«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
11.12.2007

Итоговый отчет по реализации проекта «Социальное партнерство на ВСО», в рамках инновационной образовательной программы ММА имени И.М.Сеченова

«Социальное партнерство на ВСО»

ИТОГОВЫЙ ОТЧЕТ РУКОВОДИТЕЛЯ ПРОЕКТА,
РЕАЛИЗУЕМОГО В РАМКАХ ИННОВАЦИОННОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ МОСКОВСКОЙ
МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ

1.    Актуальность проекта:

Важность выбранной тематики связана с теми существенными изменениями, которые происходят в настоящее время в отечественной системе высшего, в. т.ч. медицинского, образования. В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г. одним из условий повышения качества профессионального образования является обеспечение участия работодателей и других социальных партнеров в решении проблем профессионального образования, в том числе в разработке образовательных стандартов, согласующихся с современными квалификационными требованиями (профессиональными стандартами), в формировании заказа на подготовку специалистов, в контрактной подготовке кадров и проведении кадровой политики на уровне субъектов Российской Федерации.

Очевидно, что совершенствование образовательной подготовки выпускника высшей школы сегодня не может происходить без участия в его подготовки организаций, являющихся потенциальными работодателями. Развитие таких форм взаимодействия возможно через механизмы социального партнерства, достаточно полно изложенные в Трудовом кодексе Российской Федерации (ТК РФ).

Часть вторая ТК РФ полностью касается регулирования вопросов социального партнерства и носит универсальный характер. В нее вошли основные положения действующих федеральных законов о коллективных договорах и соглашениях, о порядке разрешения коллективных трудовых споров, которые дополнены новыми общими положениями по социальному партнерству, нормами по осуществлению представительства в социально-трудовой сфере.

Согласно ст. 23 ТК РФ социальное партнерство понимается как система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Факультет высшего сестринского образования ММА им. И.М. Сеченова имеет достаточный опыт взаимодействия с различными учреждениями, в том числе практического здравоохранения, позволяющими ему вести на протяжении пятнадцати лет подготовку квалифицированных специалистов в области управления сестринским персоналом. Однако систематизации накопленного опыта, анализа достигнутых за период существования факультета результатов, их обобщения с целью распространения опыта среди других аналогичных образовательных учреждений ранее не проводилось.

Учитывая высокую значимость вопросов социального партнерства образовательного учреждения с различными типами учреждений, заинтересованных в совершенствовании образовательной подготовки менеджеров сестринского дела, в настоящее время необходимым для дальнейшего развития эффективной системы взаимодействия (социального партнерства) факультета ВСО с различного типа учреждениями является обобщение имеющегося опыта взаимодействия и разработка модели социального партнерства факультета ВСО с учреждениями практического здравоохранения, научными учреждениями, общественными профессиональными организациями в вопросах подготовки специалистов с высшим сестринским образованием.

1.1. информация о реализации инновационной образовательной программы, достигнутых результатах, социально-экономических эффектах;

Впервые в рамках выполняемой работы обобщен имеющийся на факультете ВСО опыт взаимодействия с различными учреждениями в вопросах подготовки специалистов с высшим сестринским образованием, на основе которого разработана модель социального партнерства факультета ВСО с учреждениями практического здравоохранения, научными учреждениями, общественными профессиональными организациями.

На основе разработанной модели создано Положение о социальном партнерстве факультета ВСО с различными учреждениями, которое является основой для регламентированного взаимодействия факультета с различными организациями, а также может использоваться в качестве основы для разработки аналогичных положений на других факультетах ММА им. И.М. Сеченова.

Определен Регламент заключения договоров о социальном партнерстве между факультетом и конкретным учреждением. Разработаны методические рекомендации, позволяющие пошагово организовать деятельность по организации социального партнерства с любыми учреждениями, заинтересованными в повышении качества подготовки выпускников факультета ВСО.

Разработаны и утверждены на уровне академии формы договоров в рамках системы социального партнерства между факультетом ВСО и учреждениями практического здравоохранения, научными учреждениями, общественными профессиональными организациями. В результате реализации программы заключены договора:

  • Городскими клиническими больницами № 4, 64 Департамента здравоохранения г. Москвы;
  • Региональной общественной организацией медсестер г. Москвы
  • Коммерческой медицинской организацией ООО «ДЭРАЙС»
  • Московским городским отделением Общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест»
  • Обществом с ограниченной ответственностью «САП СНГ»
  • Медицинским училищем № 13 Департамента здравоохранения г. Москвы.

Согласно разработанным приложениям к договорам (планы работы на год) начата реализация запланированных мероприятий.

Проведены обучающие мероприятий с преподавателями академии, руководителями сестринских служб учреждений здравоохранения г. Москвы, студентами факультета ВСО, раскрывающие значимость вопросов социального партнерства факультета.

1.2. предлагаемые меры по сохранению достигнутых результатов и дальнейшему развитию инновационного потенциала вуза после завершения проекта

С целью сохранения достигнутых результатов предлагается ежегодно заслушивать отчет декана факультета ВСО о проделанной работе с оценкой ее эффективности.

Также для информирования профессиональной общественности данные отчета предлагается публиковать на страницах профессиональных журналов (газет).

Возможным также является планирование не менее одного выступления по развитию системы социального партнерства на факультете ВСО в рамках внутривузовской или иной научно-практической конференции.

Обязательным является составление стратегического плана развития системы социального партнерства на факультете ВСО с целью определения приоритетных направлений развития, возможных (потенциальных) участников системы социального партнерства.

1.3. оценка возможностей влияния результатов реализации инновационной образовательной программы для достижения системных преобразований в российской системе образования, а также развития приоритетных направлений науки, техники и технологии.

Использование системы социального партнерства является основой для конструктивного диалога с потенциальными работодателями для выпускников факультета ВСО, направленного на совершенствование образовательной подготовки по специальностям «Сестринское дело», «Управление сестринской деятельностью».

 

2. Краткое представление основных целей и задач проекта

Цель - создать модель взаимодействия (социального партнерства) факультета ВСО с учреждениями практического здравоохранения, научными учреждениями, общественными профессиональными организациями в вопросах подготовки специалистов с высшим сестринским образованием.

Разработка модели взаимодействия направлена на обобщение и систематизацию имеющегося на факультете ВСО опыта подготовки указанных специалистов, усовершенствования технологий взаимодействия в условиях меняющейся конкурентной среды.

В рамках разработки модели социального партнерства факультета ВСО предполагается решить следующие задачи:

  • обобщить имеющийся на факультете ВСО опыт взаимодействия с различными учреждениями в вопросах подготовки специалистов с высшим сестринским образованием;
  • разработать Модель социального партнерства факультета ВСО с учреждениями практического здравоохранения, научными учреждениями, общественными профессиональными организациями в вопросах подготовки специалистов с высшим сестринским образованием;
  • создать Положение о социальном партнерстве факультета ВСО с различными учреждениями;
  • определить Регламент заключения договоров о социальном партнерстве между факультетом и конкретным учреждением;
  • разработать методические рекомендации по созданию модели социального партнерства образовательного учреждения с учреждениями практического здравоохранения, научными учреждениями, общественными профессиональными организациями;
  • разработать и утвердить на уровне академии формы договоров в рамках системы социального партнерства между факультетом ВСО и учреждениями практического здравоохранения, научными учреждениями, общественными профессиональными организациями;
  • заключить в качестве примеров договора с учреждениями здравоохранения г. Москвы и описать результаты запланированных в рамках заключенных договоров мероприятий;
  • создать систему мониторинга мероприятий, осуществляемых в рамках социального партнерства, а также потребностей учреждений практического здравоохранения в выпускниках факультета, результатов их трудоустройства (с отражением влияния на эти результаты социального партнерства);
  • провести обучающие мероприятия с целью представления результатов проделанной работы: семинар для преподавателей академии «Развитие системы социального партнерства на факультете ВСО», круглый стол с представителями учреждений практического здравоохранения (руководителями сестринских служб) «Роль учреждений практического здравоохранения в развитии социального партнерства на факультете ВСО», мастер-класс для студентов факультета ВСО 4-го курса «Социальное партнерство: помощь выпускнику в трудоустройстве».

3. Сотрудники академии, принимающие участие в реализации проекта

  1. Камынина Наталья Николаевна
    кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой управления сестринской деятельностью факультета ВСО, руководитель
  2. Бражников Алексей Юрьевич
    заведующий кафедрой гигиены и эпидемиологии факультета ВСО, декан факультета ВСО, кандидат медицинских наук, доцент
  3. Фурсова Татьяна Николаевна
    доцент кафедры гигиены и эпидемиологии факультета ВСО, кандидат медицинских наук
  4. Скачкова Елена Игоревна
    кандидат медицинских наук, доцент кафедры управления сестринской деятельностью факультета ВСО
  5. Васнецова Ольга Алексеевна
    заведующий кафедрой маркетинга и товароведения в здравоохранении факультета ВСО, доктор химических наук, профессор
  6. Соловьева Наталья Анатольевна
    ассистент кафедры управления сестринской деятельностью факультета ВСО
  7. Габоян Яна Сергеевна
    ассистент кафедры управления сестринской деятельностью факультета ВСО
  8. Лутиков Александр Сергеевич
    ассистент кафедры управления сестринской деятельностью факультета ВСО
  9. Гажева Анастасия Викторовна
    ассистент кафедры управления сестринской деятельностью факультета ВСО
  10. Новожилов Алексей Викторович
    ассистент кафедры управления сестринской деятельностью факультета ВСО
  11. Ефремова Валентина Евгеньевна
    ассистент кафедры управления сестринской деятельностью факультета ВСО
  12. Демидов Петр Александрович
    ассистент кафедры гигиены и эпидемиологии факультета ВСО

4. Этапы выполнения работ по проекту

Этап 1. Анализ опыта взаимодействия факультета ВСО с различными учреждениями в вопросах подготовки специалистов с высшим сестринским образованием.

Этап 2. Разработка модели социального партнерства факультета ВСО с учреждениями практического здравоохранения, научными учреждениями, общественными профессиональными организациями в вопросах подготовки специалистов с высшим сестринским образованием.

Этап 3. Создание пакета нормативных документов, регламентирующих деятельность факультета в части развития системы социального партнерства с различными учреждениями.

Этап 4. Апробация разработанных материалов на базе факультета ВСО ММА имени И.М. Сеченова.

5. Результаты проекта:

5.1. Что сделано на этапе «становления» проекта

На первом этапе («становление» проекта) был проанализирован опыт взаимодействия факультета ВСО с различными учреждениями в вопросах подготовки специалистов с высшим сестринским образованием. Данный этап имел целью обосновать достаточный потенциал факультета в плане оказания практической помощи учреждениям здравоохранения и показать возможности факультета в части дальнейшего развития партнерских отношений с различными учреждениями.

Проведенный анализ показал, содержание деятельности факультета в последние годы характеризуется тесным взаимодействием с учреждениями здравоохранения, имеющими в своем штате выпускников факультета. Именно с их помощью уточняется, пересматривается и корректируется содержание образовательной подготовки выпускника факультета с тем, чтобы максимальным образом соответствовать современным потребностям практического здравоохранения.

Важным является и тот факт, что выпускники факультета активно привлекаются к преподавательской деятельности на кафедрах факультета ВСО. Всего в настоящее время на факультете преподают 17 его выпускников. Большинство из них совмещают преподавание с практической и научной деятельностью. В числе преподавателей-выпускников факультета: заместитель главного врача по работе с сестринским персоналом, две главные медицинские сестры, специалист по управлению сестринской деятельностью Клинического центра ММА им. И.М. Сеченова, два специалиста Департамента здравоохранения г. Москвы, научные сотрудники ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения Росздрава.

5.2. Как проект развивался, какие результаты были достигнуты на каждом из этапов выполнения работ по проекту

На следующем этапе была разработана социального партнерства факультета ВСО с учреждениями практического здравоохранения, научными учреждениями, общественными профессиональными организациями в вопросах подготовки специалистов с высшим сестринским образованием.

На первом этапе создания модели были определены основные типы учреждений, взаимодействие с которыми в настоящий момент является наиболее полезным и необходимым в плане совершенствования образовательной подготовки менеджеров сестринского дела.

Далее были проанализированы ожидания факультета ВСО и выделенных типов учреждений от предполагаемого сотрудничества, для чего в рабочем порядке была организована и проведена серия рабочих совещаний с представителями учреждений здравоохранения, научно-исследовательскими институтами, общественной организацией медицинских сестер. Результаты обсуждений легли в основу разрабатываемой модели.

На этапе создания пакета нормативных документов, регламентирующих деятельность факультета в части развития системы социального партнерства с различными учреждениями было разработано Положение о социальном партнерстве факультета ВСО с различными учреждениями, которое является основой для регламентированного взаимодействия факультета с различными организациями, а также может использоваться в качестве основы для разработки аналогичных положений на других факультетах ММА им. И.М. Сеченова. Разработка Положения о социальном партнерстве факультета ВСР с различными учреждениями проведена на основе анализа имеющегося на факультете опыта и созданной модели взаимодействия. Также были учтены основные положения действующего Трудового Кодекса, уделяющего особое внимание вопросам социального партнерства.

Был также определен Регламент заключения договоров о социальном партнерстве между факультетом и конкретным учреждением. Разработка Регламента обусловлена необходимостью определения оптимальной последовательности действий при заключении различного типа договоров, что позволяет снизить временные затраты на подписание договоров и избежать неправомерных и необоснованных действий, могущих привести к искажению толкования содержания договоров о социальном партнерстве. Разработанный Регламент может быть использован другими факультетами ММА им. И.М. Сеченова, аналогичными факультетами ВСО иных образовательных учреждений при организации работ по установлению договорных отношений с различными организациями, заинтересованными в совершенствовании образовательной подготовки выпускников высших медицинских учебных заведений.

Далее были разработаны методические рекомендации, позволяющие пошагово организовать деятельность по организации социального партнерства с любыми учреждениями, заинтересованными в повышении качества подготовки выпускников факультета ВСО.

Также были разработаны и утверждены на уровне академии формы договоров в рамках системы социального партнерства между факультетом ВСО и учреждениями практического здравоохранения, научными учреждениями, общественными профессиональными организациями;

Проведены обучающие мероприятий с преподавателями академии, руководителями сестринских служб учреждений здравоохранения г. Москвы, студентами факультета ВСО, раскрывающие значимость вопросов социального партнерства факультета.

5.3. Что сделано на сегодняшний день (тезисно)

Отработан пакет нормативных документов, регламентирующих деятельность факультета в части развития системы социального партнерства с различными учреждениями.

Создана система мониторинга мероприятий, осуществляемых в рамках социального партнерства, а также потребностей учреждений практического здравоохранения в выпускниках факультета, результатов их трудоустройства (с отражением влияния на эти результаты социального партнерства).

Отработана технология взаимодействия факультета ВСО с различными учреждениями в вопросах подготовки специалистов с высшим сестринским образованием.

Заключены договора с учреждениями различного типа г. Москвы, в т.ч. общественными организациями.

6. Что является наиболее важным для дальнейшего развития проекта

Создание устойчивых связей между факультетом ВСО ММА имени И.М. Сеченова и учреждениями – социальными партнерами, совместная отработка стратегических планов совместной деятельности, направленной на совершенствование образовательной подготовки выпускников факультета.

Отработка системы мониторинга мероприятий, осуществляемых в рамках социального партнерства, а также потребностей учреждений практического здравоохранения в выпускниках факультета, результатов их трудоустройства (с отражением влияния на эти результаты социального партнерства).

Расширение взаимодействия факультета ВСО ММА имени И.М. Сеченова с общественными профессиональными (сестринскими) организациями.

7. Какие на сегодня Вы видите проблемы в развитии проекта

Проблем, могущих оказать существенное влияние на дальнейшее развитие проекта, нет. Выигрышность проекта заключается в реализации обоюдных интересов сторон – участников социального партнерства.

8. Какие перспективы развития проекта на ближайший год

Расширение договорных отношений между факультетом ВСО ММА имени И.М. Сеченова и учреждениями – социальными партнерами, совместная отработка стратегических планов совместной деятельности, направленной на совершенствование образовательной подготовки выпускников факультета.

Увеличение числа совместно реализуемых мероприятий, повышение эффективности образовательной деятельности факультета, рост востребованности выпускников факультета ВСО в практическом здравоохранении.

9. Мероприятия (симпозиумы, конференции, семинары и пр.), в которых представлялась информация по проекту в 2006 - 2007 гг. или мероприятия, которые были посвящены данному проекту

  1. Обучающий семинар для преподавателей факультета ВСО ММА имени И.М. Сеченова. Время и место проведения – кафедра организации и управления сестринским делом факультета ВСО, 29 ноября 2006 г., 15.00 – 16.30.
  2. Круглый стол с представителями учреждений практического здравоохранения г. Москвы. Время и место проведения - Центр профессиональной подготовки кадров и последипломного образования г. Москвы, 30 ноября 2006 г., 15.00 – 17.00.
  3. Выступление Камыниной Н.Н. на IV международной научно-практической конференции «Значение развития сестринского дела в рамках национального проекта «Здоровье». Дистанционные образовательные технологии на факультетах ВСО». – Санкт-Петербург, 2007.   – доклад «Развитие системы социального партнерства на факультете ВСО ММА имени И.М. Сеченова»
  4. Проведение научно-практической конференции «Развитие системы социального партнерства ММА имени И.М. Сеченова (на примере факультета высшего сестринского образования)», 26 сентября 2007г., ММА имени И.М. Сеченова

10. Публикации по тематике проекта в 2006 - 2007 гг.

Статья «Социальное партнерство ФВСО ММА имени И.М. Сеченова с учреждениями здравоохранения Москвы». - Публикация статьи в журнале – МЕДСЕСТРА. – 2007. - № 4. – с. 14-18.

Руководитель проекта:
Зав. кафедрой управления сестринской деятельностью факультета ВСО ММА имени И.М. Сеченова,
к.п.н., доцент Н.Н. Камынина


Исходная статья: Пресс-центр ММА имени И.М.Сеченова