использует аптеку ВНИИФ. В настоящее время заканчивается ее модернизация, перепланировка производственных и учебных помещений и оснащение современным оборудованием.

Социально-экономический эффект состоит в

  • усилении мотивации, интереса при изучении курса технологии лекарственных форм;
  • интегрированном характере обучения, всестороннем и комплексном подходе к обучению;
  • обучении работе в условиях профессионального коллектива;
  • повышении объективности оценки практических умений.

Все перечисленное выше будет способствовать формированию высоких профессиональных качеств провизора (магистра) - технолога и тем самым улучшению лекарственного обеспечения, повышению качества и снижению себестоимости фармацевтической продукции.

1.2. Меры по сохранению достигнутых результатов и дальнейшему развитию инновационного потенциала кафедры и факультета после завершения проекта будут направлены на то чтобы

  • продолжить работу по модернизации материально-технической базы аптеки;
  • совершенствовать методологию и методики проведения деловых игр, как формы активного обучения и контроля;
  • повышать объективность критериев и качество отчетно-учетных документов, позволяющих осуществить обратную связь.
  • пополнять банк ситуационных задач и современной рецептуры;
  • усилить межкафедральную интеграцию
  • расширить использование современных методов обучения и контроля на все этапы обучения, курсы и формы обучения.
 

1.3. Оценка возможности влияния результатов реализации инновационной образовательной программы для достижения системных преобразований в российской системе образования, а также развития приоритетных направлений науки, техники и технологии.

Распространение опыта использования результатов реализации инновационной образовательной программы среди фармацевтических Вузов РФ:

  • создание специального учебного пособия, обобщающего опыт работы кафедры технологии лекарственных форм в области активных форм обучения для Вузов России;
  • включение рекомендации в Государственный Образовательный Стандарт, учебный план по специальности "ФАРМАЦИЯ" и в программу по фармацевтической технологии;
  • даны рекомендации на форумах общероссийского уровня:
    • расширенного заседания Проблемной учебно-методической комиссии по послевузовскому и дополнительному профессиональному образованию провизоров, посвященному совершенствованию подготовки провизоров (профессор Краснюк И.И.);        
  • III-й Гомеопатический съезд России (доцент Михайлова Г.В.).
 

Использование активных форм обучения способствуют внедрению в учебный процесс современных видео- и аудио- мультимедийных, компьютерных технологий, а также современного оборудования для технологического процесса.

2. Краткое представление основных целей и задач проекта

Цель проекта
  • подготовить предложения по формированию практических умений и навыков у обучаемых,
  • апробировать предложения на базе учебно-производственной аптеки, используя активные формы обучения ("деловые игры" и зачет по практическим умениям и навыкам на всех этапах обучения, включая Государственную Аттестацию)
 
Задачи работы

Используя результаты анализа производственной деятельности аптеки и ее материально-технического оснащения, и изучив возможность совмещения производственной деятельности аптеки с учебным процессом:
  • провести работу по формированию учебной базы аптеки НИИ фармации и изучить возможность использования аптеки для проведения фрагментов занятий обучающего характера, деловых игр, контрольных работ, учебной и производственной практики, занятий интернов;
  • подготовить методологию и теоретическую основу организации и проведения деловых игр.
  • подготовить сценарии деловых игр:
    • "Санитарный режим аптеки и создание асептических условий изготовления  лекарственных препаратов";
    • "Работа рецептурно-производственного отдела аптеки";
    • "Водные извлечения из лекарственного растительного сырья";
    • "Фармацевтическая несовместимость ингредиентов в современной рецептуре";
    • "Гомеопатическая фармация";
  • подготовить методические рекомендации к проведению учебной и производственной практик;
  • подготовить документы (учетно-отчетного характера) для контроля практических умений и навыков студентов и интернов.

3. Сотрудники академии, принимающие участие в реализации проекта

  1. Краснюк И.И., профессор, доктор фарм. наук
  2. Матюшина Г.П., профессор, доктор фарм. наук
  3. Михайлова Г.В., доцент, кандидат фарм. наук
  4. Сорокина А.А., профессор, доктор фарм. наук

4. Этапы выполнения работ по проекту

Подготовка пакета документов:
  • обсуждение на заседание кафедры программы "Формирование практических навыков и умений у обучаемых с использованием базы учебно-производственной аптеки. Применение деловых игр в учебном процессе кафедры технологии лекарственных форм" (дата);
  • обсуждение пакета документов на заседании методического совета по специальности "Фармация" (дата); 
  • утверждение пакета документов на Заседании Ученого Совета факультета (дата).

Обучение студентов:
  • чтение лекций на 4 курсе очного отделения, 5 курсе вечернего отделения (10 часов) и установочные лекции для заочного отделения по тематике деловых игр: 16 часов (8 лекций на одном потоке);
  • проведение лабораторных занятий (ДИ): на
  • 4 курсе очного отделения - 20 часов на двух потоках: поток "А"- 100 чел., поток "Б" - 100 чел;
  • 5 курсе вечернего отделения -16 час.
  • контроль (проверка) практических умений студентов дневного, вечернего и заочного отделений - 6 курс (ИГА) - 46 чел. (выпуск 2008г.)

5. Результаты проекта

5.1. На этапе становления проекта разработана методология и методики проведения "деловых игр" как форм активного обучения, а также учебных и воспитательных целей "деловой игры".

5.2. В плане развития проекта подготовлено методическое обеспечение применения активных форм обучения, проведена апробация проекта в условиях учебной деятельности на базе производственной аптеки и осуществлена информация научной общественности.

Методическое обеспечение включало:

  • перечень практических умений, реализуемых в ходе "деловой игры"
  • условия игры и правила игры;
  • обозначены виды деловых игр;
  • сформированы вопросы и задания для проведения каждого вида деловой игры и общего обсуждения результатов деловой игры;
  • сформированы комплекты ролей для каждого вида деловой игры с описанием особенностей деловых игр, указанием подготовительного этапа, описанием игровой ситуации, регламента игры;
  • разработаны примеры производственных заданий, производственных совещаний;
  • разработка критериев контроля усвоения содержания деловых игр и оценочный лист деятельности участников деловой игры;
  • разработаны задачи в тестовой форме;
  • разработаны критерии и учетно-отчетные документы контроля практических умений и навыков в период прохождения учебной и производственной практик, протокол зачета практических навыков по изготовлению лекарственных препаратов;
  • разработан перечень практических умений и навыков, закрепляемых студентом во время производственной практики в аптеке и общий алгоритм изготовления лекарственных препаратов.
Апробация проекта проводили в виде:
  • лекций,
  • деловых игр,
  • проведения контрольных работ,
  • итогового зачета практических умений.
5.3. Какие результаты были достигнуты на каждом из этапов выполнения работ по проекту.
Как показал опыт, деловые игры позволяют реализовать не только учебные цели (усиление мотивации обучения и профессиональной деятельности в будущем, формирование профессиональных умений и навыков), но и воспитательные (формирование и развитие умения коллективного решения профессиональных задач; устного, письменного, визуального межличностного и группового общения при взаимодействии должностных лиц аптеки; активизацию творческого мышления и профессиональной активности при сочетании процессов самообучения, самоконтроля, самоуправления; соблюдения основ этики и деонтологии; преодоление психологического барьера при освоении новых видов профессиональной деятельности).

В результате работы в лаборатории студенты научаются:

  • реализовывать требования нормативных документов при организации работы рецептурно-производственного отдела аптеки (РПО);
  • организовывать и осуществлять работу на соответствующих участках РПО;
  • работать в условиях производственного коллектива;
  • анализировать и обобщать результаты профессиональной деятельности;
  • вести соответствующие учетные документы;
  • подготавливать доклад, выступать с докладом на производственном совещании аптеки;
  • вести дискуссию;
  • рецензировать, оппонировать, задавать вопросы и отвечать на поставленные;
  • организовывать и проводить производственное совещание (производственную конференцию);
  • ответственно, добросовестно и внимательно относиться к изготовлению лекарственного препарата, представляя себя в роли провизора-технолога.

Поэтому проведение деловых игр и зачета практических умений на базе учебно-производственной аптеки наиболее эффективно.

6. Что является наиболее важным для дальнейшего развития проекта

  • совершенствование материально-технической базы, включая современные средства обучения,
  • пополнение банка игровых ситуаций и заданий в тестовой форме на основе современной рецептуры и тенденций развития фармацевтической технологии,
  • использование элементов межкафедральной интеграции при проведении деловых игр от фармацевтической экспертизы рецепта и организации технологического процесса (кафедры фармакологии и кафедры ОЭФ) через технологический процесс (кафедра технологии лекарственных форм) к фармацевтическому анализу (кафедра фармацевтической химии))
  • разработка учебно-методических пособий, облегчающих усвоение учебного материала

7. Какие на сегодня Вы видите проблемы в развитии проекта

  • недостаточная оснащенность ассистентской комнаты аптеки современным оборудованием, приборами, аппаратами, отсутствие необходимых вспомогательных веществ и материалов
  • дефицит учебных площадей, который ограничивает количество студентов, занимающихся на базе учебно-производственной аптеки
  • разобщенность кафедр: специфика расписания затрудняет процессы межкафедральной интеграции

8. Какие переспективы развития проекта на ближайший год

  • совершенствование материально-технической базы и модернизация помещений;
  • обновление наглядных пособий, используемых в учебном процессе;
  • подготовка игровых ситуаций интегрированного характера;
  • совершенствование сценариев деловых игр;
  • повышение степени интеграции технологии лекарственных форм с другими дисциплинами;
  • планируется наладить более тесное взаимодействие с учащимися, организовывать факультативные занятия, позволяющие повысить уровень практической подготовленности студентов;
  • повышение объективности критериев и качества отчетно-учетных документов, позволяющих осуществить обратную связь;
  • планируется развивать сотрудничество с фармацевтическими факультетами других ВУЗов по обмену опытом в сфере повышения эффективности контроля практических умений студентов по дисциплине

9. Мероприятия (симпозиумы, конференции, семинары и пр.), в которых представлялась информация по проекту в 2006 - 2007 гг. или мероприятия, которые были посвящены данному проекту

Даны рекомендации на форумах общероссийского уровня:
  • расширенного заседания Проблемной учебно-методической комиссии по послевузовскому и дополнительному профессиональному образованию провизоров, посвященному совершенствованию подготовки провизоров (профессор Краснюк И.И.);
  • III-й Гомеопатический съезд России (профессор Краснюк И.И., доцент Михайлова Г.В.).
Выступления:
  • доклад на тему "Деловые игры в обучении фармакогнозии" (А.А.Сорокина) на Проблемной учебно-методической комиссии по фармакогнозии и ботанике при МЗ РФ 22 ноября 2007 года.
    Участники - члены Проблемной учебно-методической комиссии по фармакогнозии и ботанике, представители кафедр фармакогнозии и ботаники фармацевтических вузов и факультетов, всего 35 человек.
    Цель выступления - довести до сведения членов Проблемной комиссии и участников совещания разработанную деловую игру по фармакогнозии "Приемка, хранение и отпуск лекарственного растительного сырья в аптеке" и результаты апробации внедрения ее в учебный процесс.
    Принято решение: одобрить разработанную на кафедре фармакогнозии ММА им. И.М.Сеченова деловую игру "Приемка, хранение и отпуск лекарственного растительного сырья в аптеке" и рекомендовать ее к внедрению в учебный процесс во всех фармацевтических факультетах и вузах РФ.

Участие в учебно-методические конференции ММА  (2006, 2007г.)

10. Публикации по тематике проекта в 2006 - 2007 гг.

  1. Статья "Инновационная программа в действии. На фармацевтическом факультете ММА им. И.М. Сеченова начала работу учебно-производственная аптека", проф. И.И. Краснюк, "Российский медицинский форум" №2 2007г.
  2. Статья "Есть такая аптека - учебная", Ия Светлова, газета "Московская правда" от 23 мая 2007 г. Статья посвящена учебно-производственной аптеке - первой и единственной в стране. Аптека создана на базе фармацевтическом факультете ММА им. И.М. Сеченова на основании гранта, выигранного в конкурсе инновационных программ в рамках национального проекта "Образование".
  3. Статья "Учебная аптека - все как в жизни" "Фармацевтический вестник" № 27 (474) от 28 августа 2007, Наталья Шулешина
  4. Статья "Деловые игры - новая технология в преподавании фармакогнозии" А.А.Сорокиной в сборник материалов научно-методической конференции сотрудников академии "Итоги реализации инновационной образовательной программы в ММА им. И.М.Сеченова (11 декабря 2007 года), Тираж издания 350 экземпляров. Задача статьи - ознакомить профессорско-преподавательский коллектив ММА с разработанной на кафедре фармакогнозии фармацевтического факультета деловой игрой
    В статье изложены принципы, которые были использованы при разработке деловой игры и дана характеристика самой игры.
  5. Статья в журнал "Фармация" № 8 2007г "Деловые игры в преподавании фармакогнозии" (И.А.Самылина А.А.Сорокина). Цель статьи - довести до сведения фармацевтической общественности России через подписчиков и читателей журнала (индивидуальных и корпоративных) о разработанной в ММА деловой игре  "Приемка, хранение и отпуск лекарственного растительного сырья в аптеке" (тираж журнала - 3000экз.).
  6. Издание методического пособия "Учебный процесс, организованный на базе учебно-производственной аптеки", издательство "Медицина для всех" ("МДВ") тираж 3000 экз.
    Задача - внедрение активных форм обучения в виде деловых игр в учебный процесс на кафедрах фармацевтических факультетов  и вузов РФ. В пособие включены методические разработки по проведению деловых игр по фармацевтической химии "Внутриаптечный контроль качества лекарственных средств", организации и экономике фармации "Моделирование профессионального общения провизора с потребителями лекарственных средств", фармакогнозии "Приемка, хранение и отпуск лекарственного растительного сырья из аптеки" фармакологии "Лекарственные средства для местного и системного применения". Издание пособия планируется в 1-м  полугодии 2008 года (корректура выверена, подписано в печать и передано в типографию).
  7. Подготовлена рукопись учебного пособия "Руководство к практическим занятиям по фармакогнозии. Анализ фасованной продукции" (под ред. И.А.Самылиной) с включением в нее деловой игры "Приемка, хранение и отпуск лекарственного растительного сырья в аптеке" и ее издание". Рукопись принята к печати издательством "Медицинское информационное агентство" ("МИА"), тираж 5000 экз. "Руководство к практическим занятиям по фармакогнозии Анализ фасованной продукции" издается в РФ впервые. Учебное пособие направлено на улучшение подготовки будущих специалистов с высшим фармацевтическим  образованием по всем вопросам, связанным с лекарственным растительным сырьем и его отпуском из аптек. В пособии приведены материалы для проведения практических занятий в учебных лабораториях. Отдельным разделом дан материал по использованию активных форм обучения, приведены все материалы по деловой игре. Издание данного пособия планируется в 1-м полугодии 2008 года.

Исходная статья: Пресс-центр ММА имени И.М.Сеченова