«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
11.12.2007

Итоговый отчет по реализации проекта «Cоздание модели аудиторной имитационной модели «Аптека» - разработка содержания образовательной программы «Управление продажами товаров аптечного ассортимента»

ИТОГОВЫЙ ОТЧЕТ ПО ПРОЕКТУ
Cоздание модели аудиторной имитационной модели «Аптека» - разработка содержания образовательной программы «Управление продажами товаров аптечного ассортимента»

 

1. Актуальность данного проекта:

Одной из наблюдаемых в настоящее время тенденций развития фармацевтической отрасли является изменение функций деятельности аптечных организаций. Международное совещание по стратегии развития фармацевтического образования, организованное в рамках программы сотрудничества между Министерством здравоохранения и социального развития России и Европейским региональным бюро ВОЗ (октябрь 2005 г.) обратило внимание на то, что дальнейшее развитие отечественного здравоохранения в значительной мере зависит от профессиональной компетентности фармацевтических кадров, уровня и качества их подготовки.

Фармацевтический работник занимает идеальное положение между врачом и пациентом. При этом специалист сталкивается с особенностями коммуникации с профессионалами отрасли и обществом, а также этической дилеммой пределов профессиональной компетенции по фармацевтическому консультированию посетителей аптеки. Обозначенная дилемма усугубляется необходимостью решения проблемы паритета между самолечением и валеологией (valeo - быть здоровым,   logos – учение (лат.яз.) новое направление, отражающее растущий интерес к здоровью человека, его охране и укреплению). Академик Ю.М. Лопухин, в своей статье "Биоэтика в России" (опубликованной в Вестнике РАН в 2001 году), отмечает: «Лекарственная терапия, лежащая в основе лечения большинства заболеваний, требует особого внимания современного общества. Свободная продажа лекарств в аптеках, бесконтрольный прием препаратов или ошибки в прописях привели к тому, что около четверти заболеваний в мире, так или иначе, связаны с приемом лекарств. Примерно 60% всех лекарств оказываются бесполезными». Самолечение с помощью медикаментов является одной из ключевых проблем общественного здравоохранения, причем с каждым годом значение этого фактора поддер­жания здоровья населения неуклонно возрастает. "Четкая грань между безрецептурными и рецептурными медикаментами начала размываться еще в начале 90-х годов и сегодня, несмотря на наличие утвержденных перечней, практически исчезла.

Среди многочисленных причин, являющихся основой для выбора содержательного компонента данной программы, необходимо отметить также отсутствие в учебных программах профессиональных образовательных учреждений по фармацевтической специальности тем, позволяющих изучить особенности, потребительские и конкурентные характеристики таких ассортиментных групп как гомеопатические средства, биологически активные добавки (БАД), косметологические средства, диетическое и лечебное питание. В то же время, компетенции в отношении данных товарных категорий аптечной организации существенно влияют на результаты продаж, качество обслуживания посетителей аптеки, повышение лояльности общества к конкретной организации и профессии фармацевта в целом.

Повышение качества фармацевтической помощи и услуг, оказываемых специалистами аптечной организации, в современном мире зависит от умения собирать, анализировать и интерпретировать информацию. Поэтому требуется адекватная подготовка фармацевтических специалистов по разным методологиям для поддержания актуализированного профессионального уровня, получения требуемой и качественной информации, а также для ее критического анализа. За последние два десятилетия произошли существенные изменения в методологии обучения, не только концептуальные, но и практические. Это связано с появлением новых возможностей (технологии обучения на основе нейро-лингвистического программирования, дистанционное обучение и др.), методов (ролевые игры, тренинги и т.п.), инструментов (мультивизоры, Интернет и др.). Быстрое обновление специальных знаний (например, в области фармакологии, фармацевтической технологии, социологии, права и др.) приводит к тому, что все большее значение в процессе обучения приобретают: индивидуальный подход к решению задач обучения; отработка навыков и умений.

Особенностью обучения взрослых на этапе практической деятельности являются независимость решения фармацевта о повышении образовательного уровня; самоопределение (когда? и где? хочет учиться); выбор (как? – форма обучения, продолжительность и др.). Учитывая некоторые из данных принципов андрогогического обучения, в рамках образовательной программы «Управление продажами товаров аптечного ассортимента» специалист или руководство фармацевтической организации имеют возможность самостоятельно выбирать модули программы или отдельные темы, тем самым, регулируя не только содержательный, но и временной компоненты программы.

Разработанная программа в качестве основы использует концептуальную компетенцию специалистов фармацевтической отрасли (понимание ими теоретических основ профессии) и направлена на развитие технической компетенции (способности применять навыки, требуемые для профессии на практике), а также интегративной компетенции (способности использовать теорию и навыки в практической обстановке).

1.1. Информация о реализации инновационной образовательной программы, достигнутых результатах, социально-экономических эффектах.

За отчетный период реализованы мероприятия:

  • по материально-техническому обеспечению программы (в имитационном торговом зале осуществлен монтаж оборудования, рабочие места оснащены ПОС-системами по ведению кассовых операций и лазерными сканерами для считывания штрих-кодов, установлена камера видеонаблюдения; в учебной аудитории смонтирован комплект мультимедийного оборудования в едином блоке - мультивизор);
  • по обучению работе с мультивизором и камерой видеонаблюдения участников проекта;
  • оснащения имитации торгового зала «Аптека» товарами аптечного ассортимента с привлечением отечественных и зарубежных фармацевтических компаний;
  • пилотного обучения слушателей в рамках реализации программы на циклах тематического обучения и в интернатуре;
  • популяризации проекта (публикации в СМИ и специальных изданиях; презентация на совещаниях и научно-практических конференциях).

В результате начала реализации инновационного проекта удалось:

  • положить начало актуализации технологий развития технической и интегративной компетенции специалистов фармацевтической отрасли, а также гибкости формирования учебных планов, что позволяет специалисту индивидуально подобрать объем продолжительности и содержательного компонента обучения;
  • обеспечить интеграцию образовательной структуры и бизнес - сообщества в системе непрерывного профессионального развития фармацевтических кадров, а также преемственность вузовской и послевузовской ступеней профессиональной подготовки кадров;
  • привлечь внимание к образовательной системе работодателей, заинтересованных в непрерывном профессиональном развитии персонала;
  • обеспечить гудвилл – эффект брэнда «ММА имени И.М.Сеченова».

 

1.2. Предлагаемые меры по сохранению достигнутых результатов и дальнейшему развитию инновационного потенциала вуза после завершения проекта.

  • тесное взаимодействие с потребителями образовательных услуг;
  • развитие методической базы проекта: пособия, практикумы, мультимедиа лекции, электронные учебники и видеотека ситуаций продажи;
  • дальнейшее укрепление материально-технической базы: оснащение компьютерами, подключение к Интернету;
  • активное внедрение современных аудиторных и внеаудиторных (дистнционных) приемов обучения;
  • обучение и развитие профессорско-преподавательского состава;
  • привлечение молодых специалистов.

 

1.3. Оценка возможностей влияния результатов реализации инновационной образовательной программы для достижения системных преобразований в российской системе образования, а также развития приоритетных направлений науки, техники и технологии.

Возможность влияния результатов реализации инновационной образовательной программы «Управление продажами товаров аптечного ассортимента» на системные преобразования в российской системы образования во многом будет зависеть от скорости и направления реагирования государственных структур на изменения в формировании образовательного пространства, включая внесение адекватных изменений в формальные нормы, закрепляющие федеральные требования к уровню квалификации, направлениям подготовки, сочетанию обязательности и непрерывности профессионального развития фармацевтических кадров, а также требования к организациям, предоставляющим образовательные услуги.

В настоящее время можно говорить о возможности влияния на качество профессиональной деятельности, повышении эффективности взаимодействия в цепочке «врач-фармацевт-пациент», а также гармонизации с международными стандартами обучения и оказания фармацевтической помощи.

2. Основные цели и задачи проекта.

Главной целью образовательной программы «Управление продажами товаров аптечного ассортимента» является совершенствование и развитие концептуальной, технической и интегративной компетенции фармацевтических специалистов в процессе оказания фармацевтической помощи и других услуг.

Достижение главной цели базируется на реализации ряда основных задач:

  1. Понимание фармацевтическим специалистом значимости осуществления фармацевтической деятельности в рамках международных и отечественных формальных и неформальных норм.
  2. Освоение технологиями управления и продажи товаров аптечного ассортимента на основе приемов нейро-лингвистического программирования (НЛП), менеджмента, маркетинга, мерчандайзинга и др.
  3. Развитие профессиональных коммуникативных навыков вербального и невербального общения в цепочках:
    • врач – фармацевт
    • фармацевт – покупатель
    • фармацевт – фармацевт (вертикальные связи: руководитель – подчиненный; горизонтальные связи одного уровня)
    • фармацевт – контролирующие органы
    • фармацевт – медицинский представитель
  4. Совершенствование профессионального уровня, методов, средств фармацевтического консультирования при оказании фармацевтической помощи.
  5. Проведение оценки потребительских и экономических параметров различных товарных категорий аптечной организации и отдельных ассортиментных позиций.
  6. Отработка навыков сбора, анализа и интерпретации фармацевтической информации.
  7. Овладение приемами анализа и ведения статистики продаж.
  8. Включение в деятельность обучающихся специалистов элементов проблемности, научного поиска, разнообразных форм самостоятельной работы.

3. Сотрудники академии, принимающие участие в реализации проекта.

Максимкина Елена Анатольевна - Руководитель и ответственный исполнитель этапа НИР, заведующая кафедрой управления и экономики фармации, профессор, доктор фармацевтических наук

Ермаков Дмитрий Алексеевич  - Заместитель руководителя, ст. преподаватель кафедры управления и экономики фармации

Глазкова Татьяна Юрьевна - Доцент кафедры фармации с курсом социальной фармации, кандидат фарм. наук

Борисов Юрий Петрович - Доцент кафедры фармации с курсом социальной фармации, кандидат фарм. наук

Евдокимова Ольга Владимировна - Доцент кафедры фармации с курсом социальной фармации, кандидат фарм. наук

Маркарян Артем Александрович - Заведующий кафедрой фармации с курсом социальной фармации, доктор фарм. наук

Ярошенко Наталия Петровна - Доцент кафедры управления и экономики фармации, доцент, кандидат фарм. наук

4. Этапы выполнения работ по проекту.

Этап становления проекта - формулировка требований по программе, исходному образовательному уровню, программно-методическому обеспечению, профессорско-преподавательскому составу, материально-техническому обеспечению;

Этапы развития проекта – реализация требований; популяризация проекта среди организаций системы профессиональной подготовки фармацевтических кадров и работодателей; партнерство с организациями сферы обращения лекарственных средств; проведение учебных мероприятий со слушателями в рамках тематики образовательной программы «Управление продажами товаров аптечного ассортимента».

5. Результаты проекта.

5.1. Этап «становления» проекта.

Этап «становления» проекта включал процедуры по формулировке основных условий, позволяющих реализовать главную цель и основные задачи проекта. Данный этап реализован в сроки с июля по октябрь 2006г. Результат данного этапа отражен в аннотационном отчете по проекту «Создание модели аудиторной имитационной модели «Аптека» - разработка содержания образовательной программы «Управление продажами товаров аптечного ассортимента»». В отчете сформулированы следующие условия:

По программе

  • подготовка на основе обозначенного профессионального профиля;
  • минимальная продолжительность 72 часа;
  • гибкость (так как конечной целью программы является приобретение компетенций, а не просто обучение методологии, то главное – не как, а что…, поэтому выбор методов, инструментов, технологий обучения может определяться составом группы обучающихся, их индивидуальными личностными характеристиками и др.);
  • многосторонность (данная программа направлена на профессиональное развитие специалистов разного уровня образования, управленческого и организационного статуса);
  • универсальность и интегративность (образовательная программа согласуется с тенденциями развития непрерывного фармацевтического образования в Российской Федерации, странах ближнего и дальнего зарубежья, поэтому может являться объектом экспорта и интеграции).

По исходному образовательному уровню

  • высшее фармацевтическое или медицинское образование;
  • среднее специальное фармацевтическое образование

По программно-методическому обеспечению

  • обеспечение слушателей и преподавателей практикумами, методическими и учебными пособиями по различным темам;
  • создание банка мультимедиа-лекций и видео-картотеки.

По профессорско-преподавательскому составу

  • уровни компетенций профессорско-преподавательского состава должны отвечать охвату всех областей компетенций обозначенных в образовательной программе, а также учебным методикам.

По материально-техническому обеспечению

  • наличие учебных аудиторий, позволяющих отрабатывать отдельные приемы процесса продажи товаров аптечного ассортимента;
  • оснащение средствами визуального (видео, компьютерная техника, доски, экраны, флипчарты и др.) и аудиального обучения.

5.2. Этапы развития проекта.

  • Комплектация имитационного торгового зала «Аптека» и учебной аудитории для тренингов необходимым оборудованием, фармацевтической и парафармацевтической продукцией, рекламными материалами проводилась в период с апреля 2007 г. по настоящее время и будет продолжена в последующем. На данном этапе было согласовано оптимальное с точки зрения использования при обучении размещение оборудования внутри имеющихся аудиторных возможностей с учетом последующего видеонаблюдения. Осуществлены приемка смонтированного оборудования и знакомство с основными правилами его эксплуатации. Привлечены к сотрудничеству в рамках программ обучения заинтересованные лица. Размещены на оборудовании предоставленные товары и рекламные материалы от компаний Фармстандарт, Санофи-Авентис, Сервье, Солвей-Фарма, Эгис, Ферросан;
  • проведение двух тематических циклов по программе «Управление продажами товаров аптечного ассортимента» в декабре 2006 г. для сотрудников ЗАО «Аптеки 36.6» - обучено 50 человек, тематических занятий с сотрудниками ЗАО «Аптеки 36.6» и слушателями – интернами: май 2007г. - 11 занятий, октябрь – 13, ноябрь - 15, декабрь – 12. Обучено более 300 человек. Циклы тематического усовершенствования и тематические занятия вызвали большой интерес слушателей, принявших участие в обучении, как к содержанию материалов проекта, использованных в учебном процессе, так и к форме проведения занятий. Эффективность приобретения и закрепления практических навыков по управлению продажами товаров аптечного ассортимента в ходе интерактивных семинаров подтверждалась как результатами тестирования слушателей, так и отзывами самих участников семинаров. Также было установлено, что Мультивизор дает великолепные технические возможности визуального обучения (не только презентации мультимедиа, видео, но и одновременное рисование).
  • подготовка к публикации методического пособия «Управление продажами товаров аптечного ассортимента» (октябрь – ноябрь 2007 г). Выход из печати – декабрь 2007 г.

6. Дальнейшее развитие проекта.

Дальнейшее развитие проекта во многом зависит от скорости перехода Российской Федерации к процессу непрерывного профессионального развития фармацевтических кадров, а также формального закрепления порядка их обязательной и добровольной сертификации, упорядочения процедуры выдачи лицензий на образовательную деятельность различного рода ассоциациям и учебно-методическим центрам.

Перспективы проекта связаны:

  • с укреплением интеграции факультета и фармацевтического бизнес-сообщества, являющегося основным потребителем и главным экспертом качества образовательных услуг;
  • с развитием формы дистанционного обучения;
  • со снижением барьеров выбора продолжительности, контингента, форм и методов обучения слушателей, если итог обучения не завершается выдачей документа государственного образца;
  • с формированием у профессорско-преподавательского состава навыков активных форм обучения и создания методических материалов для дистанционного обучения и улучшения визуальной составляющей восприятия учебного материала;
  • с дальнейшим укреплением материально-технической составляющей проекта.

7. Проблемы в развитии проекта.

  • низкая мотивация неформального повышения квалификации;
  • трудности реализации программ краткосрочного обучения (одно-, двух-, трехдневных и др. менее 72 часов);
  • необходимость освоения технологии активного обучения;
  • потребность оснащения компьютерной техникой;
  • необходимость увеличения площади учебной аудитории для размещения мультивизора.

8. Перспективы развития проекта на ближайший год.

  • обучение слушателей-интернов по отдельным модулям и темам образовательной программы «Управление продажами товаров аптечного ассортимента»;
  • совместная реализация программы в рамках непрерывного профессионального развития сотрудников ЗАО «Аптеки 36.6» и подготовки кадров на этапе вузовского обучения;
  • формирование банка методических материалов: пособий, практикумов, мультимедиа лекций, ситуационных видео-материалов.

9. Мероприятия (симпозиумы, конференции, семинары и пр.), в которых представлялась информация по проекту в 2006 - 2007 гг. или мероприятия, которые были посвящены данному проекту.

  • Российский медицинский форум (октябрь 2007 г.) – доклад «Проблемы комплементарности при подготовке фармацевтических кадров в процессе непрерывного профессионального развития»;
  • Научно-практическая конференции ГОУ ВПО Московская медицинская академия 12 декабря 2006 г. – доклад «Управление качеством подготовки провизоров на этапе послевузовского и дополнительно профессионального образования»
  • секционное заседание «Квалификация провизор, требования времени», организованное деканом ФППО провизоров, проф. Максимкиной Е.А. в рамках XII Всероссийской конференции «Аптечная сеть России» с целью привлечения внимания участников сферы обращения лекарственных средств и всех заинтересованных лиц к тенденциям и проблемам подготовки фармацевтических кадров; популяризации программ, разработанных в рамках национального проекта «Образование»; поддержания репутации Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова, как ведущего вуза в области инноваций в обучении и формировании интегрированного образовательного пространства; взаимодействия с потребителями образовательных услуг.
  • доклад на конференции Мособлфармации в Отрадном 31 мая 2007г.

10. Публикации по тематике проекта в 2006 - 2007 гг.

  • тезисы в материалах научно-практической конференции ГОУ ВПО Московская медицинская академия 12 декабря 2006 г.
  • доклад в материалах XII Всероссийской конференции «Аптечная сеть России» 27 марта 2007 г.
  • статья в журнале «Российский медицинский Форум» № 2, 2007 г.
  • глава 14 монографии под редакцией М.А.Пальцева
  • публикации интервью в газетах «Фармацевтический вестник» - август 2007 г. и «Московские аптеки» - ноябрь 2007 г.

Руководитель проекта, профессор
доктор фарм. наук                                                       Е.А. Максимкина

 


Исходная статья: Пресс-центр ММА имени И.М.Сеченова