«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
11.12.2007

Итоговый отчет по реализации проекта «Создание и внедрение комплексной Системы дистанционного образования для подготовки и повышения квалификации на базе ГОУ ВПО Московской Медицинской Академии имени И.М. Сеченова Росздрава»

Итоговый отчет по теме:
«Создание и внедрение комплексной Системы дистанционного образования для подготовки и повышения квалификации на базе ГОУ ВПО Московской Медицинской Академии имени И.М. Сеченова Росздрава».

 

1. Актуальность данного проекта.

1.1. Актуальность проекта в целом.

Организация любого проекта начинается с четкого понимания цели разработки и определения задач, решение которых обеспечивает достижение цели. Так и в нашем случае — дистанционное обучение не может само по себе являться самоцелью. Действительные цели внедрения дистанционных составляющих в образовательный процесс следует сформулировать в первую очередь. Попробуем на основании опыта сформулировать некоторые из них, считая их объективными, не зависящими от точки зрения администрации отдельно взятого учебного заведения.

1. Индивидуализация обучения. Часто встречаемая в литературе (т. е. теории) цель. Иногда говорят об адаптивном обучении. В конечном счете эта цель сводится к потенциальной возможности улучшить качество обучения за счет учета индивидуальных особенностей обучаемых по отношению к среднестатистическим. И в качестве инструмента индивидуализации выступают компоненты дистанционных технологий. К особенностям обучаемых относят: уровень начальной подготовки, скорость восприятия информации, предпочтительные формы подачи информации, объем и глубину материала, мотивацию к обучению, предметную область, склонность к групповой работе и ряд других.

2. Персонализация учебного процесса. Наиболее часто встречаемая на практике цель. Суть — обучение не в рамках учебной группы, где процесс обучения так или иначе синхронизирован между учащимися (все работают по единому графику), а обучение студентов по индивидуальному графику. Причем этот график может оперативно изменяться в соответствии с текущей занятостью учащегося и его темпом восприятия информации.

3. Интенсификация или изменение характера преподавательского ресурса. На сегодня в России, скорее всего, это наиболее реальный мотив внедрения дистанционного обучения. И, действительно, давно не является секретом средний возраст преподавательского состава высшей школы, постоянно снижающаяся квалификация (по различным причинам), увеличивающаяся почасовая нагрузка. Как преподавателю экономить свое время? Как привлечь преподавателей из других вузов, предоставив им льготные условия работы? При такой постановке вопроса дистанционное обучение едва ли не единственный выход из ситуации, к сожалению, наталкивающийся на естественный консерватизм как административного, так и педагогического персонала.

4. Увеличение качества обучения. Первое, что приходит на ум, когда произносятся эти слова, — новые технологии обучения. Пожалуй, эта цель — самая неконкретная и спорная. Множество эмоциональных аргументов — за и множество конкретных — против. Причем самый главный аргумент против — исторический опыт в виде бесчисленной череды конференций на протяжении десятилетий, целая "армия" профессоров, доцентов и программистов, считающих, что их технологии наилучшим образом подходят для этой цели. Но, тем не менее, использование новых принципов, приемов и технических средств, к числу которых относится и доступ к нетрадиционным учебным материалам посредством CD, Интернета и т. п., являясь проявлением технического прогресса, должно, в конечном счете, при правильном использовании приносить свои плоды.

5. Захват новых сегментов рынка образовательных услуг (например, на удаленных территориях). Эта цель, пожалуй, самая прагматичная из всех. Действительно, если рассматривать обучение как один из видов бизнеса (платное обучение), то тогда должны ставиться бизнес-цели. В этом случае дистанционное обучение, как одно из средств, не признающее границ, экономящее время всех сторон и, в силу этого, приносящее, безусловно, больше денег в копилку образовательного процесса, приобретает особое значение. Например, предоставление образовательных услуг в тех сегментах рынка, где ранее доступ к сегменту спроса был затруднен удаленностью, стоимостью, либо неприемлемым режимом предоставления услуг (обучение с отрывом от производства или по фиксированному графику).

6. Сохранение и тиражирование педагогического опыта знаний и методики преподавания. Действительно, уникальные авторские учебные курсы, носителями которых являются преподаватели, исчезают со временем в никуда только потому, что не записываются или не архивируются. Разве это не может служить целью? Может и должно.

7. Удешевление компонентов учебного процесса. Одна из самых прагматично возможных целей. Может достигаться, например, за счет электронной, а не полиграфической публикации учебных материалов. Экономически это оправдано, т. к. зачастую полиграфия не может быть осуществлена по финансовым соображениям, что, в свою очередь, определяется как прямыми затратами и сравнительно малыми тиражами, так и коротким временем "жизни" таких материалов. Эта цель при наличии существующих сервисов типа электронной почты вполне и легко может быть осуществлена.

8. Мобилизация административного ресурса. В наших условиях эту цель можно сформулировать иначе — создание правильного административного ресурса. Зачастую исторически сложившаяся административная система является громоздкой, неудобной либо несоответствующей сегодняшним требованиям. Создавая на основе компьютерных технологий ей альтернативу, вы дополнительно стимулируете повышение эффективности старой администрации, ставя ее перед неизбежностью конкуренции с новыми технологиями.

1.2. Актуальность проекта для реализации в ММА имени И.М. Сеченова.

Место Системы дистанционного образования в ММА, как одного из инструментов, обеспечивающих инновационный подход к образовательной деятельности, должно быть определено с учетом профильных особенностей организации учебных процессов медицинского и фармацевтического образования.

Для эффективного использования СДО необходимо определить целевую аудиторию, а также перечень учебных курсов, которые могут быть реализованы в дистанционной форме.

В части целевой аудитории, СДО в ММА будет ориентирована, в первую очередь, на последипломное образование медицинских и фармацевтических работников, а так же на подготовку абитуриентов. Это обуславливается необходимостью обеспечения возможности образования данных категорий обучающихся без отрыва от их основной деятельности, а также большим объёмом практических занятий для студентов ММА.

Что касается перечня учебных курсов, то наиболее целесообразным видится включение в СДО тех курсов обучения, где преобладают теоретические занятия, что увеличит их доступность как во времени (возможность изучения учебных материалов в любое удобное время), так и в пространстве (географическая независимость).

 2. Краткое представление основных целей и задач проекта.

 В качестве основных целей создаваемой Системы дистанционного образования можно выделить следующие:

  • Организация образовательного процесса, с возможностью удаленного доступа к единым образовательным ресурсам, позволяющего использование современных информационных технологий и передового педагогического опыта;
  • Снижение финансовых затрат на организацию и осуществление образовательного процесса за счет дистанционного доступа к образовательным ресурсам и формирования среды информационного обмена между обучающимися и преподавателями;
  • Увеличение доступности получения образования за счет организации возможности доступа к образовательным ресурсам вне зависимости от их территориального расположения;
  • Рост количества обучающихся, в том числе на платной основе, увеличение выручки от предоставления подобного рода образовательных услуг.

Сформулированные цели должны быть достигнуты путем решения следующего перечня задач, поставленных перед Системой дистанционного образования:

  • Формирование механизмов создания, поддержания и наращивания качественных образовательных ресурсов, как за счет собственных разработок учебного материала, так и за счет сторонних разработчиков с использованием международных стандартов, определяющих структуру учебных материалов и интерфейсы взаимодействия с системой управления обучением;
  • Создание механизмов управления, контроля и мониторинга образовательного процесса;
  • Организация представления учебных материалов с использованием современных средств и форм дистанционного образования;
  • Создание единого информационного пространства для организации возможности интерактивного общения с использованием передовых коммуникационных технологий;
  • Поддержка возможности гибкого и оперативного совершенствования СДО под воздействием развития информационных и образовательных технологий.

 

3. Сотрудники академии , принимающие участие в реализации проекта.

В реализации проекта принимали участие следующие сотрудники академии имени И.М. Сеченова:

1. Ремнев Ю.В.

2. Холопов М.С.

3. Флягин К.В.

4. Савченко О.В.

5. Заугольникова Т.В.

6. Билявская О.В.

7. Акимова Е.И.

8. Боярский С.Г.

9. Симонова Е.Г.

10. Иванов И.В.

4. Этапы выполнения проекта.

Проект выполнялся в два этапа:

1 этап – Разработка комплексной Системы Дистанционного Образования (СДО) на базе современных информационных технологий для актуализации профессиональных знаний сотрудников ММА имени И.М. Сеченова, включая анализ, моделирование СДО, формирование пилотного проекта и его апробацию. Срок выполнения  по 31 декабря 2006г.;

2 этап – Расширение функциональности СДО, масштабирование решения (включая подготовку (переподготовку) сотрудников Академии, создание инфраструктуры СДО и ввод его в опытную эксплуатацию) с 01 января 2007г. по 20 июня 2007г.

5. Результаты проекта:

5.1. Что сделано на этапе «становления» проекта ?.

На этапе «становления» проекта осуществлялся выбор партнера (соисполнителя), имеющего достаточный опыт в разработке и внедрения системы ДО в России.

На основе проведенного открытого конкурса и разработанного технического задания в качестве соисполнителя была выбрана ведущая компания имеющая соответствующий опыт- Общество с ограниченной ответственностью «Информационные Бизнес Системы» (ООО «ИБС»).

В ММА имени И.М. Сеченова на этом этапе сформирована рабочая группа из специалистов, в задачи которой входило контроль за выполнением проекта, осуществление тесного взаимодействия между техническим исполнителем (ООО ИБС) и ММА имени И.М. Сеченова.  

5.2. Как проект развивался?

 Результаты первого этапа были достигнуты 31 декабря 2006 г.

До 20 июня 2007 года были выполнены задачи Этапа 2.

5.3. Какие результаты были достигнуты на каждом из этапов выполнения работ по проекту?

По этапу 1. выполнены следующие работы.

  1. Проведено аналитическое обследование и анализ процессов подготовки обучающихся ММА имени И.ИМ. Сеченова. Определение требований к процессу дистанционного образования.
  2. Разработана модель и организационная структуры СДО. Разработана концепция дистанционного образования в ММА имени И.М. Сеченова и технико-экономическое обоснование на СДО.
  3. Разработан регламент работы СДО.
  4. Разработан технический проект СДО.
  5. Сформированы материалы 2-х пилотных учебных курсов в соответствии со стандартами и требованиями к СДО ММА имени И.М. Сеченова.
    • «Организация здравоохранения и общественное здоровье» - ответственный Боярский С.Г.
    • «Гигиеническое воспитание».- ответственная Акимова Е.И.
  6. Подготовлено два более тренера для пилотной апробации (предварительных испытаний) СДО ММА имени И.М. Сеченова
  7. Организован опытный участок для пилотной апробации СДО ММА имени И.М. Сеченова.

По этапу 2 выполнены следующие работы.

В рамках второго этапа работ проводилось расширение е функциональности СДО, и масштабирование решения.

1. Сформированы материалов учебных курсов в соответствии со стандартами и требованиями к разрабатываемой СДО ММА имени И.М. Сеченова:

Название дистанционной программы

Ответственный исполнитель

1. Правовые основы охраны здоровья граждан

Боярский Сергей Георгиевич

8-916-179-9551

Александрова Оксана Юрьевна

2. Организация работы среднего персонала в экспериментально-биологических клиниках (вивариях) с соблюдением требований надлежащей лабораторной практики (GLP)

Ремнев Ю.В.

Тел. 708 3951 remnev@nptemp.ru

3. Основы дистанционных образовательных технологий в высшем медицинском образовании

Холопов М.

Тел. +7 (915) 4866895 admin@dlmed.net.ru

4. Иммунопрофилактика инфекционных болезней

Симонова Елена Геннадиевна

blch@Qcr.ru

Тел. 772-82-70

5. Риск в эпидемиологии

Симонова Елена Геннадиевна

Тел. 772-82-70

blch@pcr.ru

6. Предупреждение и борьба с биотерроризмом

Симонова Елена Геннадиевна

Тел. 772-82-70

blch@pcr.ru

7. Мультимедийный атлас для студентов по курсу авиационной и космической медицины для медицинских вузов и факультетов

Иванов Иван Васильевич

Тел: 614-62-75

8. Внутриутробные инфекции

Билявская Ольга Станиславовна, 8 903 246 55 83

9. Курс по общим вопросам добросовестной добросовестной производственной практике (GMP)

Ремнев Ю.В.

Тел. 708 3951

remnev@nptemp.ru

 

2. В течение 2007 года подготовлено 30 тренеров для участия в работе с СДО по программам дистанционного образования.

3. С 13 по 15 июня 2007 года подготовлено три технических специалиста для эксплуатации СДО. Создана инфраструктура СДО на базе ММА имени И.М. Сеченова.

4. Проведена опытная эксплуатация системы СДО в ММА имени И.М. Сеченова. СДО введено в опытную эксплуатацию.

5. Проведены мероприятия по информационно-аналитическому сопровождению, продвижению и позиционированию СДО в ММА имени И.М. Сеченова:

- 16.04.07 проведен методический семинар. На семинаре присутствовало 76 человек от кафедр Академии. Цель семинара - поиск потенциальных разработчиков дистанционных программ в Академии путем повышения информированности специалистов.

5.4. Что сделано на сегодняшний день (тезисно)

На момент окончания проекта в 2007 году сделано следующее:

- Создана техническая и организационная база для развития системы дистанционного образования в академии

- Разработана необходимая техническая документация, позволяющая регламентировать работу в СДО различных групп специалистов:

1. Разработчиков курсов и образовательных программ

2. Технических специалистов, осуществляющих поддержку системы дистанционного образования

Подготовлены специалисты способные дистанционные образовательные про граммы инфраструктуру академии.

- создан портал дистанционного образования ММА имени И.М. Сеченова, на котором размещены пилотные образовательные программы, тестовые задания для различных групп пользователей- абитуриент, студент, слушатель курсов повышения квалификации.

- Проведено позиционирование СДО как внутри академии, так и в образовательном пространстве вне учреждения.

б. Что является наиболее важным для дальнейшего развития проекта.

Для дальнейшего развития проекта необходимо дальнейшее укрепление принципов функционирования системы дистанционного образования на базе единства образования и научных исследований, реализуемых в ММА имени И.М. Сеченова.

С этой целью требуется дальнейшая разработка и реализация следующих механизмов:

  1. Регулирования производственных отношений, организационных форм, механизмов управления и функционирования СДО;
  2. Определение прав, обязанностей и ответственности сотрудников ММА имени И.М. Сеченова, работающих в системе дистанционного образования
  3. Реализация основных принципов взаимоотношения структурных подразделений, отвечающих за работу в системе СДО, с ректоратом, факультетами, кафедрами и другими подразделениями ММА имени И.М. Сеченова.
  4. Разработка методов стимулирования  работы преподавателей, работающих в СДО.

7. Какие на сегодня Вы видите проблемы в развитии проекта.

Основными проблемами в развитии проекта являются:

  • отсутствие организационно структуры академии, осуществляющей работу по внедрению дистанционных образовательных программ;
  • отсутствии принципов материального и морального стимулирования разработчиков дистанционных образовательных программ.

8. Какие перспективы развития проекта на ближайший год.

Одним из вариантов для успешного развития проекта - является создание организационной структуры академии - Центра дистанционного образования в задачи, которого будет входить:

  • организационно-консультационное и методическое сопровождение деятельности образовательного портала ММА имени И.М. Сеченова
  • развитие виртуальной среды обучения;
  • технологическое, научно- и учебно-методическое обеспечение образовательных про грамм различного профиля по внедрению ИКТ в учебный процесс, разработка комплексов для электронного обучения ММА имени И.М. Сеченова;
  • разработка нормативно-методических материалов по дистанционному и электронному обучению и управлению его качеством;
  • подготовки преподавательского состава и тьютеров СДО
  • подготовка электронных шаблонов образовательных программ
  • изучения рынка дистанционных образовательных услуг

9. Мероприятия , в которых представлялась информация по проекту в 2006­2007 Г.г. или мероприятия, которые были посвящены данному проекту.

10. Публикации по тематике проекта в 2006-2007 г.г.

  1. Можно учить и дистанционно. Медицинская академия № 10 (2355) 8 июня 2007 г.
  2. Система дистанционного образования ММА имени И.М. Сеченова представлена на выставке - Инфоком 2007, г. Москва 27-27 октября 2007 г.
  3. Информация о СДО ММА помещена в Интернет.

Руководитель проекта, заместитель начальника организационно-методического отдела,
кандидат биологических наук
Ремнев Ю.В.


Исходная статья: Пресс-центр ММА имени И.М.Сеченова